В преддверии 60-летия первого полета человека в космос вспоминаем лучшие фильмы, сюжеты которых разворачиваются в безвоздушном пространстве.
«Сквозь горизонт» (1997)
Культовая готическая хоррор-фантастика о черных дырах, пространственно-временном континууме и ужасах по ту сторону материального. Команда под руководством Лоуренса Фишберна выходит на один из самых зловещих космических кораблей, когда-либо показанных на экране.
Исчезнувший «Горизонт событий» находится на орбите Нептуна. Выясняется, что полет был экспериментом и, видимо, судьбоносным – весь экипаж погиб, а значит, ничего доброго на этом жутком корабле, пробившем путь прямиком в ад, не ждите. Лучший фильм режиссера «Обители зла» Пола У.С. Андерсона – сумасшедший во всех смыслах образец трансцендентной фантастики, который напоминает «Сияние», «Восставшего из ада» и «В пасти безумия»(где главную роль тоже сыграл Сэм Нил).
Не стучитесь в люки «Горизонта событий», но дикую картину, снятую оператором «Чужих» и «V значит Вендетта», обязательно посмотрите. Только не стойте слишком близко – могут засосать пространственные врата.
«Миссия на Марс» (2000)
Мастер саспенса раскрывает главную тайну красной планеты. «Миссия на Марс» – первый и последний фантастический блокбастер и последний студийный фильм Брайана Де Пальмы. История происходит в 2020 году – астронавты отправляются на спасение товарища по исследованию бескрайнего и безжизненного (или нет?) космоса, который остался единственным, кто выжил во время катастрофической бури на Марсе.
Де Пальму не волнует наука в духе «Марсианина» и «Интерстеллара». Убежденный хичкоковец сделал пафосную, похожую на кэмероновскую «Бездну», фантастику о том, как чудесно и страшно плавать в космосе, а в конце ушел в конспирологию человеческого существования. «Миссия на Марс» – не только о спасении, но и о познании, и все здесь восторженно и обнадеживающе.
Автор классических триллеров демонстрирует любовь к человечеству под драматическую музыку живого классика Эннио Морриконе, но видно, что в сайфае чувствует себя неуютно.
«Затура: Космическое приключение» (2005)
Сказка от режиссера «Железного человека» Джона Фавро – «Джуманджи» в космосе, и это не случайно, потому что фильм является экранизацией книги автора «Джуманджи». Пыльная настольная игра с магическими карточками отправляет детей вместе с отцовским домом в открытый космос. Удивительно, что почти 15 лет спустя эта семейная комедия о враждующих братьях не кажется старомодной. Здесь вам и волшебство, и робот, и монстры, и космические корабли, и отличные визуальные эффекты.
Обидно, однако, что космическое приключение, хоть и космическое, но не такое уж приключение, потому что мальчишки, легкомысленно нажавшие на красную кнопку, и замерзшая Кристен Стюарт застряли в доме, отчего фильм о банальных человеческих истинах кажется маленьким. Сама ретро-игра, из которой не выбраться, пока не доиграешь до конца, наверняка увлекательная, но от «Затуры» ждешь грандиозности.
«Пекло» (2007)
После великого зомби-триллера «28 дней спустя» Дэнни Бойл отправился в самое пекло. Человечество погибает в вечной мерзлоте. Ученые на «Икаре I» летят в космос, чтобы раскочегарить потухающее солнце. Больше о судне никто не слышал. Взорвать умирающее светило отправляют другой корабль – «Икар II», экипаж которого ловит сигнал заброшенного «Икара I», дрейфующего около палящей звезды. Выясняется, что в живых остался только капитан, который обезумел, стоя в обжигающих объятиях солнца.
Бойл сотворил эпичную философскую фантастику и, возможно, лучшую в этом десятилетии. Надежда, страх, тайна, и все в одном полыхающем шаре. «Пекло» – о судьбе человечества, которое отчаянно бросает вызов умирающему богу. Бесподобные виды и величественная музыка, придающие мощь классическому для жанра сюжету о спасательной операции и заброшенности человечества. Забудьте про лосьон от ожогов. Никто не спасется.
«ВАЛЛ·И» (2008)
Оскароносный антиутопический шедевр студии Pixar не только о милых и влюбленных роботах, но и полноценная картина страшного будущего, в котором человечество давно покинуло загаженную планету, переселившись на гигантский круизный зведзолет, где каждый пассажир превратился в Сверхпотребителя, похожего на большого ленивого малыша. И судьба этого разжиревшего и беспомощного человечества оказывается в руках пролетария – добродушного и трудолюбивого робота, застрявшего в покинутом и безжизненном городе, где он аккуратно складывает мусор и собирает всякий хлам.
Изменить будущее должны не астронавты, посланные в запредельные миры, а дружелюбный, пляшущий под мюзиклы мусорщик с железными руками. «ВАЛЛ-И» – поучительная любовная сказка, показывающая красоту жизни и уродство капитализма грустными глазами одинокого милейшего робота, как образа наивного гуманизма.
«Гравитация» (2013)
В научно-фантастическом блокбастере Альфонсо Куарона нет ни инопланетян, ни межзвездных путешествий, ни прыжков во времени, а история происходит не в будущем, а здесь и сейчас. Несчастная женщина с мужским именем Райан борется за жизнь в абсолютной пустоте, выживая вопреки всему. «Изгой» в космосе, только более захватывающий и впечатляющий. А все беды из-за русских, которые взорвали свой же спутник.
«Гравитация» – аттракцион, поэтому все решает зрелище. Сентиментальная драма о силе духа и перерождении собрала охапку «Оскаров» (7 побед в 10 номинациях), в том числе за режиссуру, работу оператора (бесподобный Эммануэль Любецки) и визуальные эффекты. Ощущение, будто сам летаешь в непостижимом и пугающем космосе, и наяву, а не во сне. Приключение действительно головокружительное.
«Интерстеллар» (2014)
Космическое путешествие покинувшего своих детей отца и Отца, искажение пространства и времени, гигантские волны, ледяные облака, самое сердце тьмы и эмоциональный Мэттью МакКонахи, открывающий иные измерения. Однако при всей красоте полета по ту сторону звезд душой нолановского взгляда на мироздание остается драма дочери и отца, который отправляется в бесконечные глубины Вселенной, чтобы спасти человечество.
Искусно снятая космическая драма, где много научной болтовни, не может не восхищать фантазией авторов и виртуозностью исполнения. Даже убежденный кубрикианец соблазнится монументальным «Интерстелларом» с величественной музыкой Ханса Циммера и ходячим роботом-Монолитом. Оба фильма – космические оперы, но если у Кубрика – о смерти и Сверхчеловеке, то у Нолана – о любви как еще одной загадке бытия.
Любовь – измерение, пронзающее время. И в отличие от «Человека на Луне», где чувствуется поздний Терренс Малик, человек Нолана ищет новый дом среди звезд без надежды на возвращение. Как говорил Циолковский: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».
«Мы не можем жить без космоса» (2014)
Самая маленькая и метафоричная картина в этом списке. Авторский немой мультфильм Константина Бронзита, номинированный на «Оскара», рассказывает о крепкой дружбе двух молчаливых космонавтов, которые готовятся к полету к звездам. Герои вращаются в одной центрифуге, вместе плавают, играют в шахматы и читают по ночам. Этот крохотный, но с большой душой мультфильм заставит взгрустнуть даже самых циничных.
Удивительно выразительная картина без слов говорит о мужестве, любопытстве и вере в мечту, которая придает жизни смысл, и потом неожиданно становится не только о дружбе, но и об одиночестве. Пересматриваешь эту сказку снова и снова, и она все равно не отпускает. Загадочная штука этот космос.
«Пассажиры» (2016)
Романтическая попса от Мортена Тильдума, которая могла быть триллером, но стала «Титаником» в космосе. И все здорово, пока не появляется Лоуренс Фишберн и не начинается пафосный голливудский bullshit. Крис Пратт в роли механика просыпается на пути к планете, страшно далекой от Земли. Беда в том, что из-за сбоя в системе мужик открывает глаза на 90 лет раньше и теперь находится в полном одиночестве, которое только кажется счастливым – бесконечная свобода сводит героя с ума, поэтому велик соблазн кого-то разбудить.
«Пассажиры» – мелодрама, где и любовь, и катастрофа, и космический корабль, который выглядит живым. Сделано дорого и богато, и как хорошая фантастика, «Пассажиры» выставляют напоказ природу отчаявшегося человека, оказавшегося один на один с экзистенциальной пустотой. И не доверяйте барменам, особенно если они роботы.
«Человек на Луне» (2018)
Не фантастика, а историческая драма. Дэмьен Шазелл сделал душевную семейную драму о любопытстве как смысле жизни и, разумеется, об одном маленьком шаге для человека и огромном скачке для человечества. Режиссер обыгрывает жизнь полного боли и печали космонавта, показывая красоту космических испытаний в подготовке к миссии «Аполлон-11», которая привела к триумфу американской космонавтики. Райан Гослинг в роли Нила Армстронга, музыка оскароносного Джастина Гурвица, винтажная эстетика.
«Человек на Луне» – один из самых трогательных и реалистичных космических фильмов нового тысячелетия. Картина имеет несколько напряженных сцен, когда испытательные полеты чуть не оборачиваются катастрофой, но Шазелл умудрился снять кино без излишнего героического пафоса и не столько о космосе (хотя лунная миссия исключительно драматична), сколько о тихой внутренней одиссее астронавта, судьба которого не только и опасна, и трудна, но и трагична.
Комментарии