Кино

Михалков, Чаплин и другие: Успешные актеры и режиссеры в одном лице

21 октября 77-летие отмечает Никита Михалков. Один из тех универсально одаренных кинематографистов, которые блестяще проявили себя по обе стороны камеры: и в качестве артиста, и в качестве постановщика. В нашем материале мы вспоминаем и других подобных кинодеятелей, а уж вам предстоит решить, какие их заслуги – актерские или режиссерские – наиболее близки вашему сердцу. 

Чарльз Чаплин

Чарли Чаплин в фильме «Золотая лихорадка» (1925)

Идеальный пример одинаково успешного артиста и режиссера – это, конечно, единственный и неповторимый Чарли Чаплин. Который так гармонично совмещал обе ипостаси, что одну от другой в его творчестве не отделить. А ведь он еще и монтировал, продюсировал, писал сценарии, сочинял музыку… Разве что оператором не был. Причем снимать и сниматься он начал практически одновременно, предпочитая чекам за роли в чужих фильмах полный контроль над своими произведениями. В 1914-м американская публика впервые увидела Чаплина на экране, в короткометражке «Зарабатывая на жизнь». Однако съемочный опыт так ему не понравился, что в том же году 25-летний Чарли дебютировал в режиссуре с «Застигнутым дождем».

Вы наверняка знакомы с незабываемыми перформансами Чаплина в роли Маленького Бродяги – и в уморительных короткометражных лентах, и в гениальных полнометражных: «Малыше», «Золотой лихорадке», «Огнях большого города»… При этом Чаплин не собирался быть заложником культового образа и до последнего придумывал новых удивительных героев. От тирана Аденоида Хинкеля из «Великого диктатора» до пожилого клоуна из «Огней рампы» и эксцентричного монарха из «Короля в Нью-Йорке». Все они появлялись исключительно в фильмах самого Чаплина, который оставался хозяином своей судьбе и своему кино на протяжении полувека, вплоть до творческого завещания «Графиня из Гонконга» (1967) с Марлоном Брандо и Софи Лорен.

Никита Михалков

Никита Михалков в фильме «12» (2007)

Прежде чем стать знаменитым режиссером и со временем превратиться в живого классика, Никита Михалков активно осваивал актерское мастерство. Еще до поступления в Щукинское училище он играл в театре, а в 1959 году появился в эпизодической роли в драме «Солнце светит всем». В 1962-м Михалков стал студентом «Щуки» и параллельно начал сниматься в ленте Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Роль неунывающего весельчака Кольки для юного артиста оказалась поистине триумфальной, хотя именно из-за нее его отчислили: съемки в кино во время обучения категорически запрещались.

Михалков не расстроился и поступил на второй курс ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Остальное, как говорится, – история. Лихим полнометражным дебютом «Свой среди чужих, чужой среди своих» начинающий постановщик моментально зарекомендовал себя как неординарный и неравнодушный творец, и следующие режиссерские работы Михалкова доказывали это с неоспоримой убедительностью. Будь то пронзительная драма «Неоконченная пьеса для механического пианино», трагикомедия «Родня» или эпик «Утомленные солнцем», принесший Никите Сергеевичу «Оскара» и Гран-при жюри в Каннах. А Михалков-актер между тем продолжал дарить нам блистательные перформансы не только в своих, но и в чужих картинах, от «Собаки Баскервилей» Игоря Масленникова до «Жмурок» Алексея Балабанова.

Вуди Аллен

Вуди Аллен в фильме «Под маской жиголо» (2013)

Четырехкратный оскаровский лауреат, автор «Энни Холл», «Манхэттена» и «Полночи в Париже», Вуди Аллен пристрастился к походам в кино еще в 5 лет. Сперва он поглощал все подряд, но постепенно проникся нежной любовью к тонким ромкомам. Правда, прежде чем встать за камеру, он взялся за перо. Писал шуточные рассказы, скетчи, сценарии – для себя и других комиков.

В 1965 году Аллен впервые появился на экране как актер, исполнив фирменную роль влюбчивого невротика в комедии «Что нового, кошечка?». Подобно Чаплину, Вуди счел крайне сомнительным опыт участия в чужих проектах. И с 1969-го, когда вышел алленовский криминальный балаган «Хватай деньги и беги» о бандите-неувязке, он за редким исключением снимался только в собственных фильмах. Исключения эти, впрочем, весьма примечательны. Взять хотя бы «Сыграй это еще раз, Сэм!», где к кинокритику с лицом Аллена наведывался призрак Хамфри Богарта и давал ценные советы по ухаживанию за дамочками. Или «Под маской жиголо», где наш герой стал сводником, а Джон Туртурро оказался его верным подопечным.

Разумеется, типичных персонажей Вуди Аллена – взвинченных жителей мегаполиса, симпатичных неудачников, экстравагантных творцов – лучше всего играл сам Вуди Аллен. Хотя у Джесси Айзенберга («Светская жизнь») и Тимоти Шаламе («Дождливый день в Нью-Йорке») передать обаятельную алленовскую неуклюжесть тоже получилось отлично. В последние годы Аллен-режиссер, увы, перестал быть модным – «Фестиваль Рифкина» прошел незамеченным, а 86-летний Вуди собрался на пенсию. Но его шедевры всегда будут вдохновлять молодых и зрелых людей встречаться, влюбляться, жить полной жизнью и надеяться на солнечное завтра.

Клинт Иствуд

Клинт Иствуд в фильме «Мужские слезы» (2021)

А вот уж кто на пенсию точно не собирается – так это 92-летний гигант Клинт Иствуд. Сохранивший не только здравый рассудок и крепкий кулак, но и поразительно трезвый взгляд на окружающий мир (хотя от порции доброго виски его герои никогда не откажутся). С середины 1950-х красавец из Сан-Франциско мелькал в эпизодах сериалов, приобрел локальную известность благодаря «Сыромятной плети», а в 1960-х стал международной звездой с легкой руки Серджио Леоне (признавайтесь, смотрели «долларовую трилогию»?). И вскоре превратился в одного из главных героев вестернов и боевиков 1960–1970-х, многие из которых он снимал самостоятельно. 

Многие – но не все. И даже не скажешь, что лучшие роли Иствуда относятся чисто к лентам самого Иствуда. Эпохального «Грязного Гарри» поставил Дон Сигел (как и «Побег из Алькатраса»), приятное бадди-муви «Громила и скороход» снял Майкл Чимино, а идиотскую, но по-своему гениальную комедию «Как ни крути – проиграешь» – Джеймс Фарго. А с 1990-го Клинт перестал работать с кем-то еще, и за 31 год сделал лишь 2 исключения. Ради триллера Вольфганга Петерсена «На линии огня», где персонаж Иствуда охранял президента США, и спортивной драмы Роберта Лоренца «Крученый мяч», в которой Клинт трогательно сыграл слепнущего бейсбольного скаута. А «Наркокурьер» и «Мужские слезы», последние пока что режиссерские работы Иствуда, вознесли его актерскую убедительность на совершенно заоблачную высоту.

Филипп Янковский

Филипп Янковский в сериале «Контейнер» (2021–2022)

Филипп Янковский дебютировал на больших экранах в нежном возрасте, в 1974 году сыграв 5-летнего Алешу в «Зеркале» Андрея Тарковского. Папой Алеши был герой Олега Янковского, и вполне логично, что Филипп решил пойти по отцовским стопам. В 1990-м он закончил Школу-студию МХАТ, после чего, правда, поступил на режиссерский факультет ВГИКа в лучших традициях Никиты Михалкова. И в последнем десятилетии XX века совершенствовался не столько как артист (на его счету лишь 4 роли), сколько как постановщик. Слово «клипмейкер» Янковский не любит, поэтому окрестим его «автором музыкальных короткометражек», в числе которых – видео на «Слезы» Децла, «Надежду на завтра» Bad Balance и «Леху» Алены Апиной.

В общей сложности Янковский снял порядка 150 клипов, а затем замахнулся и на более крупные формы. Его режиссерским дебютом в игровом кино стала вариация на тему «Сладкой жизни» Федерико Феллини – «В движении» с Константином Хабенским, за которой последовали костюмный детектив «Статский советник» по роману Бориса Акунина, супергеройский боевик «Меченосец» с Артемом Ткаченко и боксерская драма «Каменная башка» с Николаем Валуевым.

За несколько лет Янковский состоялся в качестве неординарного постановщика, однако в 2008-м, после «Башки», он завязал с режиссурой и вернулся к корням, всецело посвятив себя актерской деятельности. Причем с каждым годом его талант расцветает все новыми красками – как вам, например, аристократичный вампир Руневский из «Караморы» или заключенный ГУЛАГа из «Ивана Денисовича»?

Джордж Клуни

Джордж Клуни в фильме «Мартовские иды» (2011)

Джорджа Клуни, конечно, не назовешь величайшим актером всех времен и народов. Вместе с тем глупо отрицать, что в расцвете сил уроженец Кентукки был одним из красивейших мужчин на планете, да и сейчас, в 61 год, успешно снялся в ромкоме бок о бок с 54-летней Джулией Робертс. А еще Клуни – потрясающий универсал, одинаково убедительный в боевиках («Три короля»), комедиях («Да здравствует Цезарь!»), фантастике («Солярис»), мюзиклах («О где же ты, брат?») и душевных драмах о жизни обычных людей («Потомки», «Мне бы в небо»). Так сразу и не скажешь, какой наряд ему больше к лицу: скафандр, военная форма, гавайская рубашка или идеальный смокинг?

К режиссуре же Клуни пришел в 41 год, дебютировав с ироничным триллером «Признания опасного человека» по сценарию великого оскароносца Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»). Та лента пришлась по вкусу не всем, однако стильная журналистская драма «Доброй ночи и удачи» в 2005-м стала громким хитом. 6 номинаций на «Оскара», 5 призов в Венеции, солидные кассовые сборы – весомые аргументы в пользу того, что Клуни не просто забавлялся, осваивая новую профессию, а увлекся ею всерьез и надолго.

Разумеется, далеко не все из его 8 полнометражных картин можно и нужно смотреть. Об «Охотниках за сокровищами» и «Субурбиконе» лучше забыть как о ночном кошмаре. Но в последние годы Джордж исправился и один за другим выпустил два достойных фильма: «Полночное небо» и «Нежный бар». Если не видели – горячо рекомендуем.

Юрий Быков

Юрий Быков в фильме «Сторож» (2019)

Взросление Юрия Быкова пришлось на лихие 1990-е, поэтому неудивительно, что все его режиссерские проекты связаны с темными криминальными делишками. На 2023 год вообще запланирован релиз потенциального быковского magnum opus: сериала «Лихие» по сценарию Олега Маловичко («Хрустальный»), который расскажет о могущественной ОПГ «Общак». Хотя на заре карьеры Быков о столь значительных свершениях не мог и мечтать. Точнее, мечтать-то мог, но в реальности работал оператором дискотеки и клоуном-аниматором.

Окончив актерский факультет ВГИКа и попробовав свои силы в качестве автора клипов с рекламными роликами, Юрий решил изучить режиссерское искусство. В том же ВГИКе. Но вместо этого, по образу и подобию Джима Джармуша, потратил деньги на создание короткометражки «Начальник», где сам же и сыграл ключевого героя (капитана ФСБ, столкнувшегося с грабителями). Эта лаконичная, хлесткая зарисовка стала быковской путевкой в жизнь. За ней последовала жестокая драма «Жить», где Юрий впервые поработал со своим талисманом Денисом Шведовым. А там и до «Майора», и «Дурака» с «Методом» рукой подать.

Быков – фигура своеобразная, что ни говори. За словом в карман не лезет, со съемочных площадок сбегает, периодически грозится уйти из кино, а затем в откровенных интервью объясняет, что на самом деле имел в виду. При этом в своих проектах он появляется далеко не всегда. Кроме «Начальника», по сути, главную роль только в «Стороже» исполнил. Зато Юрий шикарно смотрится в чужих картинах вроде «Огней большой деревни» и «Лови момент», а вдобавок не стесняется занятных экспериментов. В недавних «Горемыках», например, котом стал… В общем, если вам казалось, что творчество Быкова ограничено нишей брутальных триллеров с грубоватым мелодраматизмом в духе Майкла Манна, не спешите цеплять на широкую спину Юрия ярлыки. В его рукаве, несомненно, еще припрятаны козыри!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

14 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

16 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

20 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

22 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

1 день назад