В эфир вышла новая, еще более откровенная версия сериала Бориса Хлебникова «Обычная женщина».
Новая версия получилась настолько вызывающей, что ее нельзя показывать на ТВ — киносериал будет доступен только на онлайн-платформе. Как это произошло? Говорят, Борис Хлебников дал слово сценаристке Марии Меленевской и согласился показать зрителям киносериал таким, каким он был изначально задуман — еще более феминистским, откровенным, с резкими, как пощечины, вызовами привычно мужскому порядку вещей. Для зрителя здесь появилось еще больше нерассказанных женских историй, которые будет интересно раскрыть.
Секреты и ложь
«Есть вероятность гидроцефалии и серьезных неврологических нарушений» — с такого огорошивающего вердикта врача-гинеколога начинается новый день в жизни Марины Сергеевны. В свои 40 лет она беременна третьим ребенком — возраст опасный, нужна особая осторожность: строгий режим и полный покой. Но покой Марине только снится, да и на сон времени почти нет. Муж Артем — талантливый хирург, но Марина не догадывается о служебном романе супруга с коллегой Никой — тоже беременной. Все домашнее хозяйство — на Марине. Правда, с младшей дочкой помогает свекровь, но на то, чтобы выносить ее занудство нужны богатырские силы. Старшая, Катя, вроде бы, пристроена — в хороший институт, вот только учиться категорически не желает, угроза отчисления за прогулы нависает дамокловым мечом.
Бизнес — Марина Сергеевна владеет небольшим цветочным магазином — идет ни шатко, ни валко — не доход, а слезы. Но это как раз пустяки, потому что цветочный бизнес — так, липа для отвода глаз, а реальный заработок, позволяющий семье Лавровых вести жизнь представителей среднего класса, Марине приносит сутенерство. Конечно, никто из родных и близких не знает о том, что она держит респектабельный онлайн-бордель — только для обеспеченных клиентов. Секреты и ложь — это то, на чем зиждется существование такой обычной на вид женщины.
И теперь количество тайн и обманов будет расти с каждой минутой: в гостиничном номере, где, как правило, проходят встречи подопечных бандерши с клиентами, задушена девушка Света. Вызвать полицию — значит, подписать себе приговор, нужно избавляться от трупа. И вот с одной стороны на пятки наступает Следственный комитет, с другой — бойфренд погибшей, с которым та шантажировала клиента-банкира. А ведь есть еще люди самого банкира; бьет тревогу сестра Светы, только-только прибывшая в Москву из провинции с целью дорого продать свою девственность; и смертельная опасность исходит со стороны тех, кто реально стоит за убийством, которое Марина пытается раскрыть собственными силами.
Рассекающая волны
Назвать фильм бенефисом Анны Михалковой было бы несправедливо по отношению к другим актерам: здесь важны все персонажи. Но ее Марина — энергетический центр, основа основ. Михалкова не боится выглядеть нелепой, забавной, или, что сложнее всего, заурядной: на попадании такой привычной, такой узнаваемой нашей современницы в совершенно нерядовые ситуации построен сюжет. Даже в самых гротескных, комичных или, наоборот, устрашающих ситуациях авторы избегают фальшивого перебора. С жанрами сериал обращается с легкостью: тут и настоящий детектив, и социальная драма, и семейный роман, и комедия положений.
Борис Хлебников — один из немногих российских режиссеров, исповедующих подобный подход. «Обычная женщина» — этапный для Хлебникова проект, opus magnum, практически манифест реальности в ее прихотливых ипостасях. И, пожалуй, его первый фильм, где происходит подобная смена гендерной оптики. Оба слова в названии сериала — ключевые. «Обычность», за которой, только копни, скрываются бездны — и героизация женщин. Помощь Марине оказывают только они: то товарка по бизнесу, то бывшая подопечная-наркоманка, а иногда даже целый отряд рабочих-ремонтниц. Авантюрность и сила женщин — вклад, который проект Хлебникова вносит в феминистскую повестку.
Во все тяжкие
Еще в 2013-м, в связи с фильмом «Долгая счастливая жизнь» Борис Хлебников, отвечая на вопрос про размытость критериев добра и зла на экране, говорил: «У нас вообще хрен поймешь — кто враг, а кто нет. И где этот враг находится. Милиция — совсем не та, что у американцев. Повезет — будет приличный человек, не повезет — будет кошмар какой-то. И так же с судом, с правительством… То есть, у нас действительно невозможно определить точно врага. Соответственно, и героя современного невозможно сформулировать, потому что он не может быть чистым. Поэтому в американском фильме очень понятно плохое и хорошее, а у нас все перемешано — и герои, и антигерои».
Сериал Хлебникова — квинтэссенция такой картины сложного, избегающего деления на черное и белое мира. Герой «Долгой счастливой жизни», отчаявшийся найти правду, зверел и брался за оружие. У Марины Сергеевны другой путь. Она — гений в решении проблем мирным (пусть и не всегда законным) путем. «Менты — это дорого, я свои проблемы решаю сама» — жизненное кредо героини. Возможно, в другой социальной реальности она могла бы затмить Ангелу Меркель или стать международным сыщиком экстра-класса.
«Обычная женщина» — редкий фильм, где не найти ни одного плакатно положительного героя. Задолго до работы над сериалом Хлебников говорил: «Эта проблема не частная, а как бы уже мощная, большая проблема страны. Когда нормальный человек нигде не может найти правду, а обстоятельства делают его преступником в результате».
Этот аспект в «Обычной женщине», объясняется не только влиянием общественно-политического климата. Хлебников далек от того, чтобы судить и обвинять героев; режиссер любит своих персонажей — любых; ему жаль с ними расставаться. Поэтому с 20 июня «Обычная женщина» вновь появится на экране — в расширенном и дополненном виде: погибшая проститутка Света (Аглая Тарасова), «кудряшка Сью» из поселка Мулино, ставшая жертвой неизвестного убийцы в новой версии получит свою сюжетную линию, из которой мы узнаем, как барышня оказалась в Москве, чем встретила ее столица и что привело в роковой гостиничный номер.
Дополненная версия сериала «Обычная женщина» доступна на ТНТ-PREMIER.
Комментарии