Статьи

Жизнь искусства в 13 живописных картинах

По случаю Дня художника, он же – день рождения Пабло Пикассо, мы решили собрать самые вдохновляющие биографические ленты о великих художниках. В том числе, конечно же, и о Пикассо. А еще – о Микеланджело и Моне, Рублеве и Мунке, Рембрандте и многих, многих других.

«Андрей Рублев» (1966)

Андрей Рублев (1360–1428/30) не только одно из главных имен в истории русского искусства, но и важная фигура в истории в целом. Работы художника стали образцом иконописи в период самого ее расцвета в XV веке. Самой известной иконой Рублева считается «Троица», однако он успел создать фрески Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икону «Умиление» Успенского собора во Владимире и в ряде других православных храмах и монастырях.

Собственный взгляд на жизнь Рублева изложил в своем втором полнометражном фильме Андрей Тарковский. Картину сначала жестко раскритиковали в СССР – теперь же ее называют едва ли не самой важной работой режиссера. Трехчасовая лента охватывает 25 лет из жизни Рублева, о которой, впрочем, практически нет сведений. А потому картина «Андрей Рублев» – это в первую очередь попытка воссоздать и понять духовный мир художника, чье имя канонизировала РПЦ.

«Леонардо» (2021)

Леонардо да Винчи (1452–1519) был невероятно разносторонним творцом и ученым: его открытия в области анатомии заслуживают не меньшего внимания, чем пресловутая «Мона Лиза». Более того, Леонардо был прекрасным конструктором, который мог и спроектировать летательный аппарат, и создать новый музыкальный инструмент. Словом, подобных да Винчи гениев история практически не знает.

Есть одна проблема: достойного байопика о нем еще не сняли. Однако есть как минимум две любопытные попытки проанализировать творчество художника и его таинственную личность. Игровой сериал «Леонардо» с Эйданом Тернером в главной роли рассказывает биографию с точки зрения детективной истории, случившейся с натурщицей Катериной да Кремона. А фильм «Неизведанные миры» (2019) так и вовсе похож на эксперимент, о котором даже создатели не могут четко сказать, удавшийся он или нет. Одно понятно: воссозданные при помощи современных технологий картины да Винчи выглядят на экране довольно странно.

«Грех» (2019)

«Я видел ангела в куске мрамора. И резал камень, пока не освободил его», – Микеланджело Буонаротти (1475–1564).

Он настолько известен и велик, что его называют только по имени – Микеланджело. Скульптор, создавший идеального Давида, художник, расписавший Сикстинскую капеллу (среди фресок которой – «Сотворение Адама» 1511 года), его стихи легли в основу произведений Рихарда Штрауса и Дмитрия Шостаковича, а в качестве архитектора он участвовал в создании собора Святого Петра в Ватикане и библиотеки Лауренциана во Флоренции…

Список, словом, длинный и впечатляющий. Неудивительно, что первая биография была написана еще при жизни художника. Но большой талант – это тяжелая ноша, а потому в жизни Микеланджело было немало испытаний. Он пережил 13 римских пап, 9 из которых делали у него заказы, а за преданность творца боролись самые влиятельные семьи Италии. Об этом, а также о творческом пути и метаниях Микеланджело Буонаротти рассказывает «Грех» Андрея Кончаловского.

«Тайны «Ночного дозора» (2007)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1969) – пожалуй, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. У него была масса учеников и последователей, светотень его исполнения возведена в канон, а эмоциональной выразительности, какую открыли его полотна, история доселе не знала. Удивительно, что Рембрандту посвящен лишь один байопик, и тот сосредоточен на создании «Ночного дозора».

По сюжету, Рембрандт берется написать картину с портретом роты городского ополчения и в процессе работы выясняет, что смерть прежнего капитана была запланированным убийством. Намеки на преступление художник зашифровывает в картине, чем навлекает на свою семью серьезные проблемы.

Питер Гринуэй смог воспроизвести этот эпизод из жизни Рембрандта так, что его фильм сам выглядит как холст – со светотенью, нужным градусом драматизма и прекрасной актерской игрой (Мартин Фриман исполнил главную роль). А вслед за игровой лентой 2007 года режиссер выпустил еще и документальный проект «Рембрандт: Я обвиняю» (2008), в котором буквально на атомы разбирает знаменитое полотно художника «Ночной дозор» (1642).

«Портрет красивой девушки» (2008)

Син Юн Вок (1758 – неизв.) по прозвищу Хевон – художник эпохи Чосон, практически единственный, кому в южнокорейском кинематографе посвящены игровые проекты. Многие историки считают, что Син была женщиной, а потому внимание ее фигура привлекает куда большее, чем целый ряд мужчин-художников того же временного периода. Но мы сосредоточимся именно на полнометражном проекте, где Син Юн Вок не просто художница, но и невероятно яркая личность, чья страсть и любовь оборачиваются настоящей бедой.

Зарождалось изобразительное искусство в Корее VI века под влиянием искусства Китая, где местные художники заимствовали техники и стили. Но, увы, традиционная корейская живопись как жанр практически была уничтожена во время Японского колониального периода (1910–1945). Вероятно, поэтому игровых, равно как и документальных проектов о корейских художниках, совсем мало. Среди них можно выделить байопик «Штрихи огня» (2002), посвященный жизни художника эпохи Чосон по имени Чан Сын-оп, или Овон – и сериал «Рисующий ветер» (2008), где вышеупомянутый Син Юн Вок представлен мужчиной.

«Хокусай» (2020)

Его имя знает даже тот, кто искусством не интересуется вовсе, а «Большая волна в Канагаве» давно растиражирована на принтах для футболок из массмаркета. Сложно поверить, что Кацусика Хокусай (1760–1849) жил несколько столетий назад: его «Волна» продолжает захлестывать массовую культуру, как если бы он работал по соседству с Уорхолом.

Хокусай не просто так стал самым известным японским художником далеко за пределами своей страны: он был тем самым бунтарем, который отказывался творить в традиционном жанре укиё-э. Вместо этого Кацусика прорабатывал собственный стиль, совмещая элементы европейской живописи (как перспектива) и приемы японских школ Римпа и Тоса. Фильм «Хокусай» рассказывает, как творец отыскал свой стиль, что предшествовало созданию «Большой волны» и чем он занимался после того, как прославился.

Кстати, творчеству Кацусики Ои, дочери художника, посвящен отдельный аниме-проект: «Мисс Хокусай» (2015). Если верить сюжету, некоторые из картин, которые выставлялись потом под именем Хокусая, написала именно Ои.

В то же время, что и Хокусай, творил другой известный японский художник Китагава Утамаро (1753–1806). Его творчество – гравюры в том самом традиционном стиле укиё-э – было в первую очередь сосредоточено на женской красоте, а самой знаменитой его работой стала «Красавица Нанивая Окита» (1795–1796). Источнику вдохновения художника и его прекрасным музам посвящен фильм «Мир Утамаро» (1977).

«Импрессионисты» (2006)

Оскар Клод Моне (1840–1926) – основоположник импрессионизма, практически первого протестного направления в искусстве. Именно он создал технику создания пейзажей при помощи экспрессивных мазков – без глубины, зато мощных и ярких, способных передать зрителю сиюминутное состояние природы. Свобода была главным принципом творчества Моне, хотя сам он не написал ни одного манифеста. Его наиболее известные произведения – «Впечатление. Восходящее солнце» (1872), «Бульвар Капуцинок» (1873) и «Вокзал Сен-Лазар» (1877). Хотя наибольшее место в его творчестве все-таки, как ни странно, занимают «Кувшинки»: 250 картин, кто бы мог подумать.

Несмотря на то, что сериал «Импрессионисты» основан на архивных письмах, записях и интервью, он не числится в списке байопиков Клода Моне. Однако это единственный игровой проект, в котором хоть как-то освещается жизнь художника. За исключением снятой для телевидения драмы «Моне. Тень и свет» (1999), которая вкратце освещает уроки, которые Моне дал своему ученику Даниэлю Фонтейну.

«Эдвард Мунк» (1974)

Норвежский художник Эдвард Мунк (1863–1944) был одним из первых представителей экспрессионизма наряду с Джеймсом Энсором и Винсентом Ван Гогом, которому «КиноРепортер» посвятил отдельный материал. Его картина «Крик» (1893–1910) стала олицетворением сильнейших человеческих эмоций в XX веке и основой для многочисленных мемов в XXI (что тоже считается за успех). Что до других экспрессионистов, то фигура Ван Гога, например, так часто возникает в кино, что за Мунка становится обидно.

И все-таки есть один байопик – «Эдвард Мунк» документалиста Питера Уоткинса, который даже самого Ингмара Бергмана привел в восторг. Мастер так и сказал: «Работа гения» – вероятно, потому, что  фильм в первую очередь ярко иллюстрирует творческий процесс как таковой. А реконструкция событий жизни Мунка в период его становления в псевдодокументальной манере в течение 3,5 часа буквально погружает в мир художника, как если бы это был не игровой фильм. Даром что в кадре только непрофессиональные актеры.

«Прожить жизнь с Пикассо» (1996)

Имя Пабло Пикассо (1881–1973) буквально ассоциируют с кубизмом: именно его картина «Авиньонские девицы» (1907) знаменует начало истории этого направления. При этом в разные периоды творчества художник творил в разных стилях – от классических портретов, как «Портрет матери» (1896), до масштабных кубических полотен, как антивоенная «Герника» (1937). Пикассо были подвластны самые разные материалы и техники: он не только писал картины, но и создавал скульптуры, керамику и даже театральные декорации.

Биографический фильм «Прожить жизнь с Пикассо», основанный на книге Арианны Хаффингтон «Пикассо: Создатель и разрушитель», рассказывает в первую очередь об отношениях художника. На экране по очереди появляются его музы, любовницы, жены и соратницы – от Франсуазы Жило и Ольги Хохловой до мадам Пикассо и Жаклин Рок, картина раскрывает личность Пабло с той стороны, которая ни одному искусствоведу не доступна. Кроме того, у байопика очень любопытный каст: Энтони Хопкинс сыграл самого Пикассо, Джулианна Мур – его любовницу Дору Маар, а Доминик Уэст – сына.

«Отголоски прошлого» (2008)

Сальвадор Дали (1904–1989) – лицо сюрреализма, он сам так и говорил: «Сюрреализм – это я». Его жизнь полна странных событий, чудаковатых выходок и порой действительно необъяснимых решений. Но в первую очередь он гениальный творец: художник, режиссер, скульптор, график и писатель. Его перу принадлежит знаменитая картина «Постоянство памяти» (1931), доступно изображающая нелинейность времени.

Байопик «Отголоски прошлого» застает юного Сальвадора в Мадриде 1922 года: ему 18, и он готов покорить весь мир. Он встречает такого же юного поэта Федерико Гарсиа Лорку и начинающего режиссера Луиса Бунюэля. Все трое – революционеры в своем деле, и кажется, что для них просто не существует границ. Однако жестокая история XX века раз за разом разводит друзей по разные стороны – океана, отношений и баррикад. Роль Дали в фильме исполнил Роберт Паттинсон – и премьера состоялась еще до злополучных «Сумерек» (2008), которые надолго заперли актера в амплуа вампира-романтика.

«Поллок» (2000)

Он был первым американским авангардистом: Джексон Поллок (1912–1956) разбрызгивал, а то и разливал краску по холсту, используя силу всего тела для создания изображений. Одни критики восхищались его творчеством, другие смеялись над случайно созданными образами, однако влияние Поллока невозможно отрицать: он стал идеологом абстрактного экспрессионизма, который продолжает успешно существовать по сей день. Его картина «Номер 5» стала одним из самых дорогих полотен в мире.

К сожалению, художник прожил короткую жизнь: у него были проблемы с алкоголем, чему только способствовало творческое затворничество. Не помог Поллоку и психоанализ, которым он вдохновлялся для создания своих работ. Байопик о жизни творца, основанный на биографической книге «Джексон Поллок, американская сага», стал первой режиссерской работой Эда Харриса. Актер не только снял картину «Поллок», но и сам сыграл главную роль – и, надо сказать, другого на его месте представить нельзя.

«Фрида» (2002)

«В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», – Фрида Кало.

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (1907–1954) – таинственная фигура с мрачным прошлым. Когда она была совсем юной, авария навсегда изменила и ее быт, и ее мировоззрение. А потому ее творчество пронизано болью, пропитано кровью и напоминает о вещах, про которые мы не хотим говорить в повседневной жизни. И ни на одном портрете Фрида не улыбается. Несмотря на то, что долгое время художница скрывалась в тени своего мужа – знаменитого художника Диего Ривера, она не сумела зарыть свой талант.

Есть ряд игровых и документальных фильмов, посвященных жизни художницы, но самый яркий из них, пожалуй, «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Байопик освещает все важные моменты жизни художницы от злополучной аварии и брака с Ривера до связи со Львом Троцким и первой персональной выставки. И помимо того, что это практически единственный байопик о женщине-художнике, он еще и невероятно красивый: «Оскар» за грим и саундтрек, а также «Золотой глобус» за саундтрек и BAFTA за грим прилагаются.

«Я соблазнила Энди Уорхола» (2006)

Энди Уорхол, или Эндрю Уорхола (1928–1987) перевернул мир искусства с ног на голову и наклеил на него этикетку. Созданные им изображения консервной банки с томатным супом «Кэмпбелл» и трафаретный портрет Мэрилин Монро теперь практически у каждого обывателя ассоциируются с американской культурой середины XX века. И по сути, с активным участием Уорхола поп-арт стал практически равен массовой культуре. Кроме того, в 1960-е он был продюсером и менеджером культовой музыкальной группы The Velvet Underground, которая и сама впоследствии стала культурным феноменом. Вот только он не на мир искусства повлиял, а на мир моды…

Байопик «Я соблазнила Энди Уорхола» в первую очередь рассказывает о проекте «Фабрика», где художник познакомился со своей музой Эди Сэджвик. Увы, их творческая и любовная связь не сыграла парочке на руку: Эди погибла из-за наркотической зависимости, так и не добравшись до вершины карьеры. Что в целом на фигуре Уорхола почти не отразилось.

Есть также биографический фильм «Я стреляла в Энди Уорхола» (1995), но в нем центральное место занимает Вэлери Соланас, чью рукопись творец умудрился потерять. Это отдельная история о пути феминизма в искусстве XX века, и ее мы оставили за кадром.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад