Народному артисту РСФСР и всенародному любимцу сегодня исполнилось бы 80 лет.
Виталия Соломина, кажется, любили все. За обезоруживающую, немного детскую улыбку, доброжелательность и, конечно, талант. Его нет уже почти 20 лет, но день, в который он должен был бы отпраздновать свой юбилей, мы просто не могли пропустить.
Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Забайкалье – в городе Чита. Его старшему брату Юрию, который впоследствии тоже стал звездой советского экрана, было уже 6 лет, и он во всем опекал младшего, который, конечно, его буквально боготворил.
«Война, потом нелегкое послевоенное время. Жили впроголодь, везде сажали картошку. Даже улицы, пустыри были засажены. Кроме радио, ничего тогда не было, и я заслушивался радиопостановками. Мы жили в одной комнате. Чтобы никому не мешать, я приставлял радиоприемник к уху, как наушник, сидел на пианино и часами слушал».
Родители – преподаватели музыки Мефодий Викторович Соломин и Зинаида Ананьевна Рябцева – думали, что Юра станет врачом, а Виталик музыкантом (он с раннего детства довольно успешно занимался фортепиано), но оба решили стать актерами.
В 1959 году Виталий приехал в Москву – поступать в Театральное училище имени Щепкина. Выбор не стоял, поскольку этот вуз только что окончил его брат. Юрий не хотел заниматься кумовством, но Вера Пашенная, возглавлявшая кафедру актерского мастерства, и сама отреагировала на знакомую фамилию: «Соломин? Берем!»
Соломин-младший полностью оправдал ожидания: уже со второго курса его стали приглашать играть на сцене Малого театра, хотя у него были очень сильные однокурсники: с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов. По окончанию училища Виталий был принят в труппу театра, где и служил до последнего дня.
За почти 40 лет в театре он сыграл Зимина в «Дачниках» (1965), Нелькина, а позже и Кречинского в «Свадьбе Кречинского» (1971, 1997), Чацкого в «Горе от ума» (1975), Хлестакова в «Ревизоре» (1985), Астрова в «Дяде Ване» (1993) и многих других.
С 1970-х Соломин начал сам ставить спектакли. Среди них – «Мой любимый клоун», «Живой труп», «Дикарка». В 1997 году он поставил мюзикл «Свадьба Кречинского» с очередного показа которого 24 апреля 2002 года его и увезла скорая с инсультом. Виталий Мефодьевич так и не поправился. Больше месяца пролежал в коме. 27 мая его не стало.
Еще студентом Соломин начал сниматься в кино. Так его дебютом стал эпизод в легендарной драме Марлена Хуциева «Застава Ильича», в купированной версии шедшей в прокате под названием «Мне двадцать лет». Однако, если не знать, где и кого сыграл Виталий (выпускника, бросающего бутылку в реку), обнаружить его там почти невозможно.
Но главные роли пришли очень быстро: уже в 1965-м он появился в мелодраме Ричарда Викторова «Любимая» в роли молодого строителя Володи.
Первой по-настоящему большой и звездной ролью в кино для Виталия Соломина стал директор театра Фальк в мюзикле Яна Фрида «Летучая мышь» (1979), где ему впервые довелось поработать с братом. Комичную историю о том, как непутевый муж, сам того не зная, воспылал страстью к собственной жене, очень часто показывали в советское время по ТВ. В особенности, на Новый год.
Всего через полгода после «Летучей мыши» – в ноябре 1979 года – состоялась премьера эпопеи Андрея Кончаловского «Сибириада», уже получившей к тому времени Гран-при Каннского кинофестиваля. В ней Соломин сыграл Николая Устюжанина – главного героя второго фильма саги (всего их там четыре). И эта работа была максимально далека от роли Фалька.
Ну а еще через полгода – в марте 1980 года – вышел, бесспорно самый всенародно любимый фильм (вернее, первая часть целого цикла) с участием Соломина – «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство». Милый, добрый, трогательный, смешной, верный Джон Ватсон, благодаря харизме и таланту Виталия, стал героем, практически равным Холмсу, при том, что в большинстве экранизаций Конан-Дойля это было не так.
Бесподобный дуэт Соломина с Василием Ливановым в роли гениального сыщика появился еще в четырех фильмах Игорь Масленникова и обрел практически культовый статус.
Масленников, по сути, стал главным режиссером в судьбе Соломина. Помимо пяти фильмов из цикла о Холмсе и Ватсоне, они вместе сняли еще трилогию «Зимняя вишня». Сцена из финала первой части, где герой Виталия на старых «Жигулях» увозит героиню Сафоновой от роскошного Ивара Калныньша на «Мерседесе» (запредельный уровень для СССР середины 1980-х) – так же эпична, как несущаяся кибитка в финале «Цыгана».
Соломин был женат дважды. Первый брак с актрисой Натальей Рудной продолжался с 1963 по 1968 год и закончился для актера довольно болезненно. По счастью, на пробах фильма Петра Тодоровского «Городской романс» он познакомился с Марией Леонидовой. В отличие от нее роль Виталий не получил, но в октябре 1970-го они поженились. Соломины оставались вместе до конца.
В 1973 году у Соломиных родилась дочь Анастасия, а в 1984-м – Лиза. Младшая посвятила себя кинематографу. В частности, Елизавета Соломина работала вторым режиссером на съемках «Утомленных солнцем-2» Никиты Михалкова.
Комментарии