Три различных по составу семьи – бездетная пара, пара с двумя детьми, пара с одним ребенком, бабушкой и собачонкой – приезжают по путевке отдохнуть на роскошный тропический курорт. Там им бонусом сразу предлагают прокатиться до удивительной красоты уединенного пляжа, окруженного живописными скалами. Те и рады. Грузятся в микроавтобус, доезжают до места, располагаются под теплым солнышком. Как вдруг начинают происходить невероятные и пугающие вещи. Сперва всплывает труп какой-то девушки. Следом дети вдруг принимаются расти буквально на глазах. Тогда как взрослые столь же стремительно принимаются стареть. Еще поблизости ошивается какой-то чернокожий мужик с перманентно кровоточащим носом. И назад вернуться никак нельзя – сила неведомая не пускает.
Новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» основан на французской графической новелле Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса «Замок из песка». Новелла эта претендует на притчевость и глубокий смысл: дескать, не ценим мы, грешные, жизнь-то, а надо ценить (привет, Джон Крамер). Безусловным ее достоинством является пускай и не выдающийся, но сносный концепт, достойный проходного эпизода «Сумеречной зоны», очередная вариация на тему темпоральных аномалий. Другое дело, что кроме концепта история ничего особо ценного в себе не содержит, за исключением пары ведущих в никуда попыток заинтриговать и напустить загадочности, венчаясь пошлейшей, разжеванной до мелкодисперсной консистенции моралью.
Потому резонно было надеяться, что Шьямалан как-то сумеет довести до ума сырую, но обладающую потенциалом идею. Найдет какое-нибудь неожиданное и удовлетворительное объяснение творящейся на проклятом пляже чертовщине, прикрутит к лишенному внятной развязки сюжету в своем знаменитом стиле твист, и будет хорошо. И в какой-то степени режиссер надежды оправдал. В смысле действительно прикрутил фирменный твист. Но хорошо не стало. Наоборот, стало еще более странно, непонятно и пошло. И вовсе не только из-за твиста.
Дело в том, что есть у Шьямалана одна такая характерная особенность: он, судя по его обширной творческой биографии, похоже, слабо себе представляет, как устроены человеческие индивиды и как они между собой коммуницируют. Поэтому, например, у его персонажей, как правило, нет характеров, а есть лишь бзики и отклонения. Иногда это становится преимуществом и даже на руку играет (вспомним тот же «Сплит»). Но не в случае «Времени», которое фактически представляет собой герметичный триллер, к тому же весьма густонаселенный, что предполагает как раз постоянную коммуникацию всех со всеми.
В лучшие моменты у Шьямалана вместо триллера ненамеренно получается абсурдная комедия, почти забавная. Руфус Сьюэлл вот, скажем, играет врача, который в какой-то момент основательно едет крышей и попеременно то кидается на кого попало с ножиком, то задается вопросом, в каком фильме снялись дуэтом Марлон Брандо и Джек Николсон (вестерн Артура Пенна «Излучины Миссури», не благодарите). Также неплох коротенький этюд в жанре боди-хоррора с участием Эбби Ли.
По большей же части «Время» напоминает что-то среднее между экспериментальной постановкой заштатного театра и сильно урезанной версией «Остаться в живых», сценарий к которой написан искусственным интеллектом. Где, в частности, Алекс Вулф и Томасин МакКензи чудовищно противоестественнно – главным образом из-за чудовищно противоестественных диалогов – изображают маленьких детей, обнаруживших себя во взрослых телах. Со всеми отсюда вытекающими последствиями полового свойства.
В довершение фирменный шьямалановский твист дополнительно усугубляет ситуацию, вызывая больше вопросов, чем предлагая ответов. Но окончательно зафутболивает фильм далеко за грань добра и зла, в область абсолютного хаоса, даже не это, а то, что «Время» вообще-то задумывалось как оммаж – только не смейтесь – Питеру Уиру с Николасом Роугом и Андрею Тарковскому. Шьямалан прямо так в интервью и заявил: на этих деятелей, говорит, специально ориентировался.
То есть когда он плавно водит туда-сюда камерой, выделывая затейливые кренделя вокруг дико орущих друг на дружку полуголых людей, то это, значит, он не перегрелся, а Тарковскому подражает. И, стало быть, сами эти полуголые люди не бредят в истерике, а как бы воспроизводят «Пикник у Висячей скалы». Если с такой позиции посмотреть, то и представление о фильме в целом может радикально поменяться: не черт знает что, а метаироничное постпостмодерновое переосмысление.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…