В онлайн-прокат выходит байопик «Странный: История Эла Янковича», где Дэниел Рэдклифф сыграл, пожалуй, самого известного в истории музыканта-пародиста. Это очередная неожиданная роль в длинном и чрезвычайно эклектичном послужном списке актера, и многие небезосновательно считают, что, выбирая раз за разом наиболее экстравагантные и непохожие друг на друга образы, Рэдклифф пытается избавиться от ярлыка «того парня из фильмов про Гарри Поттера».
Примерно тем же самым параллельно занимается его собрат по несчастью (впрочем, как посмотреть) Элайджа Вуд, который двадцать лет назад исполнил роль Фродо Бэггинса во «Властелине колец» и с тех пор предпочитает появляться в исключительно странных и причудливых вещах. Что происходило в карьере этих двоих за последние годы и удалось ли парням «перерасти» свою первую значимую роль, разбираемся в нашем материале.
Путь Вуда и Рэдклиффа в кино начинался по-разному. Элайджа родился в Штатах и с малых лет снимался в рекламе, а также сыграл в мюзиклах «Звуки музыки» и «Волшебник страны Оз». Чтобы поддержать актерскую карьеру мальчика, родители решили продать свой гастроном и всей семьей (у Элайджи есть брат и сестра) переехать из Айовы прямиком в Лос-Анджелес. Вуду еще не было 10 лет.
А там, конечно же, завертелось. Дебютом в карьере Вуда считается эпизодическое появление в фильме «Назад в будущее 2» (1989). Ему тогда было 8, и до «Властелина колец» оставался еще добрый десяток лет, на протяжении которого актер не переставал сниматься. Так, он появился в клипе Паулы Абдул за авторством Дэвида Финчера и мелькнул в телефильме «Ребенок в ночи» (1990).
У Дэниэла Рэдклиффа все вышло наоборот. Он рос в Лондоне, был единственным ребенком и в целом изъявлял желание играть, но не особо на нем настаивал. А потому впервые снялся, когда ему было уже 10 – в мини-сериале «Дэвид Копперфилд» (1999) в роли юного Дэвида. Именно там мальчика приметил режиссер первых двух «Гарри Поттеров» Крис Коламбус и заявил: «Это он!» Однако родители Дэниэла, услышав о договоре на 6 фильмов и съемках в Лос-Анджелесе, отказались.
Спустя некоторое время семье Редклифф вновь предложили контракт, и тогда речь шла о съемках двух фильмов, на этот раз в Лондоне. Тогда-то начинающий актер и попал в крупнейшую кинофраншизу. Но дебютом на большом экране для Дэниэла стал фильм «Портной из Панамы» (2001), где он составил компанию Пирсу Броснану, Джейми Ли Кертис и Джеффри Рашу.
Пока не стартовала волшебная франшиза, в этот период у Рэдклиффа не было ролей в большом кино. Возраст играет здесь не последнюю роль: все-таки Вуд старше его на целых 8 лет. И пока Дэниэл дорастал до Поттера, будущий хоббит уже вовсю снимался.
Набор «детских» ролей Элайджи впечатляет. «Рай» (1991) с Мелани Гриффит и Доном Джонсоном, «Вечно молодой» (1992) с Мэлом Гибсоном и Джейми Ли Кертис, «Планер» (1992) с Алеком Болдуином – сплошь проекты со знаменитыми актерами. В его первой большой работе «Авалон» (1990) от режиссера Барри Левинсона крупных звезд не оказалось. Зато было 4 номинации на «Оскара» и 3 номинации на «Золотой глобус». Возможно, дело в сюжете: фильм рассказывает о жизни семейства еврейских иммигрантов в США.
Далее последовал типичный мальчишеский набор: «Приключения Гекельберри Финна» (1993), триллер «Добрый сынок» (1993), где компанию актеру составил Маколей Калкин, и «Оливер Твист» (1997). В копилку его проектов попал даже клип Cranberries на песню Ridiculous Thoughts (1995).
Фоном шли фильмы, где Элайджа снимался в эпизодах, но для парня, которому нет 20, это совсем не проблема. Десятилетие завершилось успешно: Вуд блеснул в главной роли в культовом триллере 90-х «Факультет» (1998), фильме-катастрофе «Столкновение с бездной» (1998) и романтической мелодраме «Полет шмеля» (1999). Впереди было много возможностей, главной из которых стала масштабная экранизация книг Джона Р. Р. Толкина.
Один мальчик-который-выжил отправляется в сокрытую от любопытного взора школу волшебников, где ему предстоит научиться невероятным заклятиям, обрести друзей и побороть Того-кого-нельзя-называть. Спустя месяц в совершенно другом мире в смертельно опасный путь отправляется хоббит, чтобы уберечь свой мир от войны и распада (и тоже побороть некоего злодея).
Затем парни идут разными путями. Последний фильм, где Вуд сыграл Фродо Бэггинса, вышел в 2003-м году, а вот Рэдклифф играет Гарри Поттера до самого 2011-го. Но одно их объединяет: весь мир стал видеть в актерах исключительно хоббита/волшебника, а иногда и того, и другого.
«Я был на красной дорожке в Японии, и тут мне протягивают фото Элайджи. Моим первым порывом было сказать: «О, это не я… И я не могу…», но я посчитал, что языковой барьер будет слишком велик. Так что я просто написал: «Я не Элайджа Вуд», и подписался: «Дэниэл Рэдклифф», надеясь, что рано или поздно кто-нибудь это переведет», – рассказал Рэдклифф.
Когда началась вся эта киноэпопея, актеров стали путать, что продолжается уже два десятка лет. У каждого из них набралось порядочно историй на этот счет. К счастью, подобные ситуации чаще вызывают смех, чем раздражение.
«Однажды я ехал в лифте в Ванкувере. Нас было только двое: я и тот парень, и я чувствовал, что он меня рассматривает. Прямо перед тем, как открылись двери, он наконец набрался смелости, указал на меня и сказал: «Гарри Поттер!». Я ответил: «Нет!» – и ушел», – делится своей историей Вуд.
В нулевые у Элайджи были и проходные фильмы вроде «Дня покаяния» (2001) или «Семнадцатилетних» (2002), и крупные проекты вроде «Вечного сияния чистого разума» (2004) или «Бобби» (2006). Интереснее всего, однако, непривычные для него амплуа. Он сыграл влюбленного в вампиршу парня в альманахе «Париж, я люблю тебя» (2006). Отлично вписался в роль немого религиозного маньяка по имени Кевин в «Городе грехов» (2005). Сыграл отчаянного околофутбольщика в «Хулиганах» (2005). Разброс жанров большой: байопик, триллер, драма – и Вуд успешно раз за разом менял облик милого наивного Фродо на что-то принципиально другое.
Он выбирал интересные проекты вперемешку с незначительными, и в этом потоке затерялись действительно важные работы. «Свет вокруг» (2005) Лива Шрайбера, где актер сыграл главную роль, получил два приза на Венецианском кинофестивале, но для всего мира парень по-прежнему оставался хоббитом.
В то же время Рэдклифф, активно снимавшийся в «поттериане», едва ли мог вырваться в другие проекты. Первые 6 лет съемок у него буквально ничего, кроме магии, в жизни не было. А вот в 2007 году вышел первый фильм, где Дэниэл сыграл не Гарри Поттера: мелодрама «Декабрьские мальчики» про дружбу юных сирот. Но это нельзя считать принципиально другим проектом, ведь Поттер тоже был сиротой и почти весь год проводил вместе с друзьями в специальной школе.
А затем последовал байопик «Мой мальчик Джек» (2007), где Рэдклифф сыграл сына Редьярда Киплинга. Правда, картину снимали для телевидения, и она вышла в ограниченный кинотеатральный прокат, так что премьера прошла почти незаметно. А когда, наконец, закончилась история Гарри Поттера, начались 2010-е, и пора было искать роли без оглядки на сиквелы.
Вот тут начинается самое интересное. Пока Рэдклифф отходил от своей франшизы, завершившейся в 2011-м году, Вуд возвращался к роли Фродо в фильме «Хоббит» (2012), а затем – сюрприз – исполнил главную роль в неоднозначном триллере «Маньяк» (2012). Это был ремейк одноименного фильма 1980-го года в жанре психологического слэшера, премьера которого состоялась – еще один сюрприз – на Каннском кинофестивале. Правда, без заявки на успех. Зато фильм открыл для Вуда мир камерных триллеров, который он с тех пор не покидает.
Спустя пару сериалов вроде «Пьяной истории» (2013-2019), где актер сыграл второстепенную роль, выходит еще один триллер – «Открытые окна» (2014). Там Элайджа примеряет на себя образ неудачника, которому срочно нужно перевоплотиться в героя и показать себе и даме сердца, что он чего-то стоит. Попытка не пытка, как говорится, – так можно сказать и про роли Вуда.
Мельком он появился в «Последнем охотнике на ведьм» (2015), «Доверии» (2016) и разнообразных сериалах, из которых можно выделить разве что «Уилфред» (2011-2014). Неожиданным проектом для Вуда стала фестивальная картина «В этом мире я больше не чувствую себя как дома» (2016), где он составил компанию Мелани Лински. По сюжету актеры играют соседей, которые отправляются на поиски хоть какой-то правды или порядка в хаотичном и сумасшедшем мире людей. Премьера фильма состоялась на фестивале «Сандэнс», где ему вручили Приз большого жюри в категории «Лучшая драма производства США».
И – тут сделаем небольшую паузу – под конец десятилетия Элайджа сыграл главную роль в сатирическом триллере «Иди к папочке» (2019). Это один из самых странных фильмов Вуда, где он перевоплощается настолько, что это можно посчитать новой ступенью в его карьере (правда, пока непонятно, вниз, верх или вообще в сторону). Шутка ли, хоббит стал чудаковатым миллениалом, который даже сам пока не знает, на что, кроме нытья, способен. А шутка и правда удалась: триллер вышел в равной мере смешным и пугающим.
Не менее интересной, чем актерская деятельность Элайджи, оказалась его продюсерская работа. В 2010-м году он основал компанию SpectreVision, которая специализируется на независимых фильмах ужасов. Среди проектов Вуда есть и не самые удачные эксперименты вроде тех же «Открытых окон» (2014), и весьма заметные картины: «Девушка возвращается одна ночью домой» (2014) и «Мэнди» (2018). Новый фильм SpectreVision – тот самый байопик про Теда Банди, который на днях выйдет в кино.
«Создание с нуля проекта, который вызывает отклик у зрителя, воодушевляет меня как ни одна моя актерская работа», – признается Вуд.
Вернемся назад: в 2012-м году Рэдклифф, проверяя границы своего амплуа, исполнил главную роль в хорроре «Женщина в черном». Затем – в сериале «Записки юного врача» (2012-2013) и в полубиографическом триллере «Убей своих любимых» (2013), где он сыграл Аллена Гинзберга. И пошло-поехало: в триллере категории B «Рогах» (2013) Дэниэл обзавелся рогами после смерти подружки, затем в качестве мертвой палочки-выручалочки появился в комедии «Человек – швейцарский нож» (2016).
Интересно, что «Рога» с Рэдклиффом и «Маньяка» с Вудом снял с разницей в год один и тот же режиссер – Александр Ажа. Будто ему самому было интересно, кто из актеров лучше справится с задачей шагнуть за рамки своих самых популярных образов.
На закате десятилетия Дэниэл и вовсе перевоплотился в неудачника с прикрученными к рукам пистолетами в «Пушках Акимбо» (2019) – сатирическом триллере/боевике. Вот тут, наконец, происходит полноценное пересечение творческих путей Вуда и Рэдклиффа. Герой Дэниэла вынужден спасать свою жизнь буквально каждую минуту и на ходу изобретать выход из максимально нелепой ситуации, как и персонаж Элайджи в триллере «Иди к папочке».
Этот фильм – проверка на прочность как для персонажа, так и для Рэдклиффа, который, кажется, нащупал путь на стыке боевика и черной комедии. «Иди к папочке» и «Пушки Акимбо» – очень разные проекты, и все-таки главные герои в них неуловимо похожи, эдакие неопределившиеся 30-летки. Напоминает актерский поиск себя: оно или не оно? Пожалуй, оно – в той же мере, что и роли Гарри с Фродо.
Но, судя по всему, Дэниэл пробует себя во всех возможных жанрах и останавливается не планирует. Более того, его роли постепенно стирают из головы образ взъерошенного мальчика с волшебной палочкой в руках. Забыть о том, что Рэдклифф 10 лет играл героя всеми любимой книжной серии, не получится, но пора все-таки двигаться дальше. Сейчас, например, выходят серии третьего сезона «Чудотворцев» (2019-…), где актер играет главную роль и выступает продюсером. Это лишь второй сериал в портфолио Рэдклиффа (не считая «поттерианы») и первый большой проект, который он продюсирует.
Новое десятилетие. Рэдклифф играет в боевике «Побег из Претории» (2020) политзаключенного, который выступает против апартеида в ЮАР. А Вуд ударяется в криминал, но совсем с другой стороны: теперь он агент ФБР, который пытается разговорить Теда Банди, в фильме «Охотник за разумом. Схватка» (2021). Два принципиально разных байопика, но роли-то уже взрослые, не так ли?
Кажется, Дэниэлу удается быстрее отойти от амплуа Волшебника: то ли дело в возрасте, то ли в удаче, то ли в окладистой бороде. У него на порядок больше разнообразных проектов за последнее десятилетие, хотя порой кажется, что он идет по стопам Вуда. Элайджа при этом чаще вместо полнометражных игровых проектов выбирал документалки, сериалы или мультипликацию, где работал над озвучкой, но при этом всерьез занимался продюсерской деятельностью. И вот оно, главное различие: пока Фродо перевоплощается в кинодела в реальной жизни, Гарри перевоплощается в разных людей на киноэкране.
Рэдклифф уже показал себя любопытным злодеем в приключенческом фильме «Затерянный город» с Сандрой Буллок. И – что еще интереснее, – сыграл главную роль в байопике про баяниста-пародиста «Странный: История Эла Янковича», который вот-вот покажут на стримингах. На этом Дэниел не останавливается: в его планах – сыграть в боевике вроде «Форсажа».
Вуд, напротив, ударяется в трэш-жанр. Похоже, тот вскоре переживет новую волну. Один из его грядущих проектов – «Токсичный мститель», ремейк сумасбродного фантастического боевика, который воплощает в себе все, чем были в 1980-е годы «би-муви». Детали роли, правда, пока не раскрываются, но сам факт уже веселит. Кроме того, Элайджа, похоже, составит компанию Кристине Риччи в новом сезоне «Шершней».
Если эти двое и были когда-то заложниками одной роли, то уже давно сбежали из плена. И до сих пор продолжают успешно доказывать всему миру, что дело не столько в удаче, сколько в таланте.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…