Статьи

В тени гигантов: Пять неизвестных мультфильмов студии Ghibli

Имя Хаяо Миядзаки знает практически каждый поклонник анимации: его «Унесенные призраками» являются одним из самых популярных в мире мультфильмов, да и другие его работы не обделены вниманием. «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из долины ветров», «Небесный замок Лапута», «Ходячий замок Хаула» и «Ветер крепчает» известны не меньше, а в 2014 году режиссер и художник-аниматор получил почетный «Оскар» за вклад в мировой кинематограф. При этом студия Ghibli, основанная Миядзаки и его другом Исао Такахата — это не только мультфильмы главного аниматора, но и менее известные, но не менее интересные ленты. «КиноРепортер» решил напомнить о пяти картинах студии, о которых зрители часто забывают.

«Еще вчера»

Реж. Исао Такахата, 1991

Такэо отправляется из Токио в деревню, чтобы навестить родственников и помочь им со сбором шафрана. Знакомые места навевают девушке немало воспоминаний о детстве, проведенном вдали от большого города, и эти светлые частички памяти, кажется, могут помочь разобраться с тем, что творится в ее жизни.

Ностальгическая картина Исао Такахаты основана на манге «Капельки воспоминаний» Хотару Окамото и Юко Тонэ. Там, правда, не было повзрослевшей Такэо, речь шла только о детстве героини. Аниме же вышло более рассчитанным на взрослую аудиторию за счет постоянных скачков в настоящее. Интересной особенностью мультфильма является и то, что в нем анимация мимики вышла на новый уровень, во многом благодаря тому, что анимировали персонажей на основе записанных диалогов, а не наоборот, хотя традиционно в японской анимации именно звук накладывается на готовый видеоряд.

«Здесь слышен океан»

Реж. Томоми Мотидзуки, 1993

Таку возвращается на встречу выпускников в родной провинциальный городок и вспоминает события двухлетней давности. Тогда он и его лучший друг Ютака одновременно влюбляются в новенькую девушку, недавно приехавшую из Токио. Не помешали юношам даже ее высокомерность и предвзятое отношение к провинциальным жителям.

Для студии Ghibli проект стал своеобразным экспериментом: это первый и единственный мультфильм, снятый полностью без участия Исао Такахаты и Хаяо Миядзаки. Основной идеей было удешевление и ускорение процессов, а также попытка дать более молодым (от 20 до 30 лет) аниматорам возможность начать серьезную карьеру. Вышло спорно: бюджет был превышен, сроки сорваны, режиссер с переутомлением попал в больницу (параллельно с этим мультфильмом он также снимал сериал «Это Гринвуд»), а результат не особо удовлетворил и студию, и критиков. Полюбился в итоге мультфильм уже постфактум: легкая и добрая история о подростковой влюбленности все же нашла своих зрителей, пусть и не в таких масштабах, как хотелось бы.

«Шепот сердца»

Реж. Есифуми Кондо, 1995

Сидзуку, ученица средних классов, почти все свободное время проводит за чтением. Книги она берет в библиотеке, и довольно быстро обращает внимание на то, что почти все интересующие ее романы прошли через руки одного и того же парня. Столкнувшись с ним наконец в реальности, девочка поначалу очень раздражена его поведением, но постепенно гнев сменяется на милость, а потом она и вовсе с удивлением понимает, что влюблена.

Еще одна реалистичная история в списке вновь говорит о подростковой любви. При этом кроме отношений с мальчишкой, у Сидзуку будут и другие проблемы: аниме также поднимает темы трудностей переходного возраста и поисков своего пути в мире. В какой-то момент девочка начинает писать рассказ, главным героем которого является кот Барон, списанный с антикварной фигурки, и непростой творческий процесс с его подводными камнями становится темой даже более важной, чем любовь.

«Возвращение кота»

Реж. Хироюки Морита, 2002

Возвращаясь из школы, Хару увидела красивого кота, который, что странно, нес в зубах коробочку, перевязанную лентой. Заметив, что зверю грозит опасность в виде несущегося на него грузовика, девочка решает его спасти, успев вынести его на тротуар с проезжей части. Каково же было ее удивление, когда кот встал на задние лапы и поблагодарил за спасение, отвесив поклон. А уже на следующую ночь к ее дому пришла большая процессия котов во главе с Кошачьим Королем и объяснили шокированной Хару, что спасла она не простого кота, а принца, и теперь все королевство у нее в долгу. И если первые подарки усатых не доставляли больших проблем (хотя, к примеру, мыши в школьном шкафчике — такое себе удовольствие), то известие о том, что Король решил превратить девочку в кошку и сделать супругой принца ее совсем не радует. Спасать из сложившейся ситуации Хару будет Барон — частный детектив из «Кошачьей канцелярии».

Барон в мультфильме — то самый, из «Шепота сердца». Вообще «Возвращение кота» можно считать своеобразным спин-оффом предыдущего мультфильма из списка: по сути, это практически экранизация рассказа Сидзуку. Изначально планировали снимать в виде короткометражки, но работа режиссера (Хироюки Морита) так впечатлила руководство, что было принято решение снимать полный метр. Интересная деталь: оригинальное название означает скорее «Кошка возвращает добро», но русский перевод основан на английской версии — отсюда и не совсем корректное название.

«Ариэтти из страны лилипутов»

Реж. Хиромаса Енебаяси, 2010

По соседству с обычными людьми живут «добывайки» — маленькие и добрые человечки, которые тщательно скрываются от человеческих глаз. Вот только Се, двенадцатилетний мальчишка, случайно замечает Ариэтти — на крохотную девочку охотилась кошка. С этого начинается странная дружба обыкновенного Се и необыкновенной Ариэтти, которую оба уйдут стараться держать в тайне.

«Ариэтти» — проект мечты Миядзаки и Такахаты: роман Мэри Нортон «Добывайки» они хотели экранизировать более 40 лет, и в конце концов все же добились своего. Правда, режиссером стал новичок — Хиромаса Енэбаяси, позже покинувший студию и основавший собственную Studio Ponoc. Оригинальную сказку считают одной из важнейших на английском языке, но мультфильм не смог перенести всю магию произведения. Тем не менее, в нем остались фирменная теплота и доброта студии Ghibli, подкупающие зрителей, а история о семействе, живущем на остатках вещей других, неплохо накладывалась на экономический кризис 2008 года, что и было изначально заложено Миядзаки, который здесь выступил одним из сценаристов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

11 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

12 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

14 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

16 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

18 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

21 час назад