Интервью

Юрий Стоянов: «Я заслужил сниматься с теми, кого люблю»

10 июля актер театра и кино, юморист, пародист, телеведущий и музыкант Юрий Стоянов празднует 65-летие. Артист вернулся к широкому зрителю с шоу «100янов», а следом покорил их сердца в образе добродушного и острого на язык деда Славы в сериале «Вампиры средней полосы».

Первый выпуск шоу «100янов» начинался с того, что вас, как Шварценеггера в фильме «Коммандос», находят где-то в лесной избушке и со словами «Вы нужны России» зовут в новый проект. Так все и было?

— Да, приблизительно. За исключением того, что я никогда не был отставным спецназовцем и в тот момент не рубил дрова в деревне. А работал в театре, много снимался, писал книжку и сознательно, почти агрессивно отвергал любые предложения, связанные с юмором на телевидении.

Почему отказывались?

— Хотелось попробовать себя в других амплуа, оправдать свою основную профессию – артиста театра и кино.

Зачем же вернулись в юмор?

— Истосковался по профессиональному баловству. Все-таки зритель ждет от меня именно таких персонажей, а я всегда готов их показать.

В шоу с вами в кадре Дмитрий Певцов, Виктор Сухоруков, Мария Аронова, Владимир Меньшов и другие большие артисты. Вы принимали участие в отборе партнеров?

— Да, конечно. Без личной человеческой симпатии я не умею входить в кадр. Это не самое мое профессиональное качество, но к 60 годам я заслужил сниматься с теми, кого люблю. И еще было одно очень важное требование: это должны были быть артисты, которые никогда не были засвечены ни в одном юмористическом шоу, не имели большого комедийного бэкграунда. Хотелось, чтобы они предстали перед зрителями в необычном для себя амплуа.

Стоит ли расценивать шоу как посвящение Илье Олейникову и «Городку»?

— Безусловно! И месседж, который я посылаю на небеса моему другу Илье, очень прост: «Посмотри, как много нужно потрясающих артистов для того, чтобы заменить тебя одного».

Ваше детство прошло в Одессе. Жванецкий, Карцев, Ильченко… Что в этом городе рождает столько людей с искрометным чувством юмора?

– Вместо ответа прочитаю мое стихотворение, называется «Одесса»:

Одесского трамвая кутерьма.
Он следует по третьему маршруту.
Где справа кладбище, а слева где тюрьма,
И остановки каждую минуту.
Здесь говорят соседу своему,
За поручень цепляясь в повороте:
«Хотите сесть? Так это вам в тюрьму.
Хотите лечь? Так это вам напротив».
И якобы давно слепой цыган
С гармошкой и веселой, хитрой рожей
Толстовский перескажет вам роман,
Представившись Карениным Сережей.
Споет вам про сиротскую судьбу,
От голода затягивая пояс,
Про маму в укороченном гробу,
Поскольку голову отрезал маме поезд.
И пожилой безногий инвалид
Начнет в трамвае тихо материться.
И станет ясно, что душа болит,
А ноги не болят уже лет тридцать…
Смешно и грустно. Детства угольки
Я раздуваю в смутную погоду,
Ведь посетить родные уголки
Мне запретили ровно на три года…

Дальше не могу цитировать – там очень жестко.

Вы в детстве пародировали советских политиков и школьных учителей. Вам никогда не прилетало за это от родителей?

— От мамы прилетало. Она работала заместителем директора по воспитательной работе в школе, где я учился. Когда меня отправляли в Москву, мама много раз повторяла одну фразу: «Держи там свой язык за зубами и помни, что тебя кормят родители-коммунисты». (Смеется.) В школе пародировал учителей, а дома для гостей – Брежнева. До тех пор, пока я самому Леониду Ильичу не рассказал анекдот про него в компании его внучки, которая училась в моем же институте, в ГИТИСе.

Вы показали пародию на Брежнева ему самому? Ничего себе! И как он отреагировал?

– Он сказал: «Юра, никогда больше не рассказывай анекдоты про Брежнева. Потому что у меня Леонид Ильич получается лучше».

Фото: Алексей Сорокин

Вы ведь виртуозно на гитаре играете…

— Она спасла мне жизнь в прямом смысле этого слова, кормила меня и одевала. Ну что у меня зарплата была во времена работы в БДТ? 100 рублей. Через 3 года к зарплате 120 рублей добавились алименты 33%. А мне надо было соответствовать статусу артиста лучшего в стране театра и приходилось искать деньги на стороне. Я выступал по всяким клубам, ЖЭКам, воинским частям, психбольницам, тюрьмам. Это невероятный опыт общения с очень разным зрителем, который мне пригодился в дальнейшей актерской жизни.

А какое место выступления было самым диким – сумасшедший дом или тюрьма?

– У меня было много страшных концертов, скажу вам честно, но выделю один. Мы играли в городе Кунгуре, который окружают зоны и тюрьмы. Во время нашего выступления, тогда уже в паре с Ильей Олейниковым, зал был полностью пьяный. И хороший концерт там смотрелся бы не органично, поэтому наш прошел соответственно реалиям. И в конце я, кланяясь, тихо сказал: «За что? Господи, как же стыдно…» А мой партнер Илюша, улыбаясь, сквозь зубы прошептал: «Все нормально, Юрик, ты здесь на один день, а они на всю жизнь».

В 2001 году вы вместе с Ильей получили звание народного артиста.  

– Ой, как давно! Мне было тогда 43 года. Рано дали!

Это, кстати, уникальный случай, что вам двоим сразу дали «народных».

– Благодаря двум людям, как я понимаю. Канал «Россия» представил нас к званию. Это тоже уникальный случай, мы ведь не были сотрудниками канала, просто делали программу «Городок» и продавали ее вещателю. А в Кремле сидели какие-то люди еще со времен Иосифа Виссарионовича в наградном отделе, которые, руководствуясь инструкциями 1930-х годов, сказали: «Нет такого положения, нельзя, не побыв 5 лет заслуженным артистом, стать народным». Но свое мнение высказали Олег Павлович Табаков, с которым я не был тогда знаком, и в тот момент глава президентской администрации Волошин, который сказал дословно: «Вручайте, подписывайте, подписывайте. Ваше дело – привести в соответствие реальное положение дел с вашими инструкциями. Поскольку они являются народными, наша задача это зафиксировать». Я был очень удивлен и польщен этой фразой.

Вас знают, конечно, как актера комедийного, и тем интереснее было смотреть драму «Человек у окна», где вы совсем другой. Насколько важны для вас подобные работы?

– Это лучшее, что я сделал в кино на сегодняшний день. Но опять же, для того чтобы это произошло, должно было сойтись очень много всяких обстоятельств. Канал «Россия» решил, что пришло время показать меня зрителям в другом качестве – как драматического киноактера. Дальше встал вопрос материала. Его написал мой друг, сейчас он уже маститый сценарист Илья Тилькин. А тогда он был мальчиком, который принес мне пьесу «Перезагрузка» и сказал: «Юрий Николаевич, я вижу только вас, сыграйте ее, пожалуйста». И я тогда вернулся в театр, в 2000-м, и сыграл эту главную роль. Так началась наша дружба. А фильм – результат очень длительного общения и наговоров на магнитофон моих каких-то историй, впечатлений, вообще моей жизни. Поэтому «Человек у окна» – в большой степени личное высказывание, оформленное и сочиненное еще и очень талантливым человеком. А еще и режиссер Месхиев – такой уровень! В остальных лентах я снимался как артист, которого приглашали. Но вы знаете, ни в одном фильме не проходил кинопроб и не буду.

Еще более заметный ваш проект – фильм Никиты Михалкова «12». Ваш герой, директор телекомпании, был воспринят многими как самый противный автору персонаж. Так ли это, и если да, то вас это смущало или, наоборот, стимулировало?

– Смущало изначально. Он был сделан очень схематично, это было совершенно очевидное высказывание по поводу топ-менеджеров телевизионных компаний. Мне даже грим Дмитрия Лесневского и прическу Константина Эрнста делали, но мы с Никитой Сергеевичем в итоге придумали вместе некоего молодого человека, который провел большую часть жизни в Англии, получил блестящее образование и вынужден вернуться в Россию, и здесь его все не раздражает, а ужасно удивляет, но как-то по-детски, без ненависти. Второе его качество – он безумно любит маму. И когда надо принимать решения, за все отвечает мама – что им есть, с кем спать, кто будет женой, кем ему работать, что говорить на работе, как проводить совещания. Но разве в том, что человек любит свою мать, есть что-то плохое? Тогда в этой роли появился юмор и объем. Мне она очень нравится, хотя текст умещается на двух машинописных страницах.

Говорят, конфликт отцов и детей часто возникает из-за того, что у каждого поколения свой юмор…

– Я никогда об этом не думал. Стараюсь слышать, как и над чем шутят сейчас молодые. Могу не соглашаться, протестовать, отвергать, но не могу этого не знать и не учитывать. Поэтому я и был одним из первых, кто принципиально и горячо приветствовал появление Comedy Club. Как другой способ мыслить и шутить.

Как вам нынешнее повальное увлечение стендапом?

– С интересом, но без особого восторга, если честно. В стендапе ценно то, что это гротесковая, матерная, юморная, какая угодно, но в любом случае – исповедь. Ведь этот жанр идет от личности человека, его биографии, личных переживаний, возмущений, открытий, от того, что он любит и ненавидит. Но не принимаю, когда в стендапе отсутствие актерских навыков компенсируется похабщиной. Для меня самый лучший стендапер, которого у нас, кстати, не очень в этом качестве знают, это Эдди Мерфи.

А чем занимаетесь в редкие выходные? Книги, сноуборд, вечеринки, дискотеки?

– Можете меня представить на сноуборде? (Смеется.) Мое свободное время – это дочка и попытка хотя бы сделать вид, что я принимаю участие в ее воспитании. Еще играю на гитаре, стараюсь смотреть практически все новинки кино. Но вот сам в кинотеатр не хожу, почему-то там все время засыпаю. Еще вокруг все жрут попкорн, мне тоже хочется, а нельзя, надо следить за собой. Так что сериалы и фильмы только дома. И к сожалению, вот со стыдом должен признаться, крайне редко беру книгу в руки в последнее время. Но наверстываю это максимально в отпуске.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

29 минут назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

15 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

18 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад