Если вы чувствуете, что в июле концентрация розового превысила допустимые значения, знайте: вам не показалось. Даже Google розовеет, если ввести в поиске Barbie movie. А устроила этот праздник Грета Гервиг – актриса, сценаристка и постановщица, которой в детстве не хотели покупать заветную куклу.
Она прошла долгий путь вместе со своими персонажами: от маленьких женщин – к поп-культурной иконе. Но Гервиг не собирается останавливаться: ее уже пригласили осовременить «Белоснежку» и перезапустить «Хроники Нарнии». Рассказываем, как звезда ультрабюджетных комедий стала одним из самых амбициозных авторов Голливуда, которому не боятся доверять $150 млн на съемки.
Главным режиссером в своей жизни Гервиг называет нью-йоркского невротика Вуди Аллена, поэтому неудивительно, что ее карьера началась с малобюджетных разговорных трагикомедий о жителях больших городов. Грета дебютировала на экране в 2006-м в картине «ЛОЛ» малоизвестного Джо Сванберга, а уже через несколько лет их вместе с братьями Дюпласс стали называть создателями нового поджанра независимого кино – мамблкора. Неплохо для вчерашних студентов, которые чувствовали себя аутсайдерами в индустрии.
Если кто-то и мог вдохнуть жизнь в мамблкор, то это Гервиг. Активная и разговорчивая, она любила импровизировать на площадке, что идеально укладывалось в концепцию натуралистичных фильмов о бесцельных буднях городской молодежи. Мамблкор – это в первую очередь диалоги, и здесь фанатка Аллена и Шекспира была как рыба в воде. Спустя год после своего актерского дебюта Гервиг стала полноценным соавтором сценария картины «Ханна берет высоту», где она сыграла главную роль. А еще через год, в 2008-м, Грета попробовала себя в режиссуре в драме «Ночи и выходные». Все эти фильмы она создала вместе со Сванбергом.
Выбиться в мейнстрим Гервиг помогла мелодрама «Гринберг» (2009), где она играла в паре с Беном Стиллером. Эта была первая совместная работа артистки с режиссером и сценаристом Ноа Баумбаком, ее будущим бойфрендом (см. ниже). Роль ассистентки богачей, которая влюбляется в непутевого инфантила, высоко оценили и критики, и коллеги по цеху. Вскоре кумир Гервиг Вуди Аллен пригласил ее сняться в «Римских приключениях».
Кульминацией в отношениях Гервиг и независимого кинематографа стала трагикомедия «Милая Фрэнсис» (2012), для которой они с Баумбаком вместе написали сценарий. Рассказ о неустроенной танцовщице-разгильдяйке окончательно закрепил за Гретой статус иконы инди-кино. Здесь актриса предстает во всей своей нарочито нескладной красе.
«Милая Фрэнсис» – не фильм-история, а фильм-портрет: недаром Баумбак и Гервиг избавились от романтической линии. Портрет людей взрослых, но не повзрослевших, которые пытаются заниматься творчеством, но вязнут в жизни – да и вообще больше мечтают, чем что-либо делают. За роль танцовщицы Фрэнсис Грета получила первую номинацию на «Золотой глобус» – в категории «Лучшая актриса (комедия или мюзикл)».
Первый же полностью самостоятельный фильм Гервиг «Леди Берд» получил 5 номинаций на «Оскара». Среди них была и режиссерская – всего пятый раз в истории, когда женщина претендовала на эту награду. Гервиг работала над сценарием несколько лет. Отчасти это автобиографический сюжет: съемки проходили в родном городе Греты, Сакраменто, а сама она хотела сделать картину похожей на воспоминание. «Леди Берд» – так просит себя называть 17-летняя Кристина (Сирша Ронан), бунтарка из скучного (по ее мнению) города. Она мечтает учиться в Нью-Йорке, а пока заканчивает католическую школу, препирается с родителями и досадует на сверстников.
Личный характер фильма и не раз виденный сюжет не помешали «Леди Берд» стать кассовым хитом: при бюджете $10 млн лента собрала почти $80 млн. Это был успех не только для Гервиг, номинированной на «Оскара» за режиссуру и сценарий, но и для Ронан, которая в 23 года удостоилась третьей (!) актерской номинации. Артистки так сработались, что Грета позвала Сиршу и в свой следующий фильм – экранизацию известного романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» (2019). И не прогадала: картина получила уже 6 номинаций на «Оскара». Одна – у Ронан (снова лучшая актриса), одна – у Гервиг (лучший адаптированный сценарий). В прокате дела тоже шли отлично: «Маленькие женщины» заработали $219 млн, хотя стоили $40 млн.
Стоит ли после подобного удивляться, что сценарий «Барби» доверили Гервиг. Это была идея Марго Робби, продюсера и главной звезды грядущего фильма. С поисками режиссера не торопились. Когда Гервиг дописала сценарий, она осознала, что должна сама снять ленту. На встрече с боссами компании Mattel, которой принадлежат права на куклу Барби, Грета без умолку говорила несколько часов: тогда все поняли, что никто не будет так предан делу, как она. Гервиг утвердили, а боссы Warner Bros. не побоялись назначить релиз «Барби» на один день с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана.
Также в конце 2021-го стало известно, что Грета окажется одним из сценаристов будущей «Белоснежки» производства Disney. Вместе с Эрин Крессидой Уилсон («Девушка в поезде») они напишут ремейк классической сказки в формате фэнтезийного мюзикла. Роль Белоснежки исполнит звезда «Вестсайдской истории» Рэйчел Зеглер, а Злой Королевой станет Чудо-женщина Галь Гадот. Съемки только что завершились, релиз намечен на март 2024 года. Вдобавок появилась информация, что Гервиг напишет и снимет для Netflix два фильма по «Хроникам Нарнии».
Для многих авторов независимое кино – это возможность рассказывать личные истории, на которые не дадут денег большие студии. Нью-йоркский интеллектуал и еще один любитель Вуди Аллена Ноа Баумбак – не исключение. И если предположить, что его «Гринберг» – тоже личная картина, то становится не по себе.
Баумбак написал сценарий фильма вместе со своей тогдашней женой Дженнифер Джейсон Ли. Она же сыграла бывшую девушку главного героя в исполнении Бена Стиллера, который влюбляется в героиню Гервиг (затем та беременеет). История повторилась по другую сторону экрана: после премьеры «Гринберга» Баумбак и Ли развелись, режиссер начал встречаться с Гретой, а через несколько лет у них родился сын. Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему, что все персонажи и события вымышлены, а любые совпадения случайны.
После «Гринберга» Баумбак и Гервиг стали полноправными партнерами не только в жизни, но и в кино. Они вместе написали «Милую Фрэнсис» и «Госпожу Америку» (2015). В обеих картинах Грета исполнила ведущую роль, а сами ленты завоевали одобрение критиков. В 2021-м Баумбак взялся экранизировать роман Дона ДеЛилло «Белый шум» – краеугольный камень постмодернистской литературы. Когда он спросил Гервиг, кто мог бы сыграть Бабетту, жену главного героя, Грета заявила: «Я».
Позже, получив заказ на сценарий «Барби», Гервиг указала Баумбака как соавтора, но до поры до времени ничего ему не говорила. «Ты устроила нам работу над сюжетом «Барби?», – удивился тот. «Да, Ноа, это же здорово!». Сотрудничество удалось во всем: у пары не только три общих фильма, но и двое детей.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…