Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Рэдклифф с рогами, холмы с глазами: 8 фильмов мастера ужасов Александра Ажа от худшего к лучшему

Рэдклифф с рогами, холмы с глазами: 8 фильмов мастера ужасов Александра Ажа от худшего к лучшему

21 августа 2019 /
Рэдклифф с рогами, холмы с глазами: 8 фильмов мастера ужасов Александра Ажа от худшего к лучшему

Засучивайте рукава и надевайте фартук: крови будет много — один из триумфальных представителей «нового французского экстрима» возвращается в жанр с крокодильим хоррором «Капкан».

8. «Девятая жизнь Луи Дракса» / The 9th Life of Louis Drax (2015)

Девятилетний Луи Дракс лежит в коме, упав со скалы. Его мать получает странные записки, написанные от лица ребенка. Отца мальчика никто не может найти, и полиция предполагает, что он в бегах. Знаменитый детский психолог пытается разобраться, как спасти жизнь мальчику, кто виноват в случившемся и что делать с матерью Луи, с которой у врача, похоже, завязываются романтические отношения.

Самая слабая работа в этом списке, снятая по одноименному бестселлеру британской писательницы, журналистки и скульпторши Лиз Дженсен. Сценарий — не самая сильная сторона «Луи…». Адаптацией романа изначально заинтересовался создатель «Талантливого мистера Рипли» Энтони Мингелла, но после его смерти ее выполнил его сын-актер Макс Мингелла. Отсутствие опыта у Мингелла-младшего считывается и в жутких диалогах, напоминающих о телесериалах начала 90-х, и в сюжетных поворотах, которые тщетно пытаются выдать себя за твисты. Самого Ажа тоже похвалить не за что: бесконечные проговаривания того, что и так видно на экране, претенциозные приемы, гипертрофированные персонажи, хромающий темп и абсолютная несостоятельность фильма как триллера вызывают недоумение вместо живого интереса.

7. «Неистовые» / Furia (1999)

Первое полнометражное творение Ажа и вторая совместная работа с постоянным сценаристом Грегори Левассером (до этого он помогал Александру с короткометражкой «Над радугой» в качестве художника-постановщика). Вдохновение режиссер черпал из рассказа Хулио Кортасара «Граффити»: в некоем антиутопическом государстве запрещены любые виды рисунков. Особенно систему бесят художества на стенах. Сочувствующий идеям Сопротивления юноша Тео каждый вечер выходит на улицу после комендантского часа и разрисовывает стены, прекрасно зная, что утром его творение сотрут. Так Тео и находит свою любовь — Элию, разделяющую его увлечение.

Тривиальный посыл о том, как любовь и страсть идут вразрез с тоталитаризмом, у Ажа смешивается с невероятным пафосом истинно французского «Viva la Resistance!». Постановщику определенно удаются сцены, связанные с плотским и физическим. Станислас Мерхар и Вадек Станчак обливаются пóтом в душном отцовском кафе, Марион Котийяр блестит от пота в постельной сцене, а затем она же истекает кровью под пытками в местном «министерстве любви». Но стоит лишь шагнуть в метафизическое царство посылов и месседжей, как Ажа сбивается на заикающийся язык мертвых слоганов.

6. «Зеркала» / Mirrors (2008)

Бен Карсон когда-то работал детективом, но после несчастного случая был разжалован, запил и разучился управлять собственным гневом. Чтобы спасти брак и хоть как-то выровнять свою жизнь, он нанимается сторожить руины универмага, почти полностью выгоревшего при пожаре. Работа, на первый взгляд, не пыльная, но Бен ухитряется найти проблемы и здесь: местные зеркала показывают охраннику жуткие картинки, постепенно переходя от розыгрышей к членовредительству.

Набив руку на «У холмов есть глаза», Ажа берется за второй ремейк в своей карьере — американскую адаптацию южнокорейского хоррора «Зазеркалье». Лучше всего француз чувствует себя в атмосфере физического, поэтому отрадно видеть, что и в жестких рамках паранормального у постановщика все в порядке. Не торопясь, Александр широкими мазками создает саспенс и уверенно сталкивает персонажей в эпицентр макабра. Кифер Сазерленд словно был создан для роли скатившегося экс-полицейского, а сцена, где Эми Смарт отрывает себе нижнюю челюсть — чуть ли не самая запоминающаяся во всем поджанре паранормального хоррора (после изнасилования Барбары Херши призраком в «Существе», 1981). К сожалению, по мере приближения развязки саспенс выветривается без остатка, а концовка идет несимметричными комками, оставляя не самое приятное послевкусие.

5. «Капкан» / Crawl (2019)

На Флориду надвигается ураган, и жители штата организовано эвакуируются. Дороги перекрыты, но Хейли (Кая Скоделарио) очень нужно попасть домой: обеспокоенная сестра говорит, что отец, живущий прямо в штормовой зоне, не выходит на связь. Семейная встреча происходит в подвале старого дома, где раненый папаша отбивается от крупного аллигатора. Под домом есть пара безопасных мест, где можно укрыться, вот только ураган прорывает плотину, и начинается потоп.

В новом фильме Ажа источником ужаса сделал огромных аллигаторов с соседней фермы, вырывающихся на свободу во время прорыва плотины. В отличие от водно-хищнических «Пираний» в «Капкане» нет элементов пародии — это предсказуемое крепкое жанровое кино, без лишних раздумий щелкающее зубами и откусывающее ровно то количество плоти, которое ожидает зритель. Решение скрестить экшен-хоррор, фильм-катастрофу и триллер в замкнутом пространстве освежает, но особых сюрпризов ждать не стоит.

4. «Пираньи 3D» / Piranha 3D (2010)

После вялых финансовых успехов «Зеркал» Ажа снимает еще один ремейк. На этот раз — классики Джо Данте «Пираньи». Но вместо слепого следования за оригиналом фильм лепит грандиозную пародию на летние хорроры, где присутствуют конкурсы мокрых маек, многочисленные отсылки и развеселое 3D. Трехмерное изображение пихает в лицо зрителям то обнаженную грудь, то пожеванный рыбами пенис. Эффекты работают на ура: Ажа старательно конструирует пляжный похотливый летний балаган, заставляя участвовать в нем Элизабет Шу, Винга Реймса, Кристофера Ллойда, Ричарда Дрейфуса из «Челюстей» и, конечно же, порноактрису Джианну Майклз, а затем топит этот праздник оголенной плоти в океане, кишащем доисторическими хищницами. Все элементы настолько хорошо подогнаны друг к другу, что «Пираньи» работают и как масштабная пародия, и как еще один представитель зоо-хорроров.

3. «Рога» / Horns (2013)

Еще одна экранизация в послужном списке Александра Ажа. На этот раз хоррормейкер взялся за адаптацию романа «Рога» за авторством Джо Хилла — родного сына Стивена Кинга. В центре истории — Иг Перриш, простой парень из маленького городка, который однажды просыпается после жуткого похмелья и обнаруживает, что у него выросли рога. А вместе с ними Игу даются сверхъестественные силы: например, он может выудить из любого человека всю правду или призывать себе на помощь дьявольские создания, вроде змей. Новоприобретенную мощь парень использует, чтобы докопаться до истинных обстоятельств гибели своей девушки.

За верность литературному первоисточнику следует благодарить сценариста Кита Бьюнина, а за основной экшн — Дэниела Рэдклиффа. Талантливый и многогранный актер здесь всеми силами пытается избавиться от шрамированного клейма Гарри Поттера. С рогами на голове и вилами в руках Рэдклифф смотрится внушительно и, естественно, а Ажа находит нужные пропорции для разных ингредиентов фильма и обеспечивает бодрый темп. В финальной же части картины француз тешит зрителя практическими спецэффектами и расчлененкой.

2. «У холмов есть глаза» / The Hills Have Eyes (2006)

Первым американским проектом Ажа стал новый взгляд на классику Уэса Крэйвена «У холмов есть глаза» (1977). Ранние хорроры Крэйвена слишком глубоко впитали дух 1970-х, поэтому вполне годятся для переосмысления. Ажа оставил ядерные испытания и инцест — не только потому, что сказки о жутком американском юге до сих пор не выветрились и исправно пугают янки, но и ради эстетического наполнения. Несмотря на то что ремейк разительно отличается от оригинала по атмосфере, все основные тропы и персонажи на месте: возрастная пара с тремя детьми сражается с мутантами, обитающими в пустынных холмах Нью-Мексико.

Ажа уже расписывался в любви к «Техасской резне бензопилой» в «Кровавой жатве», а кровожадность, характерная для французских «экстремистов» (новая волна французского экстрима — собирательный термин, обозначающий французские киноленты рубежа тысячелетий с шокирующими сценами и авторским почерком — прим. «КР»), даст американцам сто очков форы. Поэтому то, что должно было стать типичным приветом слэшерам, постепенно мутирует в нечто несравнимо более жесткое. Каждый раз, когда металлический объект протыкает податливую плоть, Ажа заставляет зрителя смаковать этот момент. Все gore-сцены — достаточно продолжительные и поданы в обертке из стильного монтажа и напряженного саундтрека от Tomandandy. А для прожженных фанатов культового оригинала по всему хронометражу были разбросаны отсылки: какие-то — очевидные, другие — посложнее (например, по телевизору в логове мутантов идет телешоу Divorce Court, продюсером которого был Питер Лок, работавший с крэйвеновским «У холмов есть глаза»). Фильм вновь заставил фанатов хорроров пересмотреть киноклассику, доказывая состоятельность Ажа не только в родной Франции, но и на американской жанровой земле.

1. «Кровавая жатва» / Haute Tension (2003)

Мари и ее лучшая подруга Алексия едут в отчий дом последней, чтобы немного отдохнуть на природе перед началом нового учебного года. В тот же день к ним заявляется маньяк, превращая фермерскую идиллию в кровавую баню (или жатву, если угодно).

Безусловно — лучший фильм Ажа и один из самых известных образцов французского экстремистского кино. «Высокое напряжение» (именно так правильно переводится название картины) — безжалостный гибрид из типично французской кровожадности, канонов американского слэшера, густого саспенса и артхаусных игр с психологизмом, что, опять-таки, характерно для поджанра (см. «В моей коже», «Мучениц» или «Месть нерожденному»). Фильм пульсирует электричеством: завязка наполнена намеками на грядущую резню, а события выкручены так, что расслабиться не получается и на тех сценах, которые, по идее, служат клапаном для сброса излишнего давления саспенса. Фильм получил несколько наград и регулярно упоминается в любых тематических топах, а бешеные глаза Сесиль де Франс и тэглайн «Love Hurts» способны преследовать зрителя даже спустя годы. Успех имеет и обратную сторону: ничего столь же радикального Ажа до сих пор не снял.

«Капкан» выходит в прокат 22 августа

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: