Кино

Второй сезон «Уэнздей»: Жуткая семейка Аддамс тонет в комедии

В 2022 году сериал «Уэнздей» прогремел на весь мир, мгновенно став сенсацией. Кадры с эксцентричным танцем юной Аддамс под песню Леди Гага разлетелись по соцсетям, превратив мрачную школьницу в вирусный мем. Готический стиль семейки Аддамс внезапно вернулся в моду, а Дженна Ортега проснулась знаменитостью. Спустя три года Netflix наконец представляет долгожданное продолжение. На этот раз Ортега стала исполнительным продюсером, получив больше влияния на образ своей героини. Актриса открыто признавалась, что хотела сделать новую главу более мрачной и рискованной, уйти от излишней безопасности. Предлагаем разобраться, почему это не получилось осуществить. 

После разгадки тайны первого сезона Уэнздей превращается в знаменитость академии Невермор – к ее великому раздражению, однокашники фанатеют и не дают ей прохода. Новенькая ученица Агнес (Эви Темплтон) откровенно идеализирует Уэнздей, копируя ее стиль и мечтая о дружбе. Но почивать на лаврах некогда: в округе орудует новый загадочный убийца, и следующей жертвой вполне может стать лучшая подруга героини, жизнерадостная Энид (Эмма Майерс). Более того, в Невермор поступает младший брат Уэнздей, Пагсли Аддамс (Исаак Ордонес) – тихоня с динамитом в руках. Выясняется, что у Пагсли проявились «электризующие» способности, из-за которых он сразу попадает в неприятности. 

Помимо семейных хлопот, на Уэнздей наваливаются и институциональные перемены. На смену погибшей директрисе приходит новый директор – эксцентричный мистер Барри Дорт в исполнении Стива Бушеми. На первый взгляд Дорт добродушен и комичен, он щеголяет в фирменной фиолетовой бейсболке Невермора и во весь голос проповедует гордость изгоев школы. Однако за показной дружелюбностью неортодоксального руководителя скрывается нечто иное. 

Между тем старые враги вновь дают о себе знать: прошлые недоброжелатели семьи Аддамс затаились и готовятся нанести удар, когда героиня отвлечется. Добавим к этому чрезмерно заботливую мать Мортишу (Кэтрин Зета-Джонс), которая неожиданно устраивается работать в кампусе, взяв шефство над благотворительным проектом школы. То есть буквально поселяется у дочери под боком. Неудивительно, что для Уэнздей это превращается в настоящий кошмар: мама следит за каждым шагом и одаривает непрошеными советами при всех. 

Такое обилие конфликтов и действующих лиц приводит к тому, что повествование развивается порой скачкообразно. Шоу лихорадочно мечется между жанрами – то перед нами мистический хоррор-детектив, то вдруг комичная школьная драма. Например, сезон начинается с по-настоящему мрачной ноты. Уэнздей с первых же минут выслеживает очередного серийного убийцу – «Канзасского скальпировщика», одержимого куклами маньяка (камео Хэйли Джоэла Осмента). 

Казалось бы, задан тон динамичного триллера. Но следом сериал сбавляет обороты и переключается на относительно будничные хлопоты в школе – разборки с хулиганами, комические проделки одноклассников и подготовку к грядущему балу. Детективная интрига, связанная с таинственным убийцей, то и дело теряется в суматохе побочных эпизодов: Уэнздей вынуждена то вытаскивать Пагсли из очередной передряги, то спасать Энид от любовных драм, то препираться с матерью и новым директором. Авторы хватаются сразу за десяток идей и персонажей, но ни одну линию не успевают развить достаточно глубоко. 

Отдельно бросается в глаза резкая смена тональности по сравнению с первым сезоном. Вместо обещанной готической мрачности продолжение все чаще скатывается в ироничный, почти ситкомовский тон. Число забавных сцен и нелепых ситуаций заметно возросло, острые саркастичные реплики сыплются каждую минуту, многие пугающие моменты оборачиваются комедийными гэгами. Например, жуткая находка в лесу – изувеченная статуя монстра – не нагнетает атмосферу ужаса, а оборачивается шутками о современном искусстве, которые персонажи отпускают, разглядывая «произведение». Конечно, черный юмор был визитной карточкой «Уэнздей» с самого начала, но прежде он служил приправой к основному блюду – мрачному детективу. 

Постепенно выветривается и эффект новизны от фирменной странности персонажей. То, что в первом сезоне очаровывало своей необычностью – поразительное всезнайство Уэнздей, ее мания ко всему жуткому, чудаковатые сверхъестественные способности друзей-одноклассников, – во втором уже не вызывает прежнего вау-эффекта. Каждый герой теперь нарочно ведет себя как можно более эксцентрично, стараясь переплюнуть остальных в чудаковатости. Когда все вокруг сплошные фрики, Уэнздей уже не выделяется, а кажется почти нормальной.

Страдают и некоторые сюжетные линии. К примеру, связь Уэнздей с матерью, намекавшая на психологический конфликт (дочь-бунтарка против навязчивой опеки), в итоге не дает героям особого развития. Мортиша мучает дочь нравоучениями, Уэнздей огрызается – и так далее по кругу, без ощутимых последствий. Потенциально интересный новый персонаж – тот же директор Дорт – ярко появляется, создает интригу, но затем его тайные планы раскрываются поспешно и без должного эффекта, будто сценарий не нашел для него времени. Сериал стал напоминать аттракцион: множество рассыпанных номеров, объединенных лишь общими героями и сеттингом. Это все еще весело и самобытно, но эмоционального вовлечения в судьбу персонажей уже меньше, чем прежде.

При всех сценарных проблемах актерский ансамбль сериала остается его неоспоримым козырем. Дженна Ортега уверенно держит марку – ее Уэнздей по-прежнему харизматична, едка на язык и непроницаемо хладнокровна. При этом Ортега тонко добавляет новые штрихи – во втором сезоне ее героиня иногда позволяет себе намек на эмоции, особенно когда дело касается близких. Эмма Майерс, сыгравшая лучезарную соседку Энид, остается обаятельной противоположностью мрачной подруги: их дуэт искрит прежним контрастом, и каждая совместная сцена – маленький праздник дружбы гота и оптимистки. Вернувшиеся Кэтрин Зета-Джонс и Луис Гусман привносят больше семейного шарма в образы Мортиши и Гомеса – эпизоды с родителями напоминают о теплом сердце семейки Аддамс, бьющемся за внешней чудаковатостью.

Упомянутый Стив Бушеми отлично вписывается в каст: его Дорт привносит фирменную безуминку актера, балансируя на грани между комичностью и скрытой угрозой. Бушеми удалось сделать персонажа живым и запоминающимся, и практически любая сцена с ним невольно вызывает улыбку – даже если по сюжету он и действует героине на нервы. Из звездных новичков нельзя не отметить и ветерана Кристофера Ллойда, который появляется в роли угрюмого профессора Орлоффа – старейшего преподавателя Невермора. Ллойд, некогда игравший дядюшку Фестера в фильмах 1990-х, тут с явным наслаждением изображает грозу школьных коридоров, выслеживающего нарушителей (особенно достается бедняге Пагсли).

В целом Тим Бертон и его команда удержали и приумножили фирменный стиль. Перед нами все та же мрачноватая сказка, где старинные особняки утопают в тенях, коридоры академии наполнены витражным сумраком, а за окнами стелются туманные леса. Отныне сериал больше не выглядит камерной подростковой страшилкой – теперь это полноценный блокбастер. В восьми эпизодах помещается столько зрелищ, сколько хватило бы на парочку фильмов. Нас ждут и вычурный «бал монстров» с десятками пугающе прекрасных существ под огнями софитов, и кровавая атака чудовища на городскую ярмарку, и изобретательные погони по территории психбольницы. 

Однако значительная часть угрюмого очарования, делавшего первую главу самобытной, здесь подверглась влиянию комедии. Сериал намеренно упростился в угоду широкой аудитории, отступив от собственных темных корней. Тем, кто ждал от продолжения большего накала, глубины и готического мрака, придется снизить ожидания – тьма действительно отступила, дав дорогу шуткам и гротеску. И все же, несмотря ни на что, Уэнздей верна себе. Она такая же дерзкая, строптивая и странноватая и по-прежнему совершенно не заботится о чужих ожиданиях. Не стремясь соответствовать каким-либо канонам, «Уэнздей» следует своим путем, а зрителю остается решить, готов ли он принять эту безумную поездку со всеми взлетами и внезапными поворотами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Абсурд против реальности: Хиты, покорившие Венецианский фестиваль

82-й Венецианский кинофестиваль завершился, по традиции отметившись элитной программой и высадив на остров Лидо настоящий звездный десант. О самых ярких…

3 часа назад

Юрий Энтин получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Президент России Владимир Путин наградил поэта-песенника, драматурга и сценариста Юрия Энтина орденом «За заслуги в культуре и искусстве». Соответствующий документ…

6 часов назад

«Семейный призрак»: Кологривый и Лагашкин пытаются достучаться до небес

В один прекрасный день Василий Кирсанов (Максим Лагашкин) бросает надоевшую работу в банке. Но лишь для того, чтобы стать великим…

23 часа назад

От «Суспирии» до «Дрожи»: Великие ужасы Дарио Ардженто

Будучи одним из пионеров итальянского поджанра, известного как джалло, своим выверенным саспенсом и яркой эстетикой Дарио Ардженто задал стандарт для…

1 день назад

Объявлены лауреаты Венецианского кинофестиваля-2025

Подошел к концу 82-й Венецианский кинофестиваль. Его главный приз, «Золотой лев», достался картине Джима Джармуша «Отец, мать, сестра, брат», в…

1 день назад

«Токсичный мститель»: Кровавая баня и семейные узы

В 1984 году малобюджетный хит студии Troma Entertainment «Токсичный мститель» шокировал и веселил зрителей галлонами ядовитых отходов, оторванных конечностей и…

1 день назад