Кино

«Ворон»: Комикс против фильма

В российский прокат выходит новый «Ворон» с Биллом Скарсгардом, перезапуск одноименной знаменитой киносерии и переосмысление оригинального комикса. К премьере ленты «КиноРепортер» обратился к истокам и рассмотрел, насколько сильно и критично отличались друг от друга литературный первоисточник и его первая экранизация.

Комикс «Ворон» и последовавший за ним фильм имеют немало общего между собой. Одно из ключевых сходств – тема трагедии. О гибели на съемках фильма Брэндона Ли знают даже те, кто не смотрел саму ленту, а вот с причиной создания комикса мало кто знаком. Его автор Джеймс О’Барр воспитывался в сиротском приюте, что не помешало ему заниматься скульптурой и рисованием. Однако к 18-летию юноша выбрал другое будущее – он хотел связать свою жизнь с армией и стать морпехом. И мечта Джеймса могла осуществиться, если бы не трагический случай: пьяный водитель насмерть сбил его девушку. О’Барр в это время проходил службу в Берлине и старался всячески отвлечься от глубокой травмы. Результатом его саморефлексии и стал «Ворон», сверхъестественная история о возмездии молодого человека по имени Эрик, ставшего вместе с невестой жертвами банды преступников.

Визуально комикс представлял черно-белое темное фэнтези с преобладающей мистической составляющей. Оригинальный протагонист, в отличие от длинноволосого Ли, был бунтарем со стрижкой маллет, будто бы только что вернувшимся с рок-фестиваля. Это и неудивительно, поскольку прообразом главного героя послужил Питер Мерфи из группы Bauhaus, которым, к слову, вдохновлялся и Нил Гейман при работе над «Песочным человеком».

Основная сюжетная линия, связанная с местью, осталась практически без изменений, а вот в плане деталей фильм не всегда следовал за комиксом. Например, в оригинале Топ Доллар был обычным второстепенным злодеем, которого Эрик убивает по ходу сюжета, как и всех остальных обидчиков. Но фильму нужен был главный злодей, а не классическая преступная пешка. Поэтому авторы ленты сделали Топ Доллара ключевым антагонистом и трансформировали его в эксцентричного главаря, который управляет всем городом. Именно поэтому в финале зрители видят привычную кульминационную схватку добра со злом (явно вдохновленную «Бэтменом» Тима Бертона), которой не было в комиксе.

Отличаются и мотивы преступников. В фильме Топ Доллар послал банду в квартиру Шелли, но его самого там не было. Этот момент лишь отчасти делает злодея соучастником трагедии. Шелли протестовала против принудительного выселения из их многоквартирного дома, которым владел Топ Доллар. Именно поэтому мерзавец отправил подчиненных избить арендаторов и напугать их. В комиксе причина убийства не называется. Вместо этого Эрик просто встает на путь мести. Однако у самой комиксной расправы есть реальная основа – О’Барр как-то прочитал в газете о преступлении, связанном с неудавшимся ограблением. Преступники хотели выкрасть у одной пары дорогое обручальное кольцо, но ситуация вышла из-под контроля, что привело к убийству возлюбленных.

Неуязвимость протагониста тоже показана в произведениях по-разному. В комиксе Эрик-Ворон умудряется убить каждого члена злодейской банды без каких-либо помех, неудач или трудностей. Единственное, что прерывает его путь мести, — это приступы депрессии и скорби из-за потери Шелли, эпизоды членовредительства и флешбэки о былых днях. Фильм же показывает, что главному герою даже в таком виде приходится несладко. Например, когда Эрик пытается убить персонажа по имени Тин Тин, его жестоко избивают, прежде чем он в конечном итоге достигает цели. Ворон также участвует в погоне на автомобилях, чтобы добраться до очередного обидчика. Более того, из-за авторитета Топ Доллара и его власти над всем городом в фильме Эрику приходится некоторое время скрываться от полиции, пока к нему не подоспеет коп-союзник Альбрехт.

В первоисточнике, как мы уже говорили, Джеймс делал большой упор на сверхъестественное. Например, он добавил Ковбоя-Черепа, ментора и проводника Эрика, который и наделял героя суперсилами и объяснял, как они работают. В финале истории мистический друг вновь появлялся перед Вороном, чтобы сказать, что его миссия завершена и он больше не нуждается в сверхъестественном даре. В изначальном варианте картины Ковбой-Череп фигурировал и сыграл его не кто иной, как Майкл Берриман, знаменитый актер со специфической внешностью, который получил известность после выхода хоррора «У холмов есть глаза». Однако сам персонаж выбивался из общего тона повествования. Несмотря на наличие мистики, экранный «Ворон» все равно выглядел довольно приземленным, и после обсуждений создатели фильма решили полностью вырезать Ковбоя.

Отличался и сам ворон, сопровождавший Эрика в его вендетте. В комиксе птица пытается защитить Эрика и периодически разговаривает с ним. Ворон пытается заставить главного героя перестать вспоминать, что случилось той ночью, когда его и Шелли убили, поскольку эта боль не приведет ни к чему хорошему. На последних страницах комикса птица объясняет Эрику, что весь этот путь был не ради справедливости или мести, а ради прощения.

«Ты сошел с ума? Я никогда не смог бы простить их», – говорит Эрик.

Ворон отвечает: «Не их, идиот. Себя. Ты не смог спасти ее, Эрик. Ничего нельзя было сделать, мальчик. Если ты хочешь покинуть это место, ты должен отпустить ситуацию».

Эрик называет ворона глупой птицей и говорит ему, что ненавидит его, хотя глубоко внутри понимает, что его друг прав. Именно в этот момент Эрик возвращается домой к Шелли, чего он всегда хотел.

Комикс больше концентрируется на теме любви и потери, а также боли и гнева, которые следуют за трагедией. В оригинале присутствует ярость, основанная на мести, но акцент делается не на справедливом наказании, а на самом горе. Именно его олицетворением и выступает Ворон, показывающий внутреннюю боль как разрушительную силу, которая сеет хаос, пока она не исчерпает себя. Фильм же больше сосредоточен на путешествии Эрика, где горе выступает как инструмент мотивации, постоянно подталкивающий Эрика завершить начатое и обрести покой в своей могиле.

Отдельно хочется поговорить и о саундтреке, который неожиданно был и у книжного оригинала. К 1994-му, году выхода в широкий прокат экранизации «Ворона», комикс, до этого имевший успех преимущественно в андерграундном сообществе, переживал вторую волну популярности. О’Барр, который во время написания произведения черпал вдохновение и в музыке, решает выпустить самостоятельную пластинку по «Ворону», приуроченную к выходу лимитированного издания комикса. Автор обратился за помощью к своему приятелю Джону Берджену, сооснователю группы Trust Obey. Коллектив записал альбом с 11 треками, сочетавшими в себе альтернативу, индастриал, панк и готику. Музыкальное сопровождение больше было похоже на приятное дополнение к «Ворону», нежели на самостоятельное произведение.

Чего не скажешь о саундтреке фильма. Авторы экранизации привлекли к работе над музыкой таких легенд, как Nine Inch Nails, Violent Femmes, The Cure и Rage Against the Machine. Некоторые исполнители записали потрясающие каверы на треки 1980-х. Альбом в итоге ворвался в музыкальные чарты Европы и США и даже возглавил рейтинг Billboard 200. На родине пластинка разошлась тиражом в 3,8 млн проданных копий, что автоматически сделало ее трижды платиновой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: Ворон

Недавние Посты

«Старший сын»: Курс на сближение в Театре Олега Табакова

 Режиссер Театра Олега Табакова Алена Лаптева представила возобновленную версию своего спектакля «Старший сын». Премьера состоялась на Другой сцене «Современника»: здание, в котором размещается…

7 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Главные сериалы декабря и января

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки, которые скрасят грядущие зимние праздники.  «Первый номер» Всегда было интересно, как устроен мир современных…

12 часов назад

Новый фильм с Милошем Биковичем представят на Фестивале сербского кино в Москве и Петербурге​​​​​

С 6 по 8 декабря в Москве и Санкт-Петербурге состоится Фестиваль сербского кино. Это ответное культурное мероприятие: с 27 ноября…

1 день назад

«КиноРепортер» рекомендует: Фильмы декабря и января, которые нельзя пропустить

Рассказываем о самых ярких новинках, которые можно будет увидеть на широких экранах до и после Нового года.  «Безмолвное братство» Агент…

1 день назад

«Похищение эС»: Водоворот любви и ревности в Театре имени Моссовета

В Театре имени Моссовета состоялась первая премьера сезона – «Похищение эС» по произведению современного драматурга Петра Гладилина. Свое детище автор…

1 день назад

Что-то аутоиммунное: Взлеты и падения «Доктора Хауса»

В ноябре 2004-го Грегори Хаус, гениальный диагност и ворчливый социопат, блестяще излечил первую пациентку – воспитательницу детсада с личинкой ленточного…

2 дня назад