«КиноРепортер» — о феминизме и фатализме прямого сиквела «Судного дня», ради которого Джеймс Кэмерон отвлекся от «Аватаров» и вернул Линду Хэмилтон в кино.
2042 год. Вместо «Скайнета» апокалипсис на Земле устроил искусственный разум с ЧОП-овским названием «Легион». Методы ведения войны не изменились: в прошлое отправляется «двойной» терминатор Rev-9 (Гэбриел Луна), чтобы уничтожить лидерку повстанцев Дани Рамос (Наталия Рейес), выполняющую в будущем функции Джона Коннора. На защиту девушки сопротивление посылает в Мексику 2020-го усовершенствованную рядовую Грейс (Маккензи Дэвис), однако ей не придется действовать в одиночку: по прибытии ее встретит Сара Коннор (Линда Хэмилтон), у которой свои счеты с машинами.
«Его нельзя подкупить. С ним не договориться. Ему неведомы жалость, раскаяние или страх. И он ни за что не остановится», — говорил когда-то про Т-800 солдат из будущего Кайл Риз. Спустя 35 лет стало очевидно, что такое описание больше подходит не смертоносному киборгу, а многочисленным голливудским продюсерам, по очереди поддерживающим в нем жизнь после славной смерти в расплавленном металле. «Терминатор: Темные судьбы» — очередная часть научно-фантастической франшизы, которую пытаются реанимировать в четвертый раз за 16 лет.
Лишенное амбиций «Восстание машин», самый цельный некэмероновский «Терминатор», воспроизводил структуру «Т2». Затем «Да придет спаситель» делал ставку на пыльную постапокалиптику и рычащего Кристиана Бейла, а «Генезис» попытался удавить серию во временных петлях. Ни одно из продолжений близко не стояло рядом с идеальным сиквелом — «Судным днем». И вдруг показалось, что спаситель действительно пришел: из пепла ядерного дыма возник создатель оригинальной дилогии Джеймс Кэмерон, чтобы исправить ошибки коллег. Выступая в качестве продюсера и автора сюжета, он «оживил» классическую Сару Коннор, в режиссерское кресло посадил постановщика «Дэдпула» Тима Миллера и сделал вид, что фильмов, снятых без его участия, не существовало. Увы, «Темные судьбы» — всего лишь шажок вперед по сравнению с предшественниками — и по-прежнему необязательный сиквел, снова работающий против былых кэмероновских идей.
Разменяв седьмой десяток, Линда Хэмилтон все также убедительна в образе воительницы, у которой слегка поехала крыша после внезапно обрушившегося на нее статуса матери спасителя человечества. Правда, в первой же сцене авторы «Темных судеб» прямо на ее глазах убивают Джона Коннора (весьма качественно нарисованный на компьютере юный Эдвард Ферлонг), перечеркивая жизнеутверждающий финал «Судного дня» и показывая фанатам железный фак. Ну, так себе фан-сервис! Спустя годы единственный смысл жизни Сары — терминировать прибывающих из будущего роботов, чьи координаты ей заботливо присылает аноним (кто именно — догадаться несложно). Неугомонная охотница едва ли свыклась с потерей сына — с плохо скрываемой завистью она смотрит на преемницу Даниэлу, которой, как он думает, предстоит родить своего мессию в будущем, где никто не слышал о сариной жертве.
Переживания Сары уходят на второй план, как только в фильме появляется Шварценеггер в образе очередного Т-800. Его мотивы непонятны, а биография ужасает: машина для убийств работает драпировщиком в Техасе, преспокойно поживая в гражданском браке с какой-то мексиканкой и ее сыном-подростком. Под американским флагом, попивая холодное пиво и заложив ногу на ногу, Карл (!) прекрасно шутит — во всяком случае так полагает сам киборг и, надо думать, сценаристы фильма (никто из команды Кэмерона не слышал про мем из «Ходячих мертвецов»?). К сожалению, именно появление 72-летнего Арни начинает превращать кино в фанфик. Шварценеггер давно не олицетворяет собой ни фатальную угрозу из первой части, ни тонко выстроенный гуманизм великого сиквела. Это не «дядя Боб», а другая 300-килограммовая махина, у которой отсутствует какой бы то ни было эмоциональный вес. А уж обстоятельства его отношений с Сарой вряд ли можно понять (и простить).
Гораздо лучше смотрятся модифицированная женщина Грейс и джонконноровский субститут Даниэла, которые хоть и не могут похвастаться оригинальными арками, но вызывают сопереживание за счет своей человечности и уязвимости. Фильм оживает в сценах тимбилдинга Дани, Грейс и Сары и на какое-то время превращается в роуд-муви про женщин трудной судьбы, которые обмениваются опытом и делают друг друга сильнее.
Несмотря на то, что Сара Коннор считается одной из главных экшен-героинь в истории кино, Кэмерону частенько доставалось от феминисток, которые припоминали ему, что сначала Сара была девушкой в беде, чьей судьбой (и главной задачей) было родить, а затем, даже накачавшись и посидев в психушке, не справляться с проблемами без помощи металлического друга. Сценаристы «Судьбы» (все пятеро — мужчины) попытались ответить на предъявы: теперь Сара не определяется через сына, а ее преемница Дани и вовсе не очередная Богородица, а самостоятельная Спасительница. Ну как самостоятельная, в последний момент все равно выручит жертвенный Карл. Что касается латиноамериканского сеттинга, то тут ждать остросоциальный комментарий не стоит, Мексика и ее жители выступают лишь в качестве клишированного бэкграунда на манер последнего «Рэмбо».
Дырявый, словно простреленная косуха Т-800, сценарий, заезженное самоцитирование и дурной юмор портят по-настоящему изобретательный экшен и занимательные, хоть и не до конца сформированные идеи. «Терминатору» давно пора в бессрочный отпуск, в который он собирался еще после уничтожения Т-1000. Киборги, конечно, не чувствуют боли, но как же их фанаты?
«Терминатор: Темные судьбы» уже в кино.
Читать также: Я же мать: Как Линда Хэмилтон боролось с биполярным расстройством, терминаторами и Джеймсом Кэмероном
Комментарии