Рецензии

В черном-черном городе: Рецензия на фильм «Страшные истории для рассказа в темноте»

1968 год, глубинка Америки. В разгар Хэллоуина группа подростков, которых всю жизнь терроризировали школьные хулиганы, решают наконец-то отомстить. Месть, конечно, удается, но после этого им приходится спасаться бегством, которое заканчивается в местном доме с привидениями. По легенде здесь повесилась девочка, которая никогда не видела белого света, но общалась с местными детьми через стену, рассказывая страшилки. И каждый, кто услышит страшилку, вскоре умирал. Найдя же книгу с ее рассказами подростки понимают, что городская легенда имеет под собой почву, и всем им действительно грозит большая опасность.

В основу фильма мечты Гильермо дель Торо (здесь он выступает в качестве продюсера и сценариста) легла одноименная книжная трилогия Альвина Шварца. Для написания своих страшилок он собирал фольклор, городские легенды и черпал вдохновение из множества известных авторов (Уильям Шекспир, Марк Твен, Ян Брунванд и др.), талантливо их перерабатывал и создавал уникальные произведения, повлиявшие на поколения американских детей. Не в последнюю очередь известность книге принесли иллюстрации Стивена Гаммелля — возможно, самые противоречивые и яркие картинки для подростковой книжки, когда-либо выходившие в США. В России у книги был аналог — «Школа ужасов» Григория Остера, в которой популярный детский писатель собрал лучшие страшилки. С уходом дель Торо с поста режиссера его место занял Андре Овредал, успевший заработать себе имя у поклонников жанра фильмами «Охотники на троллей» и «Демон внутри». Для экранизации рассказы из трилогии связали сквозной историей на манер «Оно» о группе неудачников, столкнувшихся с Неизвестным — как раз под стать фильму, в основе которого положили городские легенды.

«Страшные истории…» умело обращаются с «мягким» возрастным рейтингом 13+ (в России он немного выше — 16+): пугают не кровью и насилием, а нагнетаемым саспенсом и неожиданными решениями. К примеру, одним из паранормальных противников героев окажется живой труп, способный буквально разваливаться на куски и собираться вновь. Как экранизация детских страшилок, фильм работает со всеми привычными приемами, начиная от специфического языка со множеством повторов и заканчивая подходом: не стоит ждать логичности или объяснений тому, как, к примеру, в рагу мог оказаться большой палец. Местами при этом в глаза бросается недостаток режиссерской руки дель Торо: при том, что показанные существа довольно близки по воплощению к своим книжным оригиналам, им словно не хватает какого-то внимания со стороны знаменитого визионера, как раз славящегося дизайном существ в своих картинах. Проблему невыразительности разделяют и главные актеры: назвать их совсем уж бесталанными не повернется язык, но играют при этом они все же довольно блекло, слишком уж старательно следуя своим прототипам.

К сожалению, фильм оказывается не самой талантливой попыткой пробраться на место детских хорроров, метя примерно в ту же аудиторию, что и оригинальный «Джуманджи». И проблема тут, как ни странно, возникает еще на этапе выбора материала: большая часть городских легенд (все эти монстры под кроватями, ожившие мертвецы и зловещие пугала) в том или ином виде была переработана и подана на экранах, поэтому попытка собрать компиляцию историй, с которых во многом все и начиналось, заранее была обречена на клеймо вторичности. Это и происходит: при том, что снят фильм небезыскусно, сами истории попросту не цепляют. Ругать при этом его сложно, так как есть шанс попасться на удочку: да, многое сделано с большим количеством допущений и упрощений, но разве не таковы детские страшилки? Странноватым кажется и решение привязать к сюжету политический аспект: то и дело на фоне творящегося макабра по телевизору мелькают то дебаты с участием Ричарда Никсона (вскоре после событий картины он станет президентом США), то обсуждение кампании во Вьетнаме. Фильм даже рифмует кошмары, с которыми столкнулись подростки, с кошмаром войны: слишком уж быстрый переход во взрослую жизнь заканчивается для одного из героев именно что отправкой на ненужную ему войну, которая во многом куда страшнее, чем местные монстры в небольшом городке.

Первое убийство, того самого хулигана-задиры, который многие годы доставал главных героев, обставлено со вкусом: ненавидимое им с детства чучело оживает и мстит за все издевки, что парень причинял на протяжении своей жизни. В итоге место старого чучела занимает новое, сделанное уже из несносного задиры.

  • «Джуманджи» — подростковое фэнтези, напоминающее творение Овредала — разве что без хоррор-составляющей;
  • «Ужастики» — еще одна экранизация серии культовых детских хоррор-романов (пусть и с более легким настроением), на этот раз — Роберта Стайна;
  • «Очень странные дела» — задавший тон на ностальгию по 80-м сериал о приключениях подростков, столкнувшихся с Неизвестным.

«Страшные истории для рассказа в темноте» Андре Овредала в российском прокате с 8 августа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

12 часов назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

15 часов назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

21 час назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

2 дня назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

2 дня назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

2 дня назад