Второй сезон «ОА»: Сад расходящихся тропов - КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Второй сезон «ОА»: Сад расходящихся тропов

Второй сезон «ОА»: Сад расходящихся тропов

29 марта 2019 / Марат Шабаев
Второй сезон «ОА»: Сад расходящихся тропов

Разбираем очень странные дела, которые происходят в долгожданном продолжении самого необычного сайфай-сериала Netflix.

Спустя три года фанаты очень странного сериала, который сделали Брит Марлинг и Зал Батманглидж, наконец-то получили долгожданное продолжение. Итак, частный детектив Карим (Кингсли Бен-Адир) живет на своей лодке в заливе Сан-Франциско. Скептичного детектива навещает пожилая вьетнамка, которая с трудом разговаривает по-английски, но просит разыскать потерявшуюся внучку Мишель. Девушка пропала недавно, перед этим скинув родственнице приличную сумму (при пересчете криптовалюты на понятные всем доллары).

Во всем виноваты, разумеется, игры. Молодежь в Сан-Франциско увлеченно рубится на мобилках в AR-приложение, то есть то, которое дополняет реальность, воспринимаемую через камеру телефона (да, как Pokemon Go). Последствия нешуточные — реально-виртуальный квест приводит к тому, что некоторые игроки исчезают, как та же Мишель. Расследование приводит детектива Карима к загадочному дому на холме с витражным окном на чердаке.

Так, стойте, это точно продолжение сериала «ОА»? Да, этот вопрос возникнет у зрителя на первых минутах и не покинет до середины первой серии второго сезона. Именно тогда на экране появится Брит Марлинг, создательница шоу и его главная звезда. У Прери Джонсон все-таки получилось совершить пространственный прыжок в конце первого сезона, и она попадает в параллельную реальность. Здесь ее все еще зовут Нина Азарова (так, напомним, Прери звали при рождении), она никогда не была слепой, отца не убивали бандиты в далеком детстве, а сама героиня является часть успешной тусовки Кремниевой долины. Сознание Прери переносится в тело своего двойника в этой реальности.

Ничего принципиального нового в этом мире нет. Президентом США почему-то является Джо Байден, но все остальное напоминает привычную нам реальность. Изменились только расклады, по-другому перетасована колода персонажей. Вскоре Прери попадает в лечебницу, потому что не помнит предыдущую жизнь Нины. И здесь все кажется удивительно знакомым: в одиночных камерах сидят ее старые знакомые по заключению в подвале — Скотт (Уилл Брилл), Рейчел (Шэрон Ван Эттен) и Рената (Пас Вега). Они помнят ее, а вот обаятельный бородатый врач, которым оказывается Гомер (Эмори Коэн) — нет. Руководит клиникой уважаемый ученый Хантер Перси (Джейсон Айзекс), все тот же беспринципный маниакальный исследователь по прозвищу Хэп, только теперь наделенный официальной властью.

Первый сезон «ОА» балансировал между трепетной историей о пережитом насилии и почти бредовым фантастическим сюжетом про странный танец, ангелов, жизни после смерти и в параллельных измерениях. До самого финала зритель оставался в неведении — рассказ главной героини Прери Джонсон является метафорой семи лет, проведенных в подвале ученого-маньяка, или это все происходило в действительности? Эта нарративная фишка теперь окончательно осталась в прошлом, так как новый сезон сразу выкладывает карты на стол — ОА (она же Прери, она же Нина) не сошла с ума, а действительно переместилась в другое измерение.

В предыдущем осталась пятерка слушателей ее истории из первого сезона — и теперь учительница Бетти (Филлис Смит), хулиган Стив (Патрик Гибсон), травокур Джесси (Брендан Мейер), трансгендер Бак (Иэн Александр) и отличник Альфонсо (Брэндон Переа) ищут способы снова увидеться с ОА и убедиться в подлинности ее истории. Эта сюжетная линия кажется самой растянутой в новом сезоне, особенно на контрасте с новым миром, в котором оказалась главная героиня. Нежно-белые и фиолетовые светофильтры сменились на грубую землисто-оранжевую расцветку. Все под стать нуарной детективной линии — новый персонаж, детектив Карим в ходе своего расследования натыкается на связь Нины Азаровой, AR-игры и загадочного дома на холме.

Если раньше сравнения с фильмами Дэвида Линча казались слегка натянутыми (а порой их тянуло заменить на более обидные аналоги М. Найта Шьямалана), то теперь это кажется априорным знанием. Первый и второй сезон в совокупности напоминают «Шоссе в никуда», сновидческая тема напрямую отсылает к «Твин Пиксу» и здесь даже есть сцена, выглядящая как оммаж клубу «Силенсио» из «Малхолланд Драйва». Неожиданную параллель можно провести с недавним сериалом «Звездный путь: Дискавери», в котором, кстати, властного злодея тоже играл Джейсон Айзекс. Если вы помните, там фигурировал способ перемещения в пространстве (и за его пределы) при помощи магической сети спор — в новых сериях «ОА» вас ждет нечто похожее.

Прежние размеренные сюжетные повороты сменились бесперебойной чередой образов, которыми «ОА» бомбардирует зрителя в каждой серии. Спойлерить совершенно не хочется, но когда вы дойдете до серии, в которой фигурирует персонаж по имени «Древняя Ночь» (Old Night), то гарантированно захотите себя ущипнуть. Это точно не сон? А не может ли сон быть отражением другой реальности? Все эти вопросы в духе нового «Твин Пикса» выводят и к сногсшибательному финалу, напоминающему одну из концовок интерактивной серии «Черного зеркала». Третий сезон «ОА», если он когда-нибудь состоится, может стать исчерпывающим высказыванием на тему сериалов и создания новых вымышленных миров. Это выглядит логичным развитием идей Марлинг и Батманглиджа о мультивселенной и одновременном существовании разных личностей, объединенных одной внешностью. Если вы хотите метафору, то лучшей для описания кинопроизводства вы не найдете.

Читать также: Почему сериал «ОА» самое странное научно-фантастическое зрелище современности?

Второй сезон «ОА» доступен на Netflix. 

Читайте также

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Тайная жизнь» Терренса Малика Кино
20 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм «Тайная жизнь» Терренса Малика

Знаменитый режиссер возвращается на Круазет с притчей о добре и зле, беря за основу реальную историческую фигуру.

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда» Кино
16 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

Новую работу автора нашумевшей «Тесноты» показали в программе «Особый взгляд».

Оправданная жестокость: Рецензия на фильм «Джон Уик 3» Кино
15 мая 2019

Оправданная жестокость: Рецензия на фильм «Джон Уик 3»

Бескомпромиссный экшен, даже не пытающийся прикидываться чем-то большим.

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают» Кино
15 мая 2019

КАННЫ-2019: Рецензия на фильм Джима Джармуша «Мертвые не умирают»

Фильм открытия Каннского фестиваля, невразумительная авторская зомби-комедия от создателя «Мертвеца» и «Патерсона».