Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Взломай меня полностью: Тернистый путь хакеров в кино

Взломай меня полностью: Тернистый путь хакеров в кино

11 ноября 2023 /
Взломай меня полностью: Тернистый путь хакеров в кино
Кадр из фильма «Хакеры» (1995)

От беспечных школьников до вигилантов и спасителей человечества.

Около 40 лет назад американский информатик Фредерик Б. Коэн одним из первых дал определение компьютерному вирусу. В тот же период тема компьютеров и хакеров стала активно подниматься и в кинематографе. Удивительный и загадочный виртуальный мир манил зрителей, вот только экранные ПК-взломщики поначалу имели мало общего с реальными специалистами. Последним приходилось в течение долгого времени мириться с ложными штампами об их ремесле. «КиноРепортер» погрузился в историю кинохакеров, чтобы рассказать об их сложном пути на больших и малых экранах. 

Хакеры появились в киноиндустрии одновременно с популяризацией самого термина в 1980-х. СМИ и эксперты с живым интересом несли в массы разговоры о новом молодежном течении, профессии будущего и потенциальной гибели человечества. Где-то в этот момент в кинотеатрах выходит культовый «Трон», не только поразивший зрителей передовой графикой, но и попытавшийся визуализировать то самое цифровое пространство, о котором все болтали без умолку. И хотя хакерство не было центральной темой фантастической картины, она знакомила аудиторию с какими-никакими основами компьютерного взлома.

Но более существенный вклад в репрезентацию хакеров на широком экране внес почти забытый сегодня технотриллер «Военные игры», в котором молодой Мэттью Бродерик, сыгравший беспечного ПК-гуру, чуть не развязал третью мировую войну. Не то чтобы авторам удалось воссоздать аутентичный образ «взломщика», однако они хотя бы пытались изучить и проанализировать новое явление. Сценаристы Уолтер Паркс и Лоуренс Ласкер при работе над сюжетом обращались к экспертам по компьютерной безопасности, а также успели завести полезное знакомство. Авторы пересеклись с футуристом Питером Шварцем из Стэнфордского университета, который подробно рассказал им о новой субкультуре и провел параллели между подростками, ПК, видеоиграми и армией. По сути, именно Шварц заложил основу для ключевых идей «Военных игр».

Фильм не просто стал хитом проката – он породил в аудитории страх перед будущим могуществом компьютеров и всем, что с ними связано. Помимо введения в обиход некоторых хакерских терминов вроде wardialing (автоматическое сканирование списка телефонных номеров), «Военные игры» также продемонстрировали вполне реалистичный сценарий кибервойны. Сомнительно для 1980-х? Президент Рейган так не считал. После просмотра фильма он созвал совещание по национальной безопасности, где приказал советникам выяснить, насколько показанная история близка к реальности. Итогом изучения вопроса стало принятие первой президентской директивы по компьютерной безопасности NSDD-145.

Как это часто бывает в Голливуде, киностудии почти сразу начинают повально эксплуатировать зародившийся тренд и нередко подвергают его существенным упрощениям в угоду вкусам масс. Так, в противоречивом «Супермене III» (1983) присутствует персонаж Ричарда Прайора по имени Гас Горман. Это безработный неудачник, который решает пройти курсы по программированию после прочтения рекламы на коробке спичек. Через некоторое время Горман становится «настоящим» хакером, чью «тяжелую» работу можно охарактеризовать одной сценой: новоиспеченный компьютерный гений взламывает устройство, написав простую фразу «Отключить системы безопасности». При просмотре этого эпизода нескольким десяткам реальных хакеров пришлось срочно вызывать скорую.

Последующие фильмы только усугубляли ситуацию. Ботаники в «Мести полудурков» (1984), моделирующие анимированные изображения на ПК только на одной клавиатуре, без мыши или планшета, создание искусственного интеллекта с помощью шампанского в «Электрических грезах» (1984), материализация цифрового джинна благодаря журналам для взрослых в «Чудесах науки» (1985). К концу десятилетия в сознании массового зрителя прочно укоренилась мысль «хакер = задрот», а само понятие стало ассоциироваться со странными, фриковатыми людьми.

1990-е только усилили созданный фильмами образ компьютерного взломщика, добавив в него щепотку рейва, немного анархии и море графики. На несколько отличных проектов вроде «Тихушников» (1992), где слепой хакер взламывает систему с помощью специальной клавиатуры Брайля (вниманием к таким деталям мы обязаны вышеупомянутым Парксу и Ласкеру), и «Газонокосильщика» (1992), ставшему «Цветами для Элджернона» в виртуальной реальности, приходились десятки трэшовых поделок.

От детского «Двойного агента» (1992) с типичным спецом, бездумно долбящим по клаве с умным видом, до Стивена Сигала, отключающего программу при помощи пули в сиквеле «В осаде» (1995). Некоторые режиссеры все-таки старались не перегибать палку. Например, Джеймс Кэмерон, показавший во второй части «Терминатора» (1991) реалистичный взлом банкомата Джоном Коннором. Или Стивен Спилберг в «Парке Юрского периода» (1993), где режиссер включил сцену с девочкой, знакомой с реальной операционной системой UNIX.

Почти все эти проекты связывал один элемент – интерес к хакерству, компьютерам, вирусам и прочим подобным вещам приписывали исключительно детям и подросткам. Ленивое, но понятное решение: ведь студиям нужно было завлекать в кинотеатры аудиторию, раньше остальных открывающую для себя новый безграничный мир. Апогеем хакер-безумия в киноиндустрии стали злосчастные «Хакеры» 1995 года с Анджелиной Джоли и Джонни Ли Миллером. Можно по-разному относиться к тем «кислотным» сценам взлома с динамичным монтажом, но нельзя исключать огромного влияния, которое фильм оказал на поп-культуру. Теперь хакеры ассоциировались со стильными изгоями-анархистами, которые в перерывах между компьютерными делами зависали на рейвах.

В течение следующих нескольких лет немало подростков ударились в обновленную субкультуру. Правда, многим из них больше нравились стиль и сама тусовка «хакеров», в то время как компьютерный взлом и сопутствующие элементы уходили на задний план. А затем, на стыке тысячелетий, вышла «Матрица» Вачовски (1999), в которой хакер оказался Избранным и надеждой всего человечества. Компьютерные гики на короткий период перестали чувствовать себя белыми воронами – буквально вся планета погрузилась в мир невероятных технологий и открытий. Так бы продолжалось и дальше, но… пришли нулевые.

Начало XXI века в кинематографе можно охарактеризовать как беспечный период, когда появились многие знакомые нам клише, в том числе и обновленный образ хакера. Взломщиков показывали более приземленно, но все же подобные персонажи были далеки от реальных техногиков. Харизматичный и танцующий Хью Джекман в «Пароле «Рыба-меч» (2001), взламывающий систему с помощью какого-то киберкуба (зато у него есть сразу несколько мониторов). Гений-гик из «Земного ядра» (2003), осуществивший, возможно, самое неправдоподобное проникновение в системы через компьютер в «кибер-кафе. Или ходячий стереотип в российском «Хоттабыче» (2006), совмещающий и хакера, и геймера, и задрота, разместившего изображение задницы на сайте Microsoft.

Однако один более-менее полезный тренд кинодеятели все же запустили – теперь ни один уважающий себя командный боевик не обходился без спеца по кибервзлому: «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Ограбление по-итальянски» (2003), «Миссия невыполнима 3» (2006). При этом хакеры стали активнее появляться в роли главных злодеев, причем далеко не карикатурных. Та же четвертая часть «Крепкого орешка» продемонстрировала крепкого плохиша, бывшего сотрудника АНБ, с помощью компьютерных знаний поставившего на колени всю страну всего за сутки. Правда, здесь антагонист, выбивающийся из типичного образа хакера, соседствует с тем самым клише в лице героя Кевина Смита – тучного гика-интроверта, живущего в подвале дома своей матери и называющего себя именем комикс-персонажа.

2010-е ознаменовали собой приход нового хакер-тренда – вигилантов-нигилистов. Появлению противоречивых протагонистов, подкованных в технологиях, способствовали резкий скачок в развитии социальных сетей и Интернета и захватнический марш супергеройского жанра. Одним из первых в этот поезд заскочил Дэвид Финчер – сначала с «Социальной сетью» (2010), где он наглядно и доступно объяснил взлом Марком Цукербергом баз данных общежитий, а следом с «Девушкой с татуировкой дракона» (2011), популяризировавшей образ дамочки-взломщика. Не остался в стороне и Майкл Манн, показавший в «Кибере» (2015) в том числе реальный код, рабочие инструменты и сценарии взлома. На роль главного героя позвали Криса Хемсворта, так что кинохакеров уже играли популярные красавчики.

Особняком среди проектов нового течения, конечно же, стоит «Мистер Робот» с Рами Малеком. Сомнительно, что в ближайшем будущем нас ждет проект с таким уровнем проработки ключевой темы. Сэм Эсмейл умудрился превратить монотонный процесс взлома в захватывающее и порой напряженное действие, при этом сохранив аутентичность происходящего. Все, начиная от устройств, программ и технологий и заканчивая реальными командами, которые применяют специалисты, сделано с большим уважением к цифровому ремеслу. При этом практически в каждой серии зрители могут найти всевозможные пасхалки и отсылки, IT-шуточки или IP-адреса, ведущие на существующие сайты, созданные самими авторами шоу. Тогда каждый мог почувствовать себя хакером.

В России достойные продукты, посвященные технологиям, компьютерам и хакерам, начали производить не так давно. До этого тематика преимущественно подавалась отечественной аудитории шаблонно и некачественно. Был вышеупомянутый «Хоттабыч», где знакомую историю попытались перенести на современные рельсы. Была неплохая для своего времени «Трасса М8» (2008) в духе фильмов Гая Ричи с минимальным обозначением хакерской тематики. Были и ужасные «Хранители сети» (2010) с небрежными и дешевыми заимствованиями из культового фильма с Джоли.

С активным развитием технологий сменились и тренды, и отношение к виртуальному медиуму и людям, причастных к нему. В прошлом году мы получили хороший технотриллер «Офлайн», в котором Никита Ефремов исполнил роль хладнокровного компьютерного гения. В недавнем сериале «Короче, план такой» команду хакеров сделали местными супергероями, попавшими на службу к российским спецслужбам. А в грядущих «Мамонтах» с Юрием Стояновым и Елизаветой Ищенко зрители должны окунуться в мир кибермошенничества, проблему, которая с каждым годом становится все актуальнее.

За 40 с лишнем лет хакеры проделали в кино путь от несуразных подростков до спасителей человечества и борцов за справедливость. Само увлечение подобной тематикой перестало быть чем-то бесперспективным и постыдным. Скорее наоборот: IT-индустрия, включая так называемых «белых» хакеров, борющихся с изъянами цифровой безопасности, остается одним из перспективных направлений, чье влияние на общество и мир в ближайшие годы только усилится. Значит, и проектов, посвященной данной тематике, должно стать в разы больше. И хорошо бы, если бы кинематографисты в погоне за трендами вновь не скатились в очередное клишированное месиво, из которого хакеры, компьютерные спецы и техногуру выбирались в течение многих лет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: