Рецензии

«Время»: фантастика на берегу, Шьямалан на дне

Три различных по составу семьи – бездетная пара, пара с двумя детьми, пара с одним ребенком, бабушкой и собачонкой – приезжают по путевке отдохнуть на роскошный тропический курорт. Там им бонусом сразу предлагают прокатиться до удивительной красоты уединенного пляжа, окруженного живописными скалами. Те и рады. Грузятся в микроавтобус, доезжают до места, располагаются под теплым солнышком. Как вдруг начинают происходить невероятные и пугающие вещи. Сперва всплывает труп какой-то девушки. Следом дети вдруг принимаются расти буквально на глазах. Тогда как взрослые столь же стремительно принимаются стареть. Еще поблизости ошивается какой-то чернокожий мужик с перманентно кровоточащим носом. И назад вернуться никак нельзя – сила неведомая не пускает.

Новый фильм М. Найта Шьямалана «Время» основан на французской графической новелле Пьера Оскара Леви и Фредерика Питерса «Замок из песка». Новелла эта претендует на притчевость и глубокий смысл: дескать, не ценим мы, грешные, жизнь-то, а надо ценить (привет, Джон Крамер). Безусловным ее достоинством является пускай и не выдающийся, но сносный концепт, достойный проходного эпизода «Сумеречной зоны», очередная вариация на тему темпоральных аномалий. Другое дело, что кроме концепта история ничего особо ценного в себе не содержит, за исключением пары ведущих в никуда попыток заинтриговать и напустить загадочности, венчаясь пошлейшей, разжеванной до мелкодисперсной консистенции моралью.

Потому резонно было надеяться, что Шьямалан как-то сумеет довести до ума сырую, но обладающую потенциалом идею. Найдет какое-нибудь неожиданное и удовлетворительное объяснение творящейся на проклятом пляже чертовщине, прикрутит к лишенному внятной развязки сюжету в своем знаменитом стиле твист, и будет хорошо. И в какой-то степени режиссер надежды оправдал. В смысле действительно прикрутил фирменный твист. Но хорошо не стало. Наоборот, стало еще более странно, непонятно и пошло. И вовсе не только из-за твиста.

Дело в том, что есть у Шьямалана одна такая характерная особенность: он, судя по его обширной творческой биографии, похоже, слабо себе представляет, как устроены человеческие индивиды и как они между собой коммуницируют. Поэтому, например, у его персонажей, как правило, нет характеров, а есть лишь бзики и отклонения. Иногда это становится преимуществом и даже на руку играет (вспомним тот же «Сплит»). Но не в случае «Времени», которое фактически представляет собой герметичный триллер, к тому же весьма густонаселенный, что предполагает как раз постоянную коммуникацию всех со всеми.

В лучшие моменты у Шьямалана вместо триллера ненамеренно получается абсурдная комедия, почти забавная. Руфус Сьюэлл вот, скажем, играет врача, который в какой-то момент основательно едет крышей и попеременно то кидается на кого попало с ножиком, то задается вопросом, в каком фильме снялись дуэтом Марлон Брандо и Джек Николсон (вестерн Артура Пенна «Излучины Миссури», не благодарите). Также неплох коротенький этюд в жанре боди-хоррора с участием Эбби Ли.

По большей же части «Время» напоминает что-то среднее между экспериментальной постановкой заштатного театра и сильно урезанной версией «Остаться в живых», сценарий к которой написан искусственным интеллектом. Где, в частности, Алекс Вулф и Томасин МакКензи чудовищно противоестественнно – главным образом из-за чудовищно противоестественных диалогов – изображают маленьких детей, обнаруживших себя во взрослых телах. Со всеми отсюда вытекающими последствиями полового свойства.

В довершение фирменный шьямалановский твист дополнительно усугубляет ситуацию, вызывая больше вопросов, чем предлагая ответов. Но окончательно зафутболивает фильм далеко за грань добра и зла, в область абсолютного хаоса, даже не это, а то, что «Время» вообще-то задумывалось как оммаж – только не смейтесь – Питеру Уиру с Николасом Роугом и Андрею Тарковскому. Шьямалан прямо так в интервью и заявил: на этих деятелей, говорит, специально ориентировался.

То есть когда он плавно водит туда-сюда камерой, выделывая затейливые кренделя вокруг дико орущих друг на дружку полуголых людей, то это, значит, он не перегрелся, а Тарковскому подражает. И, стало быть, сами эти полуголые люди не бредят в истерике, а как бы воспроизводят «Пикник у Висячей скалы». Если с такой позиции посмотреть, то и представление о фильме в целом может радикально поменяться: не черт знает что, а метаироничное постпостмодерновое переосмысление.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

20 минут назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

2 часа назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

6 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

23 часа назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

24 часа назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад