Война, семья и свинья: Какими получились «Хищные птицы», «Мальчик русский» и «Офицер и шпион» | КиноРепортер
КиноРепортер > Кино > Война, семья и свинья: Какими получились «Хищные птицы», «Мальчик русский» и «Офицер и шпион»

Война, семья и свинья: Какими получились «Хищные птицы», «Мальчик русский» и «Офицер и шпион»

6 февраля 2020 /
Война, семья и свинья: Какими получились «Хищные птицы», «Мальчик русский» и «Офицер и шпион»

«КиноРепортер» — о главных новинках российского проката, выходящих на этой неделе.

«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»

Харли Квинн рассталась с Джокером и «наслаждается» одиночеством. Если говорить совсем честно, то разрыв дался ей тяжело, но она справляется как умеет — заливает горе алкоголем и устраивает фирменный дебош. Решив окончательно порвать с прошлым, она громко заявляет о размолвке с клоуном-принцем преступного мира и тем самым вешает на себя огромную мишень. Главный желающий заполучить ее голову — Роман Сионис, криминальный гений, более известный как Черная Маска. Словно этого мало, на Харли сваливается Кассандра Кейн — малолетняя воровка, случайно укравшая крайне важный для Сиониса предмет. А еще Кассандру ищут сразу несколько других женщин — и Харли как-то придется это все разгребать.

Первая команда, полностью состоящая из героинь, смело дебютирует на большом экране: зрителей ждут удалое насилие, искрометный юмор и мощная хореография при, увы, не самом сильном сюжете. Подробности — здесь.

«Офицер и шпион»

1894 год. Французского офицера еврейского происхождения Альфреда Дрейфуса (Луи Гаррель) публично разжалуют и отправляют в тюрьму во Французской Гвиане на Чертов остров за государственную измену. Спустя год офицер Жорж Пикар (Жан Дюжарден) становится руководителем военной разведки, крайне неэффективной и устаревшей организации. Покопавшись в бумагах, Пикар приходит к выводу, что Дрейфус невиновен, а важные бумаги немцам передал некий майор Эстерхази. Честный военный пытается восстановить справедливость, однако прогнившая милитаристская система не намерена признавать свою ошибку.

«Дело Дрейфуса», один из самых громких политических скандалов Европы на рубеже XX века, вскрыло бесправность в государстве и антисемитизм в обществе. Однако Полански интересует не столько политический фон того времени или фигура Дрейфуса (Гарреля в фильме крайне мало), сколько Пикар, который становится героем поневоле. Он не любит евреев, как и его сослуживцы, но в отличие от них ставит военную честь выше личных взглядов.  Впрочем, «Офицер и шпион» не нравоучительная историческая драма, а современный политический триллер с едкой (как иначе у Полански?) моралью: в лучшем случае политика и честь могут сосуществовать, но никогда не будут едины до конца. 

Михаил Моркин

«Однажды… Тарантино»

Название фильма дает повод надеяться, что мы узнаем что-то про нашумевший девятый фильм мастера. Однако этих ожиданий лента совершенно не оправдывает. Документалка Тары Вуд, специализирующейся на биографиях кинодеятелей (до этого она сняла нечто похожее о Ричарде Линклейтере) снималась одновременно с «Однажды… в Голливуде» и ничего о последней картине Тарантино толком не сообщает. Но если отвлечься от маркетинговой уловки прокатчиков, то вы имеете неплохую возможность окунуться в мир одного из самых звездных режиссеров в новейшей истории.

Правда, для тех, кто хорошо знаком с творчеством Тарантино, это кино даст мало зацепок. Хотя всегда приятно послушать его любимых актеров, которые (все без исключения) восхищаются его способностями, не сговариваясь называя его великим, необыкновенным, потрясающим… короче говоря, гением. Кем, собственно, наш герой, по-видимому, и является от рождения. Из нового и интересного мы лишь узнаем, что Квен создает на площадке атмосферу всеобщей любви, заряжая коллег по цеху невероятной творческой энергией. Запрещая пользоваться во время съемок мобильными устройствами, режиссер все время присутствует рядом с играющими, а не сидит в кресле или у мониторов, как вон некоторые. Да, Квен очень любит поржать (и пожрать, причем ему все одно, что французская высокая кухня, что бургеры, вырос-то парень чуть не в подворотне). Еще он пишет ручкой на бумаге, так как не признает цифру (в кино тоже, снимая до сих пор на пленку). Да, и теперь у него есть собственный кинотеатр, куда он часто приглашает друзей посмотреть старые фильмы, типа «Семь» или «Крепкого орешка» — чтобы, естественно, восхититься. Он отказался от детей (пока), отдав всего себя искусству. Но очень любит женщин, и  в его фильмах они предстают настоящими героинями (но это наблюдение не ново).

В общем, для преданных поклонниковй этот фильм вряд ли откроет какие-то глубины и проникнет в творческую мастерскую художника. Хотя один аспект в ленте довольно характерен. Дело в том, что продюсером всех упомянутых в фильме картин (тарантиновских) был великий и ужасный Харви Вайнштейн, с которым теперь не то что дружить, а и просто здороваться не комильфо. И вот наблюдать, как режиссерка Вуд старательно уворачивается от напрашивающихся вопросов, кое где рисуя совсем уж невероятную картину — довольно забавно. Дескать, все, кроме невинного Квентина подозревали и даже осуждали толстого, противного, вечно потеющего Харви, а наш герой лишь хохотал над его скабрезностями. Это выглядит престранно, но пока в обществе нет консенсуса на тему, как же так получилось, что многие великие фильмы последних чуть не 40 лет продюсировало чудовище — наблюдается вот такая фига в кармане. В остальном перед нами типичное документальное кино о кино, каких снято миллион.

Игорь Игрицкий

«Мальчик русский»

Алеша отправился на фронт с мечтой о славе, но в первом же бою лишился зрения. Это не мешает ему продолжать служить: в бою от него толку мало, а вот стать слухачом он вполне может. Теперь его задача — через огромные металлические трубы прослушивать небо и предупреждать врагов о приближающихся самолетах. Параллельно это сопровождается репетицией оркестра, исполняющего третий концерт и «Симфонические танцы» Рахманинова, служащей своеобразным саундтреком приключениям Алеши.

Дебютный фильм Александра Золотухина, еще одного талантливого ученика Александра Сокурова наряду с Балаговым, Коваленко и Битоковым. Картина выступает своеобразным экспериментом с формой и одновременно с тем рифмует искусство и войну. Что из этого получилось — читайте здесь.

«Правда»

Изрядно постаревшая кинодива по имени Фабьен Данжевиль (Катрин Денев) на закате карьеры опубликовала мемуары. Отпраздновать это событие из Штатов приезжает ее дочка-сценаристка Люмир (Жюльет Бинош) с мужем-второсортным актером Хэнком (Итан Хоук) и очаровательной внучкой Шарлоттой (Клементин Гренье). Между персонажами возникают вполне ожидаемые трения на почве достоверности описанных актрисой эпизодов из ее бурной молодости. Весь фильм герои выясняют отношения, доставая из шкафа скелеты разной степени разложения. Кто-то кого-то недолюбил, кто-то кому-то изменил, кто-то кого-то бросил, и т.д. и т.п. — по кругу. Бесконечные диалоги, музыка нашего Алексея Айги (лучшее, что есть в этом фильме), слегка подернутые морщинами, но по-прежнему прекрасные французские звезды — без малого два часа безуспешно пытаются разыграть совершенно бессмысленную и скучную до зевоты пьесу Хирокадзу Корээды.

Японец, получивший в позапрошлом году Palme d’Or за «Магазинных воришек», решил поменять национальную тематику на международную. Конечно, добыть деньги на участие в твоем фильме звезд первой величины, пускай и не столь популярных, как в молодости — половина успеха в прокате, но от сценария, как известно, качество картины зависит чуть более, чем полностью. И тут у 57-летнего режиссера случилась промашка. Почему зрителю должны быть интересны проблемы до мозга костей буржуазной французской семьи, да еще с таким примитивным литературным бэкграундом (где Чехов, который делал актрис своими героинями, а где, извините, Корээда), – не совсем понятно. 

Когда Хирокадзу снимал по своим вычурным сценариям – будь то о детях, которых поменяли в роддоме («Сын в отца»), или о тех же деклассированных воришках — про родную Японию — это выглядело исследованием загадочной культуры экзотической страны. Но вторгшись на территорию европейского кино, с ее сто раз пережеванными проблемами «отцов и детей», и не представив ничего ровным счетом оригинального — любимец Каннского фестиваля терпит фиаско, сняв проходную, унылую и бессмысленную картину, расцвеченную разве что интересом к тому, как выглядит 76-летняя Денев, то и дело затягивающаяся сигаретой. Кстати, непонятно, почему в роли Люмир Корээда не снял чудесную актрису Кьяру Мастроянни, реальную дочку Катрин. Выглядело бы чуть-чуть достоверней.

Игорь Игрицкий

«Порко Россо»

Классический мультфильм Хаяо Миядзаки, известного нашему зрителю по «Унесенным призраками», «Ходячему замку» и «Моему соседу Тоторо». Порко Россо в прошлом был летчиком-асом времен Первой мировой войны, но разочаровался в человечестве и превратился в антропоморфного свина. Зато его не разочаровало небо — и он все еще парит в облаках. Он регулярно спасает жителей небольшого городка от набегов воздушных пиратов, и когда им это надоедает, они натравливают на Порко другого летчика-профессионала, Дональда Кертиса. С этого начинается грандиозная схватка, в которой смешиваются честь, отвага, достоинство и, конечно же, настоящая любовь.

Миядзаки изначально планировал снять небольшую короткометражку на основе собственной манги о самолетах, но довольно быстро понял, что запланированного получаса ему будет мало. В итоге мультфильм разросся до приличных полутора часов и быстро стал классикой. Картина немало заимствует из нуарных фильмов, а еще является одним из немногих проектов в фильмографии Миядзаки, где героями выступают не дети. Меланхоличное зрелище, полное метафор и аллюзий, не так хорошо известно в России — и широкий прокат как раз способен исправить эту оплошность.

Интересная деталь: сцена, в которой Порко вспоминает свой сон о погибших летчиках, позаимствована из военного рассказа Роальда Даля «Они никогда не состарятся».

Сергей Сергиенко

«Каннингем»

Эта картина создавалась к к 100-летию со дня рождения балетмейстера Мерса Каннингема (1919-2009), который в течение невероятно долгой творческой карьеры работал столь плодотворно, что приобрел статус легенды уже при жизни. Фильм охватывает лишь один, правда самый значимый период его жизни — с 1942 по 1972 годы, и помимо архивных материалов включает современные интерпретации постановок хореографа группой его учеников и последователей.

Наша бывшая соотечественница, американская документалистка Алла Ковган занималась производством 3D-фильма последние восемь лет. Полнометражный док за три миллиона долларов был профинансирован различными фондами: в том числе Роберта Раушенберга, Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна — эти столпы современного искусства среди прочих фигурируют на экране как коллеги и друзья танцора-новатора. Архивные футаджи перемежаются в ленте красочными трехмерными номерами, создавая эффект художественного повествования внутри документального.

Свой собственный стиль Каннингэм начал вырабатывать в начале 1940-х. Его ключевой характеристикой была так называемая фрагментарность.В танце разные части тела исполнителя двигались как бы независимо друг от друга, что было невероятно трудно — переход между отдельными движениями был резким, рваным, нарушавшим текучесть и ритм, и это вызывало изумление публики. Зрителей поражало также, как непривычно Каннингем использовал пространство сцены и то, что в его танце движения порой не были связаны с музыкой.

Его главным соратником того времени, близким другом и автором музыкального оформления постановок был прославленный композитор-авангардист Джон Кейдж. Вместе с ним и небольшой труппой танцоров, живших как одна семья, наподобие хиппи, Мерс Каннингем колесил на мини-автобусе «Фольксваген» по всей Америке, поначалу не встречая никакого признания. Однако со временем, познакомившись с великими художниками — от Джаспера Джонса и Роя Лихтенштейна до Энди Уорхола, и начав с ними плотно сотрудничать, его балет приобрел всемирное звучание, до сих пор оставаясь значимым артефактом современной западной культуры. И фильм Ковган демонстрирует этот непреложный факт весьма убедительно, подавая историю с применением современных технологий, делая его достоянием всех слоев заинтересованной аудитории, а не только балетоманов.

Игорь Игрицкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: