Статьи

Великий эксперимент: Особенности кинорынка Поднебесной

Больше 1,3 млрд жителей и растущая экономика обеспечивают китайской киноиндустрии бесконечный потенциал развития. Еще недавно главный вопрос аналитиков был: когда она обгонит Голливуд — если не по влиятельности, то хотя бы по финансовым показателям? После 2015 и 2016 годов, когда прокат Поднебесной сначала увеличился по выручке на 49%, а потом опередил по количеству экранов американский, дату окончательной победы назначили на конец десятилетия — 2019–2020-й. Но вскоре тема потеряла актуальность: с одной стороны, рост замедлился до 9% в 2018 году (до $8,87 млрд), и прогнозы о китайском триумфе над Голливудом отодвинули это событие как минимум на 5–8 лет, с другой — скрытые процессы внутри индустрии вышли на первый план.

Прошлый год стал годом нескольких громких скандалов, так или иначе связанных со взрывным ростом предыдущих лет. Государственные финансовые регуляторы и цензурные органы всерьез взялись за топ-менеджеров, продюсеров, режиссеров и даже кинозвезд. Самый большой шум с участием в том числе иностранной прессы разгорелся вокруг «инь-ян»-контрактов. Деятели шоу-бизнеса на каждом проекте подписывали два договора, один для налоговой, а другой с фактической суммой к выплате.

Практика летом стала достоянием общественности из-за неаккуратных постов в соцсетях, и властям пришлось вмешаться. В результате известная в том числе голливудскими лентами актриса Фань Бинбин, оказавшаяся в центре скандала, чуть не поплатилась карьерой, исчезла на несколько месяцев, а потом после клятвы верности стране и партии отдала государству $130 млн неоплаченных налогов и штрафов.

Этот случай стал показательным примером для остальных. И до конца года, чтобы не попасть под жесткий пресс компартии, вся киноиндустрия «вспомнила» о $1,7 млрд недоплаты. Финансовыми последствиями скандал с «инь-ян»-контрактами и непомерными зарплатами кинозвезд не ограничился. Компартия в очередной раз осудила «культ денег» и приняла четкие правила, сколько впредь можно платить всем актерам — не больше 40% общего бюджета проекта.

Другой прошлогодний индустриальный скандал прошел значительно тише — борьба с выводом капитала за рубеж обернулась сокращением китайских инвестиций в Голливуд. Даже глава Dalian Wanda Group Ван Цзяньлинь, купивший в свое время американскую сеть кинотеатров AMC и студию Legendary, попал в немилость, отказался от дальнейшей экспансии и начал продавать иностранные активы.

Кадр из фильма «Новый король комедии»

Если шаги руководства страны по регулированию кинобизнеса с организационной или финансовой стороны как-то объяснимы и прогнозируемы (это не более чем болезнь роста), то китайская цензура сейчас непредсказуема и непрозрачна как никогда. В марте прошлого года вся индустрия, включая прокат и копродукции, перешла в ведение отдела пропаганды ЦК Коммунистической партии Китая. Как показали случаи вторжения властей в процесс, для КПК важнее идеология и воля руководства, а не бизнес-интересы студий или развитие отрасли в целом.

Главными хитами проката 2017 и 2018 годов стали патриотические милитаристские боевики «Операция в Красном море» и «Война волков 2»: они собрали $579,2 млн и $874 млн соответственно. Оба фильма о спасении героическими китайскими военными граждан КНР в других странах (на Ближнем Востоке и в Африке), а противостоят им наемники или террористы, связанные с американским капиталом.

Патриотические ленты сняты с участием министерства обороны, на первый взгляд идеологически безупречны и, в отличие от обычных агиток, могут заработать деньги. Но линия партии изменилась, и такое кино вдруг оказалось в немилости. Согласно новым зимним циркулярам (о которых известно по слухам — их никогда не выпускают публично), впредь в кино не следует бряцать оружием и излишне хвастаться мощью армии КНР, не надо показывать политическое устройство страны, касаться ее будущего и международных отношений, в том числе нельзя показывать западные страны как врагов.

В результате производство сиквелов самых успешных блокбастеров было остановлено, а в самое горячее время для китайских кинотеатров, на каникулах после нового года по лунному календарю, впервые за три года не вышло ни одного военного боевика.

Страдают от новой цензуры и режиссеры фестивального кино, в том числе ветераны. Режиссер Чжан Имоу, который сталкивался с запретом своих фильмов в 1980-е, неожиданно изъял свою новую работу «Одна секунда» из конкурса Берлинского кинофестиваля. Причиной указывают технические проблемы, но лента касается тем «культурной революции» и трудовых лагерей по перевоспитанию, и вполне вероятно, что власти сочли нежелательным показ картины на международном фестивале, хотя выдали ей в январе прокатное удостоверение.

Кадр из фильма «Блуждающая Земля»

Политическое вмешательство в искусство и бизнес вряд ли скажется положительно на его развитии в краткосрочной перспективе. О том, что будет происходить в китайском кино в ближайшее время, можно судить по новогодней неделе с 4 по 10 февраля. C 2016-го праздничные хиты становились самыми кассовыми, поэтому от них ждут новых рекордов и по ним судят о состоянии индустрии.

В 2019-м в отсутствие патриотических военных боевиков главной стала фантастика. Первые две строчки недельного бокс-офиса заняли экранизации рассказов китайского писателя-фантаста Лю Цысиня, обладателя престижной литературной премии «Хьюго». Это черная комедия от мастера жанра Нин Хао «Сумасшедший пришелец», заработавшая $214,7 млн, и более серьезная лента «Блуждающая Земля» — названная первым настоящим фантастическим блокбастером в стране. Сделанная с размахом «Гравитации» картина заработала $298 млн, в том числе побила рекорд по сборам в кинотеатрах IMAX.

Другие более традиционные для праздников фильмы — комедия «Пегас» о бывшем гонщике-чемпионе, который вынужденно переквалифицировался в продавцы жареного риса и мечтает вернуться на трек, а также очередная работа Стивена Чоу «Новый король комедии» собрали $154,6 млн и $78,8 млн соответственно. Также в Китае в феврале состоялся кинотеатральный дебют свинки Пепы. Полнометражный мультфильм «Свинка Пеппа празднует Китайский новый год» сделали специально под праздник китайская корпорация Alibaba и британцы Entertiment One. В год Свиньи популярный персонаж принес своим создателям всего $16,6 млн.

Фильмы праздничной недели собрали вместе $865,8 млн — это новый рекорд для киноиндустрии Поднебесной, но он всего на 1,5% выше, чем в прошлом году. При этом билетов было продано на 15 млн меньше. Это говорит о том, что рекордный рост в этом году не предвидится, но фантастики и свинки Пеппы из Китая точно станет больше… Если, конечно, их не запретит компартия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чем займутся Пирс Броснан, Кеннет Брана и Ума Турман

Как известно, бывших шпионов не бывает. Вот и Пирс Броснан, известный по роли Джеймса Бонда, возвращается в жанровое кино. Ирландец…

12 часов назад

День Победы отметят в Театре сатиры

9 мая в Театре сатиры пройдут праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Попасть на них можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться. …

12 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Сериалы, обязательные к просмотру

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки – от политической драмы «Спойлер» про партийные интриги до «Эрика», в котором Бенедикт Камбербэтч…

13 часов назад

Русский Джеймс Бонд и атомная бомба против цензуры: Как снимали «Бриллиантовую руку»

После невероятного успеха первых двух фильмов о Шурике Леонид Гайдай хотел отойти от жанра комедии. Режиссер положил глаз на классическую…

18 часов назад

Закрытие ММКФ-2024: Интересные образы красной дорожки

На дорожке любого фестиваля или кинопремии сложно что-то противопоставить эффектному появлению в черном вечернем платье или костюме. В первую очередь,…

1 день назад

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все…

1 день назад