Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Netflix закрыл сериал «ОА». 10 причин, почему это самое странное научно-фантастическое зрелище современности

Netflix закрыл сериал «ОА». 10 причин, почему это самое странное научно-фантастическое зрелище современности

5 августа 2019 /
Netflix закрыл сериал «ОА». 10 причин, почему это самое странное научно-фантастическое зрелище современности

Аномальный проект стримера продержался всего два сезона.

Про что сериал?

Слепая девушка Прери сбегает из родного городка и пропадает на семь лет. Находят ее при попытке спрыгнуть с моста. Приемные родители безумно рады ее возвращению, а все местные медиа в шоке — во-первых, она ведет себя странновато, а во-вторых к ней вернулось зрение. От старого имени Прери отказывается и просит отныне называть себя ОА. Вместо реабилитации и помощи ФБР в расследовании своего исчезновения девушка собирает вокруг себя разношерстную компанию (депрессивная училка, трансгендер, школьный хулиган, травокур-сирота и умный примерный юноша). Они будут собираться каждую ночь в заброшенном доме, где ОА расскажет им историю своей жизни.

Кто его сделал?

Молодая американская актриса Брит Марлинг — настоящая звезда американского независимого кино. Она променяла потенциально денежную карьеру экономистки на творческую, но далеко не такую сытую карьеру в сегменте инди-фильмов сандэнсовского формата. Марлинг написала сценарий странного фантастического фильма «Другая земля», который снял Майк Кэхилл. Но в первую очередь она известна по сотрудничеству со своим другом, режиссером Залом Батманглиджом.

Они сделали уже два полнометражных фильма — сценарии пишутся совместно, главную роль Марлинг играет сама, а режиссурой занимается Батманглидж. «Звук моего голоса» (2011) рассказывает о странной секте, которую возглавляет женщина, пришедшая из будущего. «Группировка «Восток» (2013) представляет из себя политический триллер про экоактивизм и алчные мегакорпорации.

«ОА» — это уже третья совместная работа Батманглиджа и Марлинг. Однако независимые кинематографисты впервые сделали сериал, который к тому же вышел на стриминговом портале Netflix.

Ну и что в нем странного?

Странности начинаются уже в самой первой серии! Там мы узнаем, что Прери — дочь русского олигарха, которая в детстве пережила предсмертный опыт и встретилась во время него с мистической восточной женщиной. Позже ее усыновили американские родители (родной отец погиб от бандитской пули).

ОА после своей семилетней пропажи вернулась зрячей и совершает странные действия. Зачем ей нужна разношерстная компания слушателей? Что с ней произошло на самом деле? Можно ли ей верить? На первые два вопроса шоу ответит до конца сезона. Ответы будут включать в себя околосмертные переживания, ангелов, воскрешения мертвецов и странные танцы.

Это научная фантастика?

И тут очередная странность — жанровые категории очень слабо помогают представить, что из себя представляет «ОА». Тут есть место и откровенной мистике, и духоподъемной подростковой драме, и триллеру. Одна из главных тем сериала — переживание травматического опыта людьми, которые много лет находятся в заточении.

Так что происходило в первом сезоне?

Много всего, поэтому только краткая сводка событий. Еще раз, внимание, спойлеры! Прери была похищена очаровательным доктором Хэпом (Джейсон Айзекс), который собрал у себя в подвале несколько людей, испытывавших околосмертные переживания. Ученый уверен, что этот опыт — ключ ко многим открытиям. Согласие людей участвовать его не интересует, Хэп одержим только наукой и результатом, от чего кажется (и является!) настоящим маньяком. Много лет он планомерно убивает, а затем оживляет подопытных, чтобы записывать активность человеческого мозга в момент смерти.

Прери тем временем находит друга в лице другой жертвы Хэпа — парня по имени Гомер. Герои даже влюбляются, хотя не могут даже дотронуться друг до друга: все узники злого доктора живут в раздельных стеклянных камерах. Постепенно ОА и другим подопытным открывается истина — есть несколько таинственных телесных движений, которые, если их воспроизводить целой группой людей, могут делать фантастические вещи. Например, возвращать мертвецов к жизни и в теории открывать порталы в параллельные миры. Но опробовать этот способ побега они не успевают — Хэп выкидывает главную героиню где-то в лесу и велит ей не возвращаться, иначе погибнет ее возлюбленный.

Параллельно с рассказом про прошлое разворачивается и действие в настоящем — у каждого из ночных слушателей историй ОА есть свои психологические проблемы и трудности. Не все из этих персонажей раскрыты в достаточной степени, но в конце у них получается невероятное. В школу приходит неизвестный стрелок, которого удается остановить благодаря тому, что пятерка неофитов исполняет танец, которому их научила ОА. Сама героиня получает пулю в грудь и ее увозят на скорой.

Почему концовка была противоречивой?

Один из слушателей ОА находит у нее дома набор книг — про ангелов, 90-е в России, клиническую смерть и, конечно, «Илиаду» Гомера. Так что вопрос о том, не является ли этот странный рассказ выдумкой, остается открытым. Тем более, по сути, в финале не произошло ничего сверхъестественного — школьного стрелка странные танцы могли и просто отвлечь, а не оказать магическое воздействие.

Можно ли верить главной героине?

По сути, все фанатские теории можно свести к двум вариантам.

Одни уверены, что Прери все выдумала от начала и до конца. На это намекают книги у нее дома, имя возлюбленного (древнегреческого поэта Гомера, возможно, в действительности не существовало). Это может быть или намеренным враньем, или галлюцинациями, или метафорой ее многолетнего заключения в плену у маньяка. Двойственная интонация сериала не опровергает эту версию. Зато этот вариант не отвечает на вопрос, почему Прери прозрела.

Вторая теория гласит, что весь (или почти весь) рассказ главной героини является подлинным. Тогда книги в ее доме можно считать подброшенными агентом ФБР (Риз Ахмед), который почему-то хочет разочаровать ее последователей.

Есть и более частные гипотезы — например та, что уравнивает реинкарнацию (в сериале есть не только христианские, но и восточные мотивы) и альтернативные реальности.

Что можно считать фирменными фишками шоу?

Во-первых, та самая двойственность, которая не разрушается до самого конца первого сезона. Тем не менее рассказ главной героини завораживает. Сам нарративный метод «ОА» многими считается революционным — это типичный слоубернер, больше похожий на длинное кино. Такого в сериалах никогда не было, как утверждает кинокритик Variety Питер Дебрюж.

Во-вторых, уникальная жанровая смесь, о который мы уже писали выше. Здесь встречаются и религиозные мотивы, и научно-фантастические концепты. Цементирующий компонент шоу — OA и актерская игра Брит Марлинг. Да, героиня выглядит девушкой не от мира сего, но очень уж хочется ей верить.

Еще можно отметить те самые современные танцы, которые ставил хореограф Райан Хеффингтон, который работал над клипами певицы Sia.

С чем это можно сравнить?

С фильмами М. Найта Шьямалана, сериалом «Восьмое чувство» сестер Вачовски и «Твин Пиксом». У других критиков и зрителей возникают ассоциации с «Оставленными» и «Солярисом» Тарковского.

На «Остаться в живых» сериал тоже похож: много вопросов, оставшихся без ответа, провисающие сюжетные линии и отсуствтие уверенности в том, все загадки шоу будут раскрыты.

Второй сезон

Прежние размеренные сюжетные повороты сменились бесперебойной чередой образов, которыми «ОА» бомбардирует зрителя в каждой серии. Спойлерить совершенно не хочется, но когда вы дойдете до серии, в которой фигурирует персонаж по имени «Древняя Ночь» (Old Night), то гарантированно захотите себя ущипнуть. Это точно не сон? А не может ли сон быть отражением другой реальности? Все эти вопросы в духе нового «Твин Пикса» выводят и к сногсшибательному финалу, напоминающему одну из концовок интерактивной серии «Черного зеркала». Третий сезон «ОА», если он когда-нибудь состоится, может стать исчерпывающим высказыванием на тему сериалов и создания новых вымышленных миров. Это выглядит логичным развитием идей Марлинг и Батманглиджа о мультивселенной и одновременном существовании разных личностей, объединенных одной внешностью. Если вы хотите метафору, то лучшей для описания кинопроизводства вы не найдете. Читать подробнее

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: