Дворовая романтика, эхо 1990-х и правильная экоповестка в сериалах «Зёма», «Тяни, Сундук» и «Макс и Гусь».
Только что на одной отечественной онлайн-платформе завершился сериал «Тяни, Сундук». Тогда как на другой отечественной онлайн-платформе стартовал сериал «Макс и Гусь». Казалось бы, что здесь такого? Сериалам в принципе свойственно завершаться. Как и стартовать. Но штука вот в чем: события обоих произведений разворачиваются в одной вселенной. О чем рядовой зритель, даже посмотревший оба шоу, может и не подозревать. Мимо такой несправедливости мы не имеем морального права пройти, поэтому докладываем подробно, кто такие эти Сундук и Макс с Гусем и откуда они взялись.
Началось все в 2015 году в Пензе, когда бывший кавээнщик, капитан команды «С.У.Р.А.» Семен Молоканов и его друг Антон Карпушкин организовали маленькое совместное предприятие «ПензФильмМаш» с целью создания развлекательного контента. Проще говоря, принялись пилить смешные ролики на ютубе в формате коротеньких бытовых зарисовок из жизни молодой пары, где он – типичный гопник по имени Зёма, а она – типичная гламурная фифа по имени Мила. На контрасте их характеров и строилась драматургия, а YouTube-канал получил соответствующее концепции название «Красавица и чудовище».
Ролики быстро набирали популярность. Уже в 2016-м исполнителя главной мужской роли, вышеупомянутого Молоканова, и исполнительницу ведущей женской роли Милу Сайфутдинову пригласили на ток-шоу Первого канала, где ведущий Александр Гордон резко раскритиковал качество их контента и крайне грубо высказался о тех, кто подобное потребляет. Тем не менее количество подписчиков канала «Красавица и чудовище» продолжало расти. Также постепенно росли – в творческом плане – и сами ребята из «ПензФильмМаша». Так что в какой-то момент незатейливый формат скетч-шоу стал для них тесен.
В феврале 2018 года на канале публикуется дебютный эпизод веб-сериала «Зёма», во многом основанного на предыдущих наработках. В центре – опять Зёма и Мила, но на деле это уже совсем другие персонажи. Завязка следующая: харизматичный маргинальный парень встречает девушку и сразу же в нее влюбляется. Далее на протяжении семи эпизодов, в среднем минут по десять каждый (с учетом вступительных и заключительных реплик Куража-Бамбея), он изо всех сил старается добиться ее расположения, но постоянно встревает в нелепые комичные ситуации.
Помимо Зёмы и Милы в сюжете фигурируют Зёмины закадычные друзья: добродушный пухляш Сундук (Денис Сундуков) и потешный картавый выпендрежник Тяпа (Артем Бординов). Плюс иные колоритные персонажи, преимущественно связанные с мелким криминалом. Базовая концепция «Красавицы и чудовища» никуда не делась, но облачилась в чуть более сложную форму: смесь ромкома с приключениями простых пацанов с района. Сделано это по-прежнему кустарно, на коленке, но с душою и выдумкой, и такими же простыми пацанами с района. Потому-то, собственно, «Зёма» и выстрелил. Да так оглушительно, что уже через несколько месяцев, в августе того же 2018-го, были запущены съемки второго сезона.
В последовавшем ровно через год сиквеле тональность и жанр резко меняются: «Зёма» внезапно телепортируется в лихие 1990-е. Главный герой – родной отец Зёмы. Его играет все тот же Семен Молоканов, остальной каст тоже на месте, только роли у всех новые. Практически весь сезон, крепко выдержанный в духе сериалов про бандитов с НТВ, представляет собой флешбэк и одновременно приквел к третьему сезону, в котором Зёме предстоит разгребать последствия того, что когда-то наворотил его предок.
К третьему сезону «Зёма» окончательно окреп, заматерел, расправил крылья и полетел. Теперь уже все по-взрослому: приличный уровень продакшна, несколько ловко переплетенных сюжетных линий, мощная драма, здоровый пафос и известные актеры в ключевых ролях. В частности, Никита Кологривый сыграл одного из главных злодеев – наглого циничного руководителя букмекерской конторы Макса, метящего в наркобароны. Он когда-то упек в тюрьму своего бывшего товарища и компаньона, талантливого спортивного аналитика Гуся (Владимир Карпук).
Эволюционировал и Зёма. Отныне он не тот беззаботный озорной весельчак, каким был когда-то. К финалу сезона он трансформируется в настоящего народного героя. Зёма претендует стать голосом поколения 30-летних, от лица всех честных парней давая отпор зарвавшимся мажорам. Которых, в свою очередь, представляет злодей Макс в исполнении Кологривого.
«Зёма 3» закончился на духоподъемной ноте, но сворачивать лавочку никто и не думал. В конце декабря 2022-го сериал прирос часовым праздничным спецэпизодом – «Зёма 3: Новогодний замес». Это снова приквел, и состоит он из двух параллельных, почти не пересекающихся сюжетов. В одном Зёма, Тяпа и Сундук отправляются в зимний лес на поиски елочек для продажи. Во втором Макс и Гусь, будучи еще не разлей вода, решают подработать Дедом Морозом и Снегурочкой. И, как водится, решение это переворачивает их жизни. Основная задача эпизода – пролить свет на то, как Макс превратился в такого омерзительного подонка. С чем он полностью справляется.
И вот, наконец, мы подошли к тому, из-за чего весь этот разговор и завели, – к «Тяни, Сундук» и «Максу и Гусю». Как нетрудно догадаться, «Тяни, Сундук» – спин-офф, посвященный корешу Зёмы Сундуку. Действие происходит в деревне Антоновка Пензенской области, где Сундук живет припеваючи. Но тут какие-то негодяи повадились природу в окрестностях отходами загрязнять, и никто не хочет ничего с этим безобразием делать. Чтобы обратить внимание общественности на назревающую экологическую катастрофу, Сундук придумывает хитрый план: организовать чемпионат по рыбалке. Все, мол, тогда увидят, как речку загадили.
В процессе ему приходится преодолевать различные злодейские козни и на ходу придумывать остроумные аферы, прибегая к помощи односельчан. Попутно Сундук налаживает контакт с зазнобой-продавщицей и помогает субтильному городскому мальчишке охмурить местную девочку (под это дополнительная побочная линия выделена). Благодать, пастораль, правильная экоповестка, заряженная на самогон, удачный клев и знойный дачный отпуск. Иными словами, исключительно приятная, на завидном расслабоне душевная комедия, которая неплохо смотрится и вне контекста «Зёмы» (Зёма и Тяпа на экране появляются, но лишь в камео). Даром что экспозиция в «Тяни, Сундук» практически отсутствует – зрителя сразу швыряют в гущу событий.
Про «Макса и Гуся», увы, ничего такого хорошего не скажешь. Прежде всего, нужно отметить, что «ПензФильмМаш» к этому сериалу уже отношения фактически не имеет. Его производством занималась компания «Ящер пикчерс», которая, строго говоря, подхватила проект еще на третьем сезоне (и во многом довела до ума), ну а разработку этого спин-оффа взялась уже самостоятельно курировать. Кроме того, должность креативного продюсера занял Никита Кологривый – актер, безусловно, талантливый, но в последнее время его как будто сильно заносит. Чему «Макс и Гусь» наглядное свидетельство.
После событий «Новогоднего замеса» проходит несколько лет. Макс уверенно следует дорогой морального разложения и однажды оказывается должен серьезным дядям серьезные деньги. Во избежание неминуемых последствий он крадет у других серьезных дядей и оказывается должен уже им, и так по замкнутому кругу. Такая вот нехитрая схема, из которой в теории могло бы что-нибудь дельное получиться, но вышло что-то крайне невразумительное.
Причина – в неординарном подходе авторов к постановке. Артистам, в том числе Никите Кологривому, предоставили полную свободу импровизации, чем на светской премьере хвастался со сцены Владимир «Гусь» Карпук. В результате «Макс и Гусь» превратился в сочиняемый на ходу капустник, где разные отечественные кинозвезды, в диапазоне от Прилучного и Чеботарева до Епифанцева и Калюжного с татуированным лицом, водят хороводы вокруг беснующегося, люто переигрывающего, напропалую матерящегося Кологривого. Зрелище, что и говорить, удручающее. Даже бонус в виде абсолютно голой Настасьи Самбурской не спасает положение.
Но самый большой, прямо-таки критический промах создателей «Макса и Гуся» заключается в том, что они даже не удосужились вникнуть, почему «Зёма» нравится людям. А ведь все элементарно: «Зёма» нравится людям потому, что он им близок. «Зёма» общается со зрителем, как бы банально это ни звучало, на понятном ему языке, поднимая насущные темы, и общается на равных, по-честному. Без кологривых кривляний и натужных подражаний Гаю Ричи.
Надлежит еще отметить, что YouTube-канал, на котором «Зёма» родился, по сей день активно развивается и разросся до целой сети. Где и у Тяпы есть свой видеоблог, и другие новые форматы периодически появляются, включая кино про зомби, а количество подписчиков давно перевалило за 3 миллиона. А «ПензФильмМаш», помимо прочего, делает масштабное реалити-шоу для ТНТ в Дубае с Павлом Волей. Неслабо так раскрутились бывшие пензенские кавээнщики, да? И кто-то еще смеет сомневаться, что Россия – страна возможностей.
Комментарии