Валерий Золотухин родился за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Его родина – алтайское село Быстрый Исток, где на тот момент проживало порядка 8 тысяч человек (сейчас численность жителей сократилась почти в 2,5 раза). Валерий был четвертым ребенком в крестьянской семье. Сразу после его рождения отец отправился на фронт, прошел всю войну, получил несколько ранений, а после возвращения в родное село возглавил колхоз, где работала и мать.
Именно родители привили Валерию любовь к пению, одному из его главных увлечений. Однако беззаботное детство мальчишки омрачила внезапная трагедия. В детском саду он упал с балкона второго этажа и сильно расшибся. Из-за неправильного лечения развился туберкулез коленного сустава, который на 3 года приковал мальчика к постели. Ногу удалось спасти, но юному Валере пришлось долго передвигаться на костылях.
Его увечье было неисчерпаемым источником для насмешек со стороны одноклассников и серьезным вызовом для самолюбия паренька, мечтавшего об артистической жизни. Не в последнюю очередь – благодаря советам заезжего клоуна: мальчик удачно подыграл ему на цирковом представлении, вызвав среди зрителей настоящий фурор. Валерина «повесть о настоящем человеке» тогда только начиналась.
Назло завистникам и самой судьбе вскоре мечты Золотухина воплотились в реальность. Окончив школу, в августе 1958-го он поступил в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии. Помимо того, что Валерий вплотную приблизился к обретению своего истинного призвания, во время учебы произошло еще два знаменательных для него события.
Во-первых, по совету педагогов он начал вести дневники, куда записывал все, что с ним происходило. За дневниками последовали статьи. За статьями – рассказы и работы более крупной формы. Повесть «На Исток-речушку, к детству моему» была опубликована в журнале «Юность». И Золотухин оказался на распутье.
«Мне советовали, когда вышла моя первая повесть, уйти из театра в литературу. Но кто-то из великих сказал, что если человек хоть однажды вышел на сцену, его уже колом оттуда не вышибешь. А если вышибешь, значит, ты не был актером».
Конечно, Золотухин не бросил писать. Его перу принадлежит немало книг, включая воспоминания о лучшем друге, Владимире Высоцком, и Театре на Таганке, с которым неразрывно связана вся его жизнь. Но прежде всего он являлся актером. После окончания ГИТИСа, в 1963-м, он стал участником труппы Театра имени Моссовета.
И это возвращает нас ко второму ключевому эпизоду из его институтской молодости. Ведь именно там он встретил любовь, познакомившись с красавицей-студенткой Ниной Шацкой. На последнем курсе они поженились, а в 1964-м вместе устроились в Театр на Таганке, в труппу Юрия Любимова, который в то время выстраивал и новую театральную актерскую школу, и новый репертуар.
Грушницкий, Васька Пепел, Юрий Живаго, Мефистофель, маркиз де Сад, Гришка Отрепьев – роли, сыгранные Золотухиным на сцене Театра на Таганке, можно перечислять бесконечно. Легендарный актер, в 2011-2013 годах он также являлся его директором и художественным руководителем, до этого успев выступить и на иных площадках – Центрального академического театра Советской армии, Театра «Модернъ», Театра Луны, Театра Антона Чехова, Государственного молодежного театра Алтая. Золотухин был художественным руководителем последнего в 2003-2011 годах.
Разумеется, писательством и театром увлечения не ограничивались. На следующий год после дебюта на театральных подмостках он впервые снялся в кино, причем сразу в центральной роли – красноармейца Пети Трофимова из фильма «Пакет». Энергетика начинающего актера произвела неизгладимое впечатление на постановщика Владимира Назарова. Через 4 года он позвал Валерия, уже известного театрального артиста, на роль старшины Сережкина в детективной ленте «Хозяин тайги». Его экранным партнером стал Высоцкий, с которым они снимались в «Интервенции». Та картина не понравилась партийному начальству и до 1987 года пролежала «на полке», не помогло даже составленное Золотухиным пламенное обращение в адрес Леонида Брежнева.
Съемки «Хозяина» шли со скрипом. Высоцкий и Золотухин отчаянно скучали. В письме Вениамину Смехову Высоцкий сообщал:
«Я написал две хреновые песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую».
«Хреновыми песнями» оказались «Банька» и «Охота на волков», а Золотухин, благодаря «Хозяину», закрепил за собой статус серьезного киноактера. В 1971 году этот статус получил еще одно мощное подтверждение. Фильм «Бумбараш» по мотивам произведений Аркадия Гайдара, где Золотухин сыграл вернувшегося из австрийского плена и примкнувшего к красноармейцам солдата, имел огромный успех, а вышедшие на отдельной пластинке песни в исполнении Валерия разлетались быстрее горячих пирожков.
Проснувшись знаменитым, Золотухин стал даже популярнее Высоцкого. Если на съемках «Хозяина тайги» он предлагал местным жителям полюбоваться на друга-певца в обмен на порцию самогона, то после «Бумбараша» именно Валерия чаще узнавали на улицах.
Золотухин вспоминал, что Высоцкий здорово обижался – примерно так же Сальери завидовал Моцарту, хотя был популярным и востребованным композитором. Золотухину довелось сыграть и того, и другого. Сальери – в театральной постановке по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Моцарта – в их же трехсерийной экранизации.
В 1970-х Золотухин продолжил активно сниматься. В том числе воссоединился с Высоцким в «Сказе о том, как царь Петр арапа женил», а также поучаствовал в сиквеле и триквеле «Хозяина тайги» («Пропажа свидетеля» и «Предварительное расследование»). Однако его личная жизнь дала трещину. Брак с Шацкой развалился. Она вышла замуж за прославленного актера Леонида Филатова. А Золотухин женился на ассистентке режиссера Тамаре Гусевой, с которой познакомился на съемках картины «Единственная» (1975).
Она пережила Золотухина на 6 лет, а их сына Сергея – на 12: в 2007 году тот покончил с собой. Сын Золотухина и Шацкой Денис учился на режиссера во ВГИКе, но потом решил бросить учебу и принял сан священника.
Дальнейшая карьера Золотухина в кинематографе поражает насыщенностью и продолжительностью. Начиная с 1980-х он снялся более чем в 70 картинах. Среди них – экранизации произведений российских классиков («Мертвые души», «Мастер и Маргарита»), драмы («Средь бела дня», «Человек с аккордеоном», «Сын»), комедии («И вот пришел Бумбо…», «Как живете, караси?», «Говорящая обезьяна»), блокбастеры («Черная Молния», «Дозоры», «Утомленные солнцем 2»).
Последний сыгранный Золотухиным герой – казак Явтух из «Вия». 30 марта 2013 года великого актера не стало. Прощание с ним состоялось в Государственном молодежном театра Алтая, в развитие которого он вложил годы труда.
Церковь в селе Быстрый Исток, возле которой похоронен Валерий Золотухин
«За многое из того, что я сделал, мне не стыдно. И поэтому, думаю, да –могу назвать себя счастливым человеком».
Когда-то в селе Быстрый Исток стояла церковь. Но однажды жившие в селе мужчины разрушили ее, а из бревен сложили здание клуба. Одного из них звали Сергей Золотухин. В этом клубе его сын, Валерий, делал первые актерские шаги. Много лет спустя, в 1991 году, полученный за очередную книгу гонорар он вложил в восстановление разрушенного храма – лично собирал деньги на строительство, а на его собственные сбережения в звоннице был отлит большой колокол. 13 октября 2003 года церковь освятили. Золотухин возглавил крестный ход. Говорят, он и правда выглядел абсолютно счастливым. И через 10 лет, 5 апреля 2013-го, Валерий Сергеевич вернулся домой – именно у стен этого храма его тело предали земле.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…