Кино

Зигмунд Фрейд в разных жанрах

Зигмунд Фрейд считал, что психоанализ невозможно изобразить в кино. Может быть, и так, хотя фильмы, в основу которых положены его теории, говорят об обратном: «Заводной апельсин» (1971) Стэнли Кубрика, «Комната сына» (2001) Нанни Моретти, «Черный лебедь» (2010) Даррена Аронофски. В них есть и на что посмотреть, и над чем призадуматься на досуге. Некоторые же режиссеры идут по более простому (или сложному?) пути и снимают фильмы не про теории Фрейда, а про него самого.  

«Фрейд: Тайная страсть» (1962)

Фильм Джона Хьюстона («Умершие», «Моби Дик», «Мальтийский сокол») нельзя назвать в полной мере биографическим. Картина захватывает только первые годы становления психоаналитика и начало его самостоятельной практики. С одной стороны – молодой врач с кажущимися безумными идеями лечения неврозов, к которым он пришел, пугаясь собственных открытий. С другой – когорта старых врачей, не желающих его принимать. А посередине – Сесилия Кортнер, пациентка, на которую все уже махнули рукой. Но не Фрейд.

Роль доктора исполнил Монтгомери Клифт («Нюрнбергский процесс», «Внезапно, прошлым летом», «Наследница»), на которого кинокомпания сразу после съемок подала в суд. Его проблемы со здоровьем привели к простоям и, соответственно, незапланированным издержкам. Но фильм после выхода высоко взлетел, и Клифт только благодаря этому выиграл дело.

«Фрейд» пропитан нуарным настроением, экспрессионистской интеллектуальностью, присущей Жан-Полю Сартру (он написал первую версию сценария), и, конечно же, тонкостями психоанализа.

«Когда Ницше плакал» (2007)

Тем, кто говорит, что философия и психоанализ – это скучно, явно не хватает в жизни фильма Пинхаса Перри «Когда Ницше плакал». Философы и психиатры – тоже люди с кипящими в душе страстями, бытовыми проблемами и любовью. Неразделенной, ослепляющей, сводящей с ума. Разве что чувствуют они ее по-другому, поскольку пытаются анализировать, а не все эмоции поддаются анализу. Не умея найти логического объяснения своим чувствам, они страдают. И нередко теряют голову.

К доктору Йозефу Брейеру приходит Лу Саломе. Она просит спасти ее друга Фридриха Ницще и избавить его от суицидальных наклонностей. Два великих ума встречаются друг с другом и сразу не сходятся. Постепенно на поверхность всплывают проблемы и самого Брейера – нездоровое влечение к красивым пациенткам, которое конфликтует с долгом перед женой.

Есть в этой запутанной истории и доктор Фрейд – друг Брейера. Последний делится с ним своими странными, болезненно-сюрреалистическими сновидениями. Наблюдая и анализируя «битву умов» со стороны, Фрейд сыграет свою роль при помощи гипноза, которым он увлекался в то время. А исполнил роль доктора Джеми Элман, также снимавшийся в сериалах «Безумцы», «Доктор Хаус» и «CSI: Место преступления Нью-Йорк».

«Опасный метод» (2011)

Фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» снят по мотивам пьесы Кристофера Хэмптона «Лечение разговором», а та, в свою очередь, основана на книге Джона Керра «Самый опасный метод». В центре истории Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, а также их непростые взаимоотношения с пациенткой – красавицей и умницей Сабиной Шпильрейн.

«Опасный метод» – спорный фильм: часть зрителей воспринимает его как комедию, а часть – как серьезную драму. В реальности же в нем есть элементы и того, и другого. Все-таки не стоит совсем уж серьезно изображать Фрейда, иначе мы помрем от скуки. Вот Кроненберг и разбавил интеллектуальную сухость бесед Юнга и Фрейда истериками Сабины, запутанными сексуальными связями и даже деликатной поркой. Все это придает картине эмоциональность и жизнь. Особенно на фоне безукоризненного общества, где все происходит.

Главные роли в «Опасном методе» исполнили Майкл Фассбендер, Кира Найтли и Вигго Мортенсен. Чтобы вжиться в роль Фрейда, Мортенсен прочитал о нем всю литературу и даже посетил дом-музей в Вене. Усилия стоили того: когда впервые видишь его в кадре, сомнений не остается – перед нами самый настоящий Фрейд.

«Терапия для вампира» (2014)

Такого Зигмунда Фрейда вы точно не видели. Дэвид Рюм («Бегство», «Курица – ужин для гурманов») снял черную комедию про графа Гезе фон Кеснема, который для решения своих психологических проблем обращается к Фрейду. Вот только граф этот – старый вампир, и страдает он от депрессии, в которую его вверг многовековой брак с Элизой. Женщина, в свою очередь, печалится от того, что не может увидеть себя в зеркале. Фрейд находит способ излечить обоих – в соответствии со своими убеждениями, что, конечно же, приводит к ряду забавных ситуаций.

Для столь малоизвестной комедии фильм сделан очень хорошо – даже странно, что о нем практически не знают. Хотя Дэвид Рюм не планировал покорять мировые фестивали, а снял «Терапию» скорее для собственного удовольствия. «Терапия для вампира» отличается колоритными персонажами, качественным музыкальным сопровождением, прекрасными костюмами и отличной игрой актеров. Главные роли исполнили Тобиас Моретти, Доминик Олей, Жанетт Хайк, Корнелия Иванкан. Ну а Зигмундом Фрейдом был Карл Фишер.

«Мой друг Зигмунд Фрейд» (2018)

Зигмунд Фрейд появляется на экране не только в качестве главного героя, но и как второстепенный персонаж, который, между тем, способен двигать сюжет, ничего при этом не делая. Почти.

В «Моем друге Зигмунде Фрейде» режиссера Николауса Лейтнера («Потом тишина», «Черные дни», «Половина жизни») молодой парень Франц (Симон Морзе) приезжает в Вену для работы в табачной лавке старого друга своей матери. Там он знакомится с психоаналитиком, большим любителем сигар. В разговорах с молодым человеком тот дает ему несколько советов, которые позволяют парню привлечь внимание популярной девушки. Фрейд в исполнении Бруно Ганца остается как бы в стороне, но все равно влияет на судьбы, а его теории находят отражение в сновидениях главного героя.

Действие фильма разворачивается на фоне растущей фашистской угрозы. Это выводит банальную, в общем-то, любовную историю на другой уровень, что усугубляется еще и тем, что большинство местных жителей фашистов встречают с симпатией. Тогда как хозяин табачной лавки, где трудится Франц, попадает под удар из-за сопротивления режиму вместе с Зигмундом Фрейдом, имевшим, как известно, еврейское происхождение. Франц до последнего не хочет видеть, что творится вокруг, но в конце концов и ему приходится открыть глаза.

«Фрейд» (2020)

В сериале «Фрейд» знаменитый психоаналитик, которого сыграл Роберт Финстер («Оберегающий моего брата», Стефан Цвейг», «Деньги не пахнут»), переквалифицировался в детективы. Сценаристы превратили его в борца со злом, но при этом не забыли и о реальных фактах его биографии. Здесь Фрейд еще молодой амбициозный доктор, не имеющий веса в медицинском сообществе. Более того, из-за практики гипноза многие коллеги считают его шарлатаном. Фрейд только вернулся со стажировки у психиатра Жана Шарко в Париже, едва сводит концы с концами из-за долгов и регулярно накачивается одним запрещенным веществом, считая его лучшим средством для стимуляции мозговой деятельности.

Тем временем по Вене 1886 года прокатывается серия жестоких убийств: сначала погибают проститутки, после – дети, а затем очередь доходит и до аристократов, погрязших в лености и разврате. Фрейд, ясновидящая Флер (Элла Румпф) и полицейский Альфред Кисс (Георг Фридрих) объединяются в одну команду, чтобы найти убийцу.

К финалу сериал обрастает чертами мистики и становится весьма сумбурным, однако что в нем действительно хорошо, так это атмосфера загнивающей Австрии, стоящей на пороге больших и во многом не очень хороших перемен. А сценаристы явно успели ознакомиться с работами Фрейда – те, кто в теме, без труда увидят отсылки к теориям отца психоанализа в поведении персонажей и антураже.

«По Фрейду» (2023)

  

Картина Мэтта Брауна «По Фрейду» – это блестящий диалог между Зигмундом Фрейдом и писателем Клайвом Льюисом, автором фэнтези-цикла о Нарнии. Полуторачасовой теологический спор на фоне разгорающейся Второй мировой войны. Весь фильм они просто разговаривают, кое-что вспоминают и обмениваются друг с другом своими взглядами на веру в Бога, на смерть и то, что есть (или нет) после нее, на человеческие страхи и нездоровые привязанности, имеющиеся у каждого из них. 

Главные роли исполнили Энтони Хопкинс (Фрейд) и Мэттью Гуд (Льюис). На них «По Фрейду» и держится, выстраивает свои теории, не признавая правым или неправым ни того, ни другого. В этом прелесть фильма – он не пытается что-то навязать зрителю, а дает ему право самому решить, чью сторону стоит занять.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Майор Гром: Игра»: У нас есть «Темный рыцарь» дома

Спустя год после событий первого фильма бесстрашный офицер Игорь Гром живет привольной жизнью суперзвезды городского масштаба и всеобщего любимца. Ударно…

10 часов назад

Олеся Судзиловская снова сыграет Любовь Орлову

Сегодня, 17 мая, в Московской консерватории состоится спектакль-посвящение Любови Орловой «Журчат ручьи». Главную роль в постановке исполнит заслуженная артистка России…

20 часов назад

Я всегда с собой беру видеокамеру: История формата «найденной пленки»

«Ведьма из Блэр», явившаяся миру 25 лет назад (как раз в мае 1999-го состоялся показ на Каннском фестивале), навсегда изменила…

23 часа назад

«Шекспир. Шостакович. Гамлет» и Евгений Миронов в Ереване

17 мая 2024 года самая знаменитая пьеса мировой драматургии прозвучит в новом формате в исполнении народного артиста РФ Евгения Миронова…

1 день назад

«Люди Икс ‘97»: Приятное путешествие в детство

«Радиоактивные люди» вернулись! В 1990-е анимационные супергерои-мутанты взорвали американское телевидение. Увлечение комиксами, некогда постыдное, трансформировалось в повзрослевшую анимацию, герои которой…

2 дня назад

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет.…

2 дня назад