Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Все везде и «Оскар»: Кому достанутся главные статуэтки в этом году

Все везде и «Оскар»: Кому достанутся главные статуэтки в этом году

29 января 2023 /
Все везде и «Оскар»: Кому достанутся главные статуэтки в этом году

Оцениваем шансы Стивена Спилберга, Мартина МакДоны и Колина Фаррелла.

24 января стали известны номинанты на «Оскар», что мигом всколыхнуло волну домыслов, сплетен и рассуждений по этой теме. Серьезные аналитики, простые любители кино и диванные эксперты спорят до посинения, пытаясь предвидеть, кому же достанутся заветные статуэтки. Мы тоже не остались в стороне, поэтому спешим познакомить вас со своими прогнозами по главной западной кинопремии, вручение которой пройдет 12 марта. Чтобы не отнимать у вас драгоценное время, мы решили охватить только 7 ключевых категорий, хотя и в прочих номинациях, безусловно, немало одаренных авторов и отличных картин.

Лучший фильм
Наш выбор: «Фабельманы»

Если бы лучший фильм года определяли обычные зрители, триумфатором бы непременно оказалась хитовая экшен-мелодрама «Все везде и сразу» (11 номинаций на «Оскар»). Народная тропа к ней не зарастет никогда – недаром лента Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, известных также как просто Дэниэлы, стала самым кассовым проектом студии A24. Но в реальности все немного сложнее. Пожалуй, шансы на победу чуть выше у «Фабельманов» Стивена Спилберга, душевной автобиографии легендарного мастера, который размышляет о трудностях взросления и воспевает искусство кино.

В его багаже – 2 «Золотых глобуса» (лучшая драма, лучшая режиссура) и, что важнее, победа на смотре в Торонто, который традиционно считают генеральной репетицией «Оскара». «Все везде и сразу» более модная, энергичная, современная лента, но для истории торжество Спилберга куда символичнее. При всей любви к драмеди Мартина МакДоны «Банши Инишерина», уже сейчас завоевавшей культовый статус, и темной лошадке «На Западном фронте без перемен»: первая немецкая экранизация романа Эриха Марии Ремарка внезапно получила столько же номинаций (9), сколько и «Банши». И наверняка будет признана лучшей картиной в иностранной категории.

Лучший режиссер
Наш выбор: Дэниэлы, «Все везде и сразу»

Максимально непредсказуемая категория. Помимо названных Спилберга, МакДоны и Дэниэлов, на награду претендуют Тодд Филд (его «Тар» с Кейт Бланшетт разберем дальше) и Рубен Эстлунд, чья ехидная сатира «Треугольник печали» удостоилась «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Теоретически победить может кто угодно, однако Филду и Эстлунду, видимо, подняться на сцену за премией не суждено. Если вдруг «Фабельманам» не достанется «Оскар» за лучший фильм, Спилбергу вполне могут выдать режиссерскую статуэтку в качестве «утешительного приза». Отметим, что здесь академики почему-то проигнорировали военный блокбастер «На Западном фронте без перемен», хотя постановка Эдварда Бергера в духе «Иди и смотри» и «1917» поистине виртуозна.

В общем, мы бы вручили «Оскара» Дэниэлам, которым, кстати, на двоих меньше лет, чем Спилбергу (69 против 76). Единственный нюанс: в этой категории режиссерские дуэты выигрывают крайне редко. Можно вспомнить разве что Роберта Уайза и Джерома Роббинса («Вестсайдская история») да братьев Коэн («Старикам тут не место»). Тем драгоценнее шанс Дэниэлов увековечить свои имена для потомков.

Мартин МакДона же с большой долей вероятности останется ни с чем, несмотря на 3 «Золотых глобуса» и восторги критиков (хотя на премии Critics’ Choice Movie Awards «Банши Инишерина» проиграл во всех 9 номинациях). Ну, зато в принципе номинировали! Ведь великая драма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» в свое время каким-то чудом пролетела мимо режиссерской категории, пропустив вперед Грету Гервиг с «Леди Берд» и Кристофера Нолана с «Дюнкерком».

Лучшая мужская роль
Наш выбор: Брендан Фрейзер, «Кит»

Брендан Фрейзер в фильме

«Золотой глобус» здесь может слегка сбить с толку, поскольку лучшим актером в комедии/мюзикле признали Колина Фаррелла из «Банши Инишерина», а лучшим драматическим артистом внезапно был назван восковой Остин Батлер из «Элвиса». Все будто сразу забыли, что долгое время оскаровским фаворитом считался Брендан Фрейзер, совершивший могучий камбэк с «Китом» Даррена Аронофски. Поэтому не грех напомнить, что «Оскар» и «Глобус» вручают разные люди, и Американская киноакадемия далеко не всегда идет по стопам Голливудской ассоциации иностранной прессы. В 2021-м, скажем, «Оскар» завоевал Энтони Хопкинс с «Отцом», а на «Глобусе» его опередил Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза»). И таких примеров множество.

В 2023 году, скорее всего, ситуация повторится. Академики обожают красивые истории, а эффектное возвращение звезды 1990-х на большие экраны – история необыкновенно кинематографичная. Еще недавно Фрейзер прозябал на вторых ролях в дешевых триллерах, а в сентябре разбил сердца гостям Венецианского фестиваля пронзительным перфомансом в «Ките». Его герой – 300-килограммовый учитель Чарли, который торчит в захудалой квартирке в Айдахо, ведет затворнический образ жизни и заедает чувство вины от трагедии прошлого.

На съемках Фрейзер страдал из-за тяжелых костюмов, зато сейчас лучится улыбкой на торжественных мероприятиях, спонтанно залетает на показы «Мумии» и принимает одну награду за другой (в январе, например, завоевал приз Critics’ Choice Movie Awards). Так что Брендан – наш кандидат. А вот еще любопытный факт: все номинанты, включая не упомянутых нами ранее Пола Мескала («Солнце мое») и Билла Найи («Жить»), замахиваются на «Оскар» впервые в карьере. Что ж, свежие лица только в радость.

Лучшая женская роль
Наш выбор: Кейт Бланшетт, «Тар»

Кадр из фильма

В этой категории интриги кот наплакал. С вероятностью 99,99% статуэтку заберет Кейт Бланшетт, надрывно сыгравшая дирижера Лидию Тар в затейливой драме Тодда Филда. Прежде, напомним, Бланшетт завоевывала «Оскары» с «Жасмин» Вуди Аллена и «Авиатором» Мартина Скорсезе. В «Тар» же она в очередной раз выложилась по максимуму, создав неоднозначный, провокационный, незабываемый образ женщины на грани нервного срыва, чья профессиональная и личная жизнь летит в тартарары. Роль Лидии уже принесла Кейт Кубок Вольпи в Венеции, «Золотой глобус» и премию Critics’ Choice Movie Awards.

Хотя конкурентки Бланшетт тоже постарались на славу. Ана де Армас в одиночку вытащила из пучины мракобесия псевдобайопик Мэрилин Монро «Блондинка», щедро осыпанный номинациями на «Золотую малину». Гиперактивная Мишель Йео уверенно возглавила «Все везде и сразу», за что и удостоилась заслуженного «Глобуса» в категории комедии/мюзикла. Мишель Уильямс скромно, но гордо выступила под началом Стивена Спилберга в роли матери Сэмми Фабельмана. А главным сюрпризом стала номинация британки Андреа Райзборо за драму «Ради Лесли», о которой, объективно говоря, мало кто слышал (как же обойтись без пьющей матери-одиночки).

Лучшая мужская роль второго плана
Наш выбор: Ке Хюи Куан, «Все везде и сразу»

Кадр из фильма

Другая красивая история – возвращение из небытия вьетнамского симпатяги Ке Хюи Куана. Он дебютировал как актер в 1984 году, в роли неунывающего Коротышки из «Индианы Джонса и храма судьбы», но после нескольких эпизодических появлений в фильмах и сериалах надолго пропал с радаров. В основном он занимался тем, что помогал ставить драки в блокбастерах вроде «Людей Икс». После триумфального шествия по миру «Безумно богатых азиатов» в 2008-м Ке Хюи Куан решил реанимировать актерскую карьеру и вскоре попал на кастинг к Дэниэлам. Так он и оказался в ленте «Все везде и сразу», трогательно сыграв мужа героини Йео по имени Вэймонд.

«Прошу, будь добрее. Особенно когда не понимаешь, что происходит», – заявляет он в ключевой сцене. Собственно, только за эту фразу Куану стоило бы вручить «Оскар»: лучшего девиза в наши смутные времена не придумать. Впрочем, в остальных эпизодах он тоже хорош. Эдакий проводник своей супруги по альтернативным реальностям, мечтающий хотя бы в одной из них стать любимым мужем и отцом. Параллельно заметим, что сразу 2 блестящих артиста из «Банши Инишерина» удостоились номинации во второплановой категории, причем оба – впервые: 30-летний Барри Кеоган и 67-летний Брендан Глисон. Но вряд ли кому-то из них улыбнется удача.

Лучшая женская роль второго плана
Наш выбор: Анджела Бассетт, «Черная Пантера: Ваканда навеки»

Кадр из фильма «Черная Пантера: Ваканда навеки». Прогнозы на «Оскар»

Довольно прозаичная в этом году категория, в которой представлены Керри Кондон из «Банши Инишерина» (сестра героя Колина Фаррелла), Хонг Чау из «Кита» (единственная подруга персонажа Брендана Фрейзера), Стефани Сюй и Джейми Ли Кертис из «Все везде и сразу» (антагонистки – главная и не очень), а также Анджела Бассетт из блокбастера «Черная Пантера: Ваканда навеки». Она, кстати, стала первой звездой вселенной Marvel, номинированной на «Оскар» за актерскую игру. И, вероятно, окажется первой, кто получит статуэтку. В прошлый раз она претендовала на заветный приз в далеком 1994-м, сыграв Тину Тернер в драме «На что способна любовь», но уступила Холли Хантер из «Пианино» Джейн Кэмпион.

В 2023 же году у Бассетт фактически нет конкуренток. Ее героиня Рамонда, королева Ваканды и мать покойного Т’Чаллы, – превосходный с драматургической точки зрения персонаж, страдающий от личной трагедии, но при этом пытающийся не дать государству развалиться. Завоеванные Анджелой «Золотой глобус» и награда Critics’ Choice Awards говорят сами за себя: ее старания явно пришлись по вкусу многим. К тому же среди номинантов 2023-го практически отсутствуют чернокожие артисты. Их, собственно, всего два: Брайан Тайри Генри из унылого «Моста через озеро» и Бассетт. Первому о статуэтке пока можно лишь мечтать, но кого-то же премировать надо! Анджела, ваш выход.

Лучший адаптированный сценарий / Лучший сценарий
Наш выбор: «Говорят женщины» / «Все везде и сразу»

Ситуация с лучшим адаптированным сценарием понятна. Ремарковский «На Западном фронте без перемен» и «Жить», над которым работал нобелевский лауреат Кадзуо Исигуро, расступаются, пропуская вперед драму Сары Полли «Говорят женщины». В ее основе – одноименный роман Мириам Тейвз по мотивам реальных событий: в 2005–2009 годах в боливийской общине меннонитов (христианская секта) изнасиловали более сотни женщин. Многие из них впоследствии дали показания в суде, что вылилось в резонансный процесс и породило упомянутые художественные произведения. Сценарный «Оскар» для ленты с Фрэнсис МакДорманд, Джесси Бакли, Руни Марой и Клэр Фой станет абсолютно закономерным завершением истории.

А вот с лучшим оригинальным сценарием все так же туманно, как и с лучшим режиссером, благо и фильмы в обеих категориях представлены одинаковые. Казалось бы, справедливость восторжествует, если награду увезет один из гениальнейших драматургов наших дней Мартин МакДона. На его каминной полочке до сих пор грустит единственный «Оскар» за короткометражку «Шестизарядный», ибо «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда» не принесли ему персональных статуэток.

Но на пятки ирландскому мэтру наступают выскочки Дэниэлы, чей сценарий плещется в потоках абсурда и хаоса, но в итоге увенчивается предельно простой (что всегда ценят киноакадемики) и важной мыслью: возлюби ближнего своего, прими его недостатки и обрети счастье. В эпоху победившей толерантности, инклюзивности и новой этики фантастическая семейная трагикомедия с ансамблем симпатичных азиатских артистов выглядит более очевидным фаворитом, чем заковыристая философская трагедия об угрюмых ирландских мужиках. Каким бы необычным, неожиданным, уникальным ни казалось наблюдение МакДоны за внезапной ссорой закадычных друзей. Наш выбор – вновь Дэниэлы, «Все везде и сразу», и да простит нас уважаемый Мартин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: