Кино

Джеймс Стюарт – простота и величие. За что мы любим звезду фильмов Хичкока

115 лет назад, 20 мая 1908 года, родился Джеймс Стюарт. Его отец, державший хозяйственный магазин, надеялся, что мальчик продолжит семейный бизнес. Но тот выбрал карьеру артиста – и не прогадал, прославившись на весь мир. Стюарт воплотил на экране универсальный нравственный идеал – простого честного человека, который верен своим принципам даже в трудные времена. Рассказываем, как Джеймс Стюарт покорил зрителей, индустрию и Альфреда Хичкока, но при этом остался собой.

Пример благородства на экране и в жизни

С Джин Артур в фильме «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939). Фото: Mary Evans/AF Archive/ТАСС

Джеймс Стюарт – один из главных американских актеров, настоящая звезда, но он никогда не был иконой или небожителем. Его герои – обычные люди, оказавшиеся в необычных обстоятельствах. Стюарт прославился в амплуа обывателя, наивного, но благородного идеалиста из маленького городка. Он увековечил этот образ в фильме Фрэнка Капры «Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939), где сыграл главу бойскаутской организации Джефферсона Смита, неожиданно назначенного сенатором США. Продажные политики втягивают героя в водоворот интриг, но, несмотря на все соблазны, он остается честным человеком.

Актер ценил скромность и добропорядочность выше дешевой славы. Он не был замечен в скандалах, не совершал безумных поступков и не эпатировал публику. Стюарт, воспитанный религиозным отцом, был верующим человеком и почти всю свою жизнь ходил в церковь. Его лучшим другом был актер Генри Фонда: они дружили на протяжении 50 лет, несмотря на то, что Джеймс активно поддерживал республиканцев, а Генри являлся ярым демократом.

С Глорией МакЛин, 1974. Фото: ASSOCIATED PRESS/ТАСС

Джеймс Стюарт оставался холостяком до 41 года, но потом женился на бывшей модели Глории МакЛин и не расставался с ней до конца жизни. Он усыновил двух ее детей от прошлого брака, а вскоре у пары родились девочки-близняшки. Всю свою совместную жизнь Стюарты прожили в доме в Беверли-Хиллз, Калифорния, где Джеймс и скончался в возрасте 89 лет (Глория умерла от рака тремя годами ранее).

Самоучка, добившийся успеха в кино и на Бродвее

«Мистер Смит едет в Вашингтон» (1939)

После успешного окончания университета в 1932 году Стюарт, изучавший архитектуру, получил стипендию для обучения в аспирантуре. Но вместо того, чтобы продолжать учебу, Джеймс решил попробовать себя в студенческой театральной труппе, где и познакомился с Фондой. Вскоре друзья перебрались из Принстона в Нью-Йорк и дебютировали на Бродвее. Критики хвалили Стюарта, но пьесы с его участием не задерживались в репертуаре. Первым серьезным театральным успехом Джеймса стала главная роль в постановке Yellow Jack (1934), где он сыграл солдата, согласившегося на медицинский эксперимент.

Стюарт дебютировал в Голливуде в 1935 году. Актер прославился с выходом на экраны романтической комедии Фрэнка Капры «С собой не унесешь» (1938), где он сыграл сына банкира, влюбленного в женщину из бедной эксцентричной семьи. Но, даже обретя статус голливудской звезды, Стюарт не забывал про театр. В 1947-м он исполнил ведущую роль в спектакле «Харви», воплотив образ эксцентричного богача, который дружит с воображаемым человекоподобным кроликом и пытается не попасть в психушку.

Успех пьесы заставил продюсеров задуматься об экранизации. В 1950-м вышла киноверсия с тем же лаконичным названием, в которой снова сыграл Стюарт. Когда Джеймса расспрашивали об актерстве, он говорил, что театральная сцена – ключевой источник опыта, а выступление перед публикой – самое серьезное испытание для артиста.

Актер, не боявшийся работы

С Бетти Хаттон в фильме «Величайшее шоу мира» (1952)

За свою 56-летнюю карьеру Джеймс Стюарт сыграл более 90 ролей. Он начинал во времена студийной системы 1930-х, когда актеры снимались без перерыва, потому что того требовал контракт. Джеймс ходил на съемочную площадку каждый день. В 1936-м он снялся в восьми картинах. Для него было естественным исполнять 4–5 ролей в год.

Большинство этих фильмов сейчас мало кто вспомнит, да и тогда многие из них проваливались в прокате. Но Стюарт всегда играл увлеченно. Не важно, над чем он работал – над эпизодической ролью или над главной, – он целиком отдавался процессу. И хотя фильмы с его участием то и дело ругали критики и игнорировали зрители, он не опускал руки и продолжал двигаться дальше.

Военный летчик, сражавшийся против нацистской Германии

«Полет Феникса» (1965). Фото: Imago/ТАСС

Через три недели после того, как ему вручили «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме Капры «Филадельфийская история», Стюарт ушел на войну. Он стал первой голливудской звездой, кто принял такое решение. Джеймса хотели призвать еще в 1940-м, но высокий (1,91 м) актер оказался слишком тощ, и комиссия ему отказала. Чтобы набрать вес и попасть в войска, Стюарт несколько месяцев занимался с тренером.

Джеймс собирался служить летчиком. Он с самого детства грезил полетами: еще в школе он подолгу просиживал над чертежами и моделями самолетов. В 1935 году он наконец получил лицензию пилота-любителя и к началу войны налетал сотни часов. После призыва Стюарт сперва был инструктором по подготовке пилотов в тылу, но в 1943-м добился отправки на фронт, в Северную Англию. Там он стал командиром эскадрильи, позже руководил воздушными операциями. На его счету более 20 боевых вылетов. Актер продолжил летать даже после назначения начальником штаба.

За время войны, с 1941 по 1945 гг., Джеймс Стюарт прошел путь от рядового до полковника. После окончания Второй мировой он все еще служил в ВВС США, находясь в резерве. Возвращение к актерской карьере не мешало Джеймсу проходить военную переподготовку и совершать вылеты. Так, в 1966-м он участвовал в разведывательной миссии во Вьетнаме. Стюарт вышел в отставку только в 1968 году в звании бригадного генерала, став самым высокопоставленным военным среди американских актеров.

Главная роль в знаковом рождественском фильме

«Эта замечательная жизнь» (1946)

После войны вернуться к актерской карьере было непросто, но Джеймсу помог его давний партнер Фрэнк Капра. Он пригласил Стюарта на главную роль в рождественской драме «Эта замечательная жизнь» (1946). Фильм рассказывает о банкире-альтруисте Джордже Бейли, который так увлекся помощью родному городу, что оказался на грани разорения. Разочарованный и сомневающийся в собственной значимости, он задумывается о самоубийстве. На молитвы родных Бейли откликается ангел-хранитель. Он решает показать герою, каким был бы мир без него.

Мастерство Капры и популярность Стюарта не спасли картину от провала: она собрала мало денег в прокате и была прохладно встречена критиками. Но спустя годы стала классикой, без которой в Америке не обходится ни одно Рождество. Капра первым сделал то, что затем повторил Эльдар Рязанов с «Иронией судьбы»: снял волшебную историю о праве на второй шанс, которая собирает у экранов всю страну. Но вряд ли это было бы возможно без Стюарта.

Роль Бейли будто создана для Джеймса: своим обаянием и непринужденной игрой он сделал этого персонажа по-настоящему народным. После просмотра «Этой замечательной жизни» президент США Гарри С. Трумэн сказал: «Если бы у нас с Бесс был сын, мы бы хотели, чтобы он был таким же, как Джимми Стюарт».

Готовность к экспериментам

«Окно во двор» (1954)

Война не прошла для Стюарта бесследно. После возвращения он ищет для себя новое амплуа – и находит его в вестернах и фильмах Альфреда Хичкока. Актер дебютировал у «короля саспенса» в 1948 году, сыграв в «Веревке» философствующего наставника двух юношей, который невольно спровоцировал их на убийство. В 1950-м Стюарт исполнил свою первую роль в картинах Энтони Манна. «Винчестер 73» – это история злополучной винтовки, которая переходит из рук в руки, пока не становится орудием отмщения в руках ковбоя.

С этого момента благородные обыватели в фильмографии Стюарта уступили место неоднозначным героям со своими травмами и секретами. Он снялся в 8 лентах Манна, которые сделали его новым лицом вестернов. Сотрудничество с Хичкоком тоже продолжилось, несмотря на средние сборы и сдержанные отзывы критиков о «Веревке». Актер сыграл главные роли еще в трех шедеврах мастера: «Окно во двор» (1954), «Человек, который слишком много знал» (1956), «Головокружение» (1958). Они изменили не только карьеру Джеймса, но и историю кино.

С Ким Новак в фильме «Головокружение» (1958). Фото: Mary Evans/AF Archive/ТАСС

Описывая творческую эволюцию актера, киновед Деннис Бингхэм отмечал, что «Стюарт охватил крайние проявления американской мужественности, от рейгановского милитаристского патриотизма до хичкоковского извращения».

«[Джеймс Стюарт – это] две равноправные личности: искренний идеалист, ностальгическая фигура простого соседского парня, и рискованный актер, который, вероятно, снялся у большего числа влиятельных авторов, чем любая другая американская звезда», – писал Деннис Бинхэм.

Награды

С Артуром О’Коннелом в фильме «Анатомия убийства» (1959)

За свою карьеру Джеймс Стюарт удостоился пяти номинаций на «Оскара». Статуэтку ему вручали дважды: за лучшую мужскую роль в «Филадельфийской истории» (1941) и за выдающиеся заслуги в кинематографе (1985). Первый «Оскар» актер подарил отцу: тот выставил приз в своем хозяйственном магазине вместе с другими семейными наградами и боевыми медалями.

Джеймса 4 раза номинировали на «Золотой глобус». 2 раза – на премию BAFTA. Стюарт выиграл Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале («Анатомия убийства», 1959) и «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль на Берлинале («Мистер Хоббс берет выходной», 1962).

В 1985-м Джеймс Стюарт получил Президентскую медаль Свободы – высшую гражданскую награду США, вручаемую главой государства. Подводя итоги XX века, Американский институт киноискусства составил рейтинг «100 величайших звезд кино за 100 лет», в котором Джеймсу досталось третье место среди мужчин. Первые две позиции заняли Хамфри Богарт и Кэри Грант.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Люди Икс ‘97»: Приятное путешествие в детство

«Радиоактивные люди» вернулись! В 1990-е анимационные супергерои-мутанты взорвали американское телевидение. Увлечение комиксами, некогда постыдное, трансформировалось в повзрослевшую анимацию, герои которой…

16 часов назад

Правильно начать: Как делают вступительные заставки для кино и сериалов

Вступительные титры – это тот самый момент в старте фильма, когда ожидания складываются в конкретные образы, а саундтрек их закрепляет.…

24 часа назад

Мария Михалкова-Кончаловская: «Актрисой я быть никогда не хотела»

Мария Кончаловская продолжает известную династию Михалковых – Кончаловских, оставившую значительный след в российском кино, поэзии и живописи. Из всех этих…

2 дня назад

Шедевры «против»: Как киногерои противостоят супругам, судьбе и самим себе

Персонажи кино постоянно кому-то противостоят. Бэтмен надирает зад Супермену, Кинг-Конг вступает в разрушительный бой с Годзиллой, а Чужой и Хищник…

2 дня назад

Чуи, открой личико: Невидимые герои «Звездных войн»

14 мая 80-летие отметил Джордж Лукас, благодаря которому миллионы зрителей от мала до велика побывали в далекой-далекой Галактике. А 19…

2 дня назад

Джордж Клуни дебютирует на Бродвее

Джордж Клуни – живое доказательство того, что никогда не поздно начать делать что-то новое. Так, в следующем году актер дебютирует…

3 дня назад