Кино

«Здоровый человек»: Благие намерения как способ разрушить себе жизнь

Ведущий «Матч ТВ» Егор (Никита Ефремов) однажды ночью спасает девушку от нападения какого-то невменяемого типа. На следующий день тот ее все равно убивает, и это заставляет Егора в корне изменить свое отношение ко всему. Он устраивается на добровольных началах в детское онкологическое отделение больницы аниматором, потом записывается в отряд «ЛизаАлерт», и постепенно на помощь другим уходит все больше времени и сил. Тогда как его собственная жизнь предсказуемо начинает трещать по швам.

Новая картина Петра Тодоровского «Здоровый человек» уже тем безусловно ценна, что в ней можно увидеть, как Никита Ефремов танцует в костюме гигантского чебурека. А еще более ценной описанную сцену делает то, что контекст у нее, мягко говоря, невеселый. Да и в целом кино-то на самом деле серьезное, проблемное. Тяжеленное, как железнодорожный вагон, чугунными трубами груженный.

Очевидно, Петра Тодоровского по той или иной причине крайне интересует тема эмоциональных потрясений – таких, после которых продолжать жить как прежде уже нельзя. Об этом же была его предыдущая работа – сериал «Полет» – гибрид «Пункта назначения» и «Бешеных псов», где офисный планктон чудом избежал авиакатастрофы и решил по такому случаю ограбить собственную фирму. Состоял сериал преимущественно из подробно изложенных биографий действующих лиц, отчего драматургия не становилась убедительнее, а смоделированная ситуация – правдоподобнее. Зато там ослепительно сиял Михаил Ефремов, сыгравший завораживающе омерзительную сволочь.

Теперь же в «Здоровом человеке» не менее ослепительно сияет Никита Ефремов. Оцените, кстати, символичность: третий по счету в роду актер Ефремов в фильме третьего по счету в роду режиссера Тодоровского. Красота, симметрия, преемственность поколений.

Так вот, да, тема приблизительно та же. Но, во-первых, прорабатывается она уже на более понятных и реалистичных примерах. «Матч ТВ», опять же. Хотя при чем здесь, казалось бы, «Матч ТВ»? Да ни при чем. А все ж придает истории дополнительного веса, ощущения непридуманности, всамделишности. Как и прямое упоминание «ЛизыАлерт».

Во-вторых, Тодоровский это все затеял ради того, чтобы порассуждать не столько о происшествиях, которые влекут за собой психологические травмы, сколько о феномене волонтерства. Чтобы, в частности, попытаться нащупать ту грань, отделяющую альтруизм от эгоизма, и ответить на ряд отсюда вытекающих этических вопросов – сложных, любопытных, но, скорее всего, заведомо не имеющих ответа. Например: в какой момент со всех сторон благородное, всячески общественно одобряемое и уважаемое увлечение превращается в помешательство?

Таким образом, Тодоровский ступает на очень опасную территорию, в чем полностью отдает себе отчет. Поэтому важный смыслообразующий монолог, суть которого сводится к тому, что здоровый человек вряд ли станет самоотверженно, в ущерб себе и близким, заниматься волонтерством, вкладывается в уста безымянной нетрезвой дамы.

Острое социальное высказывание, способное вызвать неоднозначную реакцию, в конце концов сглаживается максимально однозначным, навзрыд сентиментальным финалом. Что, однако, не умаляет бесспорных заслуг потомственных Тодоровского и Ефремова, которые дают местами мощнейшего драматического жара, проверяя на практике выдвинутый некогда старухой Шапокляк циничный тезис: «Кто людям помогает, тот тратит время зря».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

2 часа назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

19 часов назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

20 часов назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

24 часа назад

45-й фестиваль ВГИК наградил победителей

В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…

2 дня назад

«След кометы»: Выставка к 90-летию Людмилы Гурченко

Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…

2 дня назад