Люк Бессон, Дэвид Финчер, София Коппола и Майкл Манн сразятся за «Золотого льва».
30 августа стартует 80-й киносмотр в Венеции, который может похвастаться на редкость насыщенной программой. Жюри во главе с автором «Ла-Ла Ленда» Дэмьеном Шазеллом предстоит решить, кто круче: Йоргос Лантимос, София Коппола, Майкл Манн, Брэдли Купер, Люк Бессон, Дэвид Финчер или Маттео Гарроне?
Неплохая компания, согласитесь. А ведь этими громкими фамилиями список конкурсантов не исчерпывается. В общем, как бы ни было трудно объять необъятное, мы все же взяли на себя смелость выделить наиболее примечательные картины из разных секций, которые явно будут обсуждать и во время, и после 80-го Венецианского фестиваля. Несмотря на всякие там забастовки.
Основная программа
«Бедные-несчастные»
Режиссер Йоргос Лантимос
Четырежды отмеченный в Каннах грек-провокатор берется за полный метр спустя пять лет после «Фаворитки», которая в десяти категориях номинировалась на «Оскара» и стала одним из ярчайших событий того наградного сезона. А вместе с Лантимосом в большое кино возвращается и Эмма Стоун, сменившая фирменную огненно-рыжую шевелюру на длиннющие волосы цвета воронова крыла.
Ее героиня – умершая дама по имени Белла, которую воскрешает гениальный ученый (Уиллем Дефо). Пересадив ей при этом… мозг ее же нерожденного ребенка. Звучит своеобразно, мягко говоря. Хотя в основе фильма – не фантазии самого Лантимоса, а роман шотландца Аласдера Грея, который Йоргос решил перенести на экран после триумфа «Фаворитки». В прочих ролях появятся Марк Руффало, Маргарет Куэлли и Кристофер Эбботт.
«Присцилла»
Режиссер София Коппола
София Коппола, подобно Йоргосу Лантимосу, снимает редко, но метко. Ее драмеди «Последняя капля» (2020) подарила Биллу Мюррею одну из лучших в карьере ролей и порадовала поклонников Софии знакомыми интонациями «Трудностей перевода». А вслед за этим Коппола решила рассмотреть под непривычным углом жизнь и творчество Элвиса Пресли, оттолкнувшись от книги его супруги Присциллы «Элвис и я» и посвятив байопик именно ее взгляду на их отношения.
Дочь офицера ВВС встретила будущего короля рок-н-ролла в возрасте 14 лет, а в 22 года стала его первой и единственной женой. Коппола рассказывает историю взросления неопытной девушки в элвисовском поместье Грейсленд, полном запретных удовольствий, и сравнивает ее с «Марией-Антуанеттой». Роль Присциллы досталась не самой известной артистке Кейли Спейни («Мейр из Исттауна»), а Элвисом заделался Джейкоб Элорди – подлый красавчик Нейт из «Эйфории». Остин Батлер напрягся.
«Феррари»
Режиссер Майкл Манн
В последний раз великий и могучий Майкл Манн («Схватка», «Соучастник») напоминал о себе в прошлом году, сняв пилот недурного сериала «Полиция Токио». Хотя за полные метры он не брался уже восемь лет, да и предыдущий его опус, «Кибер» с Крисом Хемсвортом, хочется забыть как ночной кошмар. Давайте же скрестим пальцы, чтобы 80-летний Манн вернулся в топовую форму: его «Феррари» осветит легендарную гонку на выносливость Mille Miglia, в которую ввязывается команда под руководством Энцо Феррари (Адам Драйвер) – экс-гонщика и основателя одноименной компании.
Картина находилась в производстве двадцать с лишним лет. К ведущей роли присматривались Кристиан Бэйл и Хью Джекман, а теперь она вполне может принести очередную номинацию на «Оскара» Драйверу. Правда, выдержать конкуренцию с Киллианом Мерфи из «Оппенгеймера» будет непросто.
«Догмен»
Режиссер Люк Бессон
Продюсерский и сценарный проект Люка Бессона «Проклятие Артура» (2022) едва ли можно назвать знаком качества, да и его последняя режиссерская работа, «Анна» (2019), тем еще разочарованием вышла. Тем удивительнее читать восторженные рецензии критиков на «Догмена»: необычный триллер о дружбе проблемного парня с собаками окрестили чуть ли не лучшим бессоновским произведением.
Главную роль исполнил роскошный Калеб Лэндри Джонс, который к своим 33 годам успел сняться у Дэвида Линча, Джима Джармуша, обоих братьев МакДона, братьев Коэн и Дэвида Финчера. А также завоевал приз в Каннах за самоотверженный перфоманс в «Нитраме». Его героя из «Догмена» всячески третировал суровый отец. Дошло до того, что он бросил сына на растерзание псам. А те не убили его, а защитили. Поможет ли общение с ними залечить детские травмы? Бес(сон) его знает!
«Убийца»
Режиссер Дэвид Финчер
Еще один фильм, который не терпится увидеть, – «Убийца» по мотивам французского комикса с аналогичным названием. На его экранизацию Дэвид Финчер замахнулся в 2007-м, но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2021-м, когда Netflix предложил культовому режиссеру соглашение о сотрудничестве. Поэтому «Убийца» вслед за «Манком» (2020) тоже выйдет на стриминге. Премьера назначена на 10 ноября.
Вернувшийся из небытия Майкл Фассбендер заполучил роль «одинокого, холодного и методичного» (как гласит синопсис) киллера, который страдает от психологического кризиса и постепенно, кажется, сходит с ума. Как сообщается, нас ждет нечто «жестокое, кровавое и стильное». Будто мы ждем от Финчера чего-то другого. Вдобавок «Убийца» станет и одним из самых лаконичных фильмов Дэвида: хронометраж уместился в 113 минут (меньше только у «Комнаты страха» – 108). Компанию Фассбендеру на экране, кстати, составит неподражаемая Тильда Суинтон.
«Зла не существует»
Режиссер Рюсукэ Хамагути
В 2021 году в карьере японца Рюсукэ Хамагути наметился важный прорыв. Его меланхоличное роуд-муви «Сядь за руль моей машины» завоевало три приза в Каннах, а элегантная разговорная драма «Случайность и догадка» удостоилась Гран-при жюри на Берлинале. Мужчина решил ковать железо, пока горячо, и отправился в Венецию, где его ленты до недавних пор не гостили.
Персонажи «Зла не существует» живут в деревне в гармонии с природой. А потом в их мирный быт вторгаются подлые капиталисты, намеренные организовать неподалеку глэмпинг (когда вроде в гостинице обитаешь, но при этом на свежем воздухе отдыхаешь). Естественно, под угрозой и хрупкое экологическое равновесие, и упорядоченное существование местных жителей. Фильм создан в двух вариантах: фестивальный, собственно, в Венеции покажут, а другой, иначе смонтированный, будет колесить по миру с живым музыкальным сопровождением певицы и автора песен Эико Исибаси.
«Маэстро»
Режиссер Брэдли Купер
Очередной байопик в обойме Венецианского смотра – лента о знаменитом композиторе Леонарде Бернстайне, которого широкая публика знает по музыке к «Вестсайдской истории» и «В порту». Его судьбу творчески переосмысляет Брэдли Купер, ответственный за хит 2018 года «Звезда родилась» («Оскар», «Золотой глобус», $436 млн кассовых сборов при бюджете $36 млн). Он же исполнил и главную роль, а образ его супруги воплотила двукратная оскаровская номинантка Кэри Маллиган. Не менее серьезные люди в числе продюсеров: Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Тодд Филлипс.
Именно Скорсезе изначально собирался снимать «Маэстро», но в итоге отдал предпочтение «Ирландцу». Позднее к режиссерскому креслу присматривался и Спилберг, однако прямо во время просмотра «Звезда родилась» маэстро наших дней так впечатлился, что хлопнул Брэдли по плечу и доверил должность постановщика ему. В каст вписались Майя Хоук («Очень странные дела»), Мэтт Бомер («Супер Майк») и звезда стенд-апа Сара Сильверман. Релиз состоится на вездесущем Netflix.
Вне конкурса
Daaaaaali!
Режиссер Квентин Дюпье
На фоне свежачков от Финчера, Бессона и прочих мастодонтов новое творение Квентина Дюпье легко может затеряться, однако не будем забывать: этот эксцентричный французский бородач – один из самых непредсказуемых и уникальных режиссеров наших дней. В минувшем году, например, он превратил французских звезд в супергероев, которые уничтожали монстров сигаретными суперсилами (никотин, аммиак и так далее).
А сейчас еще более феерическая плеяда артистов взошла на борт Daaaaaali! – абсурдной комедии о журналисте, встречающемся с Сальвадором Дали для некого документального проекта. Который он так и не доведет до ума. В ряды славной актерской гвардии влились Ромен Дюрис, Пьер Нинэ, Жиль Леллуш, Ален Шаба, Пио Мармай и Анаис Демустье.
Hit Man
Режиссер Ричард Линклейтер
После эпической драмы «Отрочество», работа над которой растянулась на двенадцать лет, Ричард Линклейтер собрался переплюнуть самого себя. И завербовал Пола Мескала в еще более долгоиграющую авантюру: съемки драмы «Мы едем, едем, едем» о бродвейском композиторе Фрэнклине Шепарде займут аж двадцать лет.
Между делом Линклейтер решил заскочить на остров Лидо и представить комедийный экшен Hit Man с Гленом Пауэллом из «Топ Гана: Мэверик» в роли техасского копа под прикрытием, который притворяется киллером, дабы вывести на чистую воду своих нанимателей. Интересно, как Линклейтер, мастер чутких драм о человеческих отношениях, проявит себя в нетипичном жанре юмористического боевика. После Венеции Hit Man заглянет еще и на смотр в Торонто.
«Чудесная история Генри Шугара»
Режиссер Уэс Андерсон
По стопам Педро Альмодовара, возившего в Канны короткометражку «Странный образ жизни», пошел и Уэс Андерсон. «Чудесная история Генри Шугара» – его первая коллаборация со стримингом Netflix, который приобрел права на сказки Роальда Даля. К наследию прославленного писателя Андерсон подступался еще в 2009-м, в кукольном хите «Бесподобный мистер Фокс».
Теперь же пробил час 37-минутной игровой картины, разделенной на несколько частей: каждая связана с довольно мрачными рассказами из одноименного сборника, ориентированными скорее на взрослую, чем на детскую аудиторию. Среди похожих проектов называли коэновскую «Балладу Бастера Скраггса» – не самый банальный референс для творений Уэса. В кадре блеснут Бенедикт Камбербэтч, Бен Кингсли, Рэйф Файнс и другие.
Комментарии