Кино

Учимся красиво готовить и вкусно есть

В связи с приближающимися праздниками подсматриваем рецепты и учимся ловко управляться с кухонным ножом вместе с «КиноРепортером». 

«Меню» (2022)

Гастрономический триллер, который постепенно трансформируется в комедийный хоррор, с каждой минутой теряющий остроту. Британец Рэйф Файнс играет культового американского шеф-повара, собирающего дюжину гостей на специальный ужин по цене швейцарских часов. Среди приглашенных – скучающие богачи, удачливые аферисты, ресторанные критики, вышедший в тираж актер и его агентша. И странная парочка, оказавшаяся здесь будто по ошибке.

Первым истинную природу вещей обнажает Николас Холт, с первой секунды выдающий экзальтированную нервозность, – с сатирой можно было обойтись потоньше, но, как говорится, приходится есть то, что подали. Аня Тейлор-Джой держится дольше: она играет темную лошадку, которая оказалась на этом празднике жизни вместо другого человека. Настойчивость, с которой ей дают это понять окружающие, начинает напоминать завязку известного анекдота про «я вас три года собирал», но на деле все оказывается гораздо прозаичнее.

Спустя час изыск превращается в издевку, а затем скатывается в тотальный фарс. И игра ведущих актеров здесь ни при чем – Файнс со своей нервной улыбкой по-прежнему прекрасен. Просто несколько остроумных шуток (любопытно, что исходят они чаще всего от героя, признающего свои пороки, но оказавшегося в роковой ситуации по совершенно дурацкому поводу) не способны перебить недосказанность и сатирические нападки без четкого адресата. Если, конечно, не считать таковым богатого говнюка, готового платить за любой эксклюзивный опыт, – мишень столь избитую, что становится тошно.

«Медведь» (2022)

Открытие прошлогоднего наградного сезона, принесшее звезде «Бесстыжих» Джереми Аллену Уайту «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в комедийном сериале. Правда, персонажам «Медведя» совсем не весело: главный герой Карми Берзатто унаследовал от пустившего себе пулю в лоб брата убыточную семейную закусочную в Чикаго и долги на $300 тыс. Крутится он как белка в колесе, но прикрыть все рубежи не получается: если выкупить ящик мяса за винтажные джинсы еще выходит, то проблемы с санитарной службой уладить не так-то легко. Бонусом идут кошмары и панические атаки – награда за усердность в ресторане высокой кухни в Нью-Йорке.

Элитарные порядки герой пытается насадить и дома, но сталкивается с ожесточенным сопротивлением со стороны старой команды. В общем, постепенно идет ко дну, закидываясь успокоительными, – нормальная психика такого давления просто не выдерживает. Американская мечта во всей красе – с мультикультурализмом и нервными срывами. А вот с новой этикой, как ни странно, создатели откровенно не заигрывают: попытки оправдаться за «лапочку» тонут в потоках нетолерантной ругани, достается завсегдатаям форчана и – отчего-то – фанатам Зака Снайдера.

Не самые дельные бизнес-советы и лихо закрученная драма развлекают и приковывают внимание, а агрессивный монтаж и бодрый хип-хоп не дают опомниться: часовые эпизоды в таком темпе выдержать было бы действительно сложно, поэтому целиком «Медведя» можно отсмотреть за четыре с половиной часа. Но лучше так не делать – градус напряжения и плотность событий могут в прямом смысле довести до изнеможения. Впрочем, впереди уже третий сезон, так что наслаждайтесь как хотите – грядет добавка.

«Джулия» (2022)

Несколько старомодный, но при этом очаровательный сериал о сотруднице американской разведки (поначалу героиня представлена как жена дипломата) Джулии Чайлд, которая прославилась как автор кулинарных книг и популярнейшего телевизионного шоу, выходившего в 1960-е. В биографии Чайлд немало интересных моментов – например, на ее счету разработка средства для отпугивания акул от боевых подлодок и учеба в кулинарной школе Cordon Bleu в Париже. А еще ее программа получила первую премию «Эмми» в образовательной категории. Но в «Джулии» на первый план выходит не подробный анамнез, а личность. 

Чайлд не просто крадет шоу – в прямом и переносном смысле, но также дает уроки обходительности и заразительного жизнелюбия. Эта дама на собственном примере демонстрирует, к чему приводят острый ум и ловкое использование мягкой силы. Даже колкие стычки с супругом Полом – как и все подруги Джулии, он олицетворяет незыблемую поддержку и опору – напоминают безобидные, но оттого не менее смешные анекдоты. Названия эпизодов – в честь различных блюд, по следам «Ганнибала», а заставки стилизованы под ретро. Дань уважения реальному опыту Чайлд, чья карьера начиналась во времена, когда телевидение было прихотью, а домохозяйки активно топили собственную нереализованность в алкоголе.

Разумеется, эпоху подсветили яркими красками и чуть актуализировали оптику, но никакого передергивания при этом не наблюдается: бывают люди хорошие и не очень, вот и все. Качественная стилизация, аппетитная еда, житейский, практически лишенный вульгарности юмор, и избитый, но не менее верный от этого совет заниматься тем, к чему лежит душа, только добавляют душевности. Как итог, «Джулия» похожа на чашку горячего шоколада или бокал хорошего бренди – согревает и успокаивает одновременно.

«Точка кипения» (2020)

Один предрождественский вечер, миллион сложностей. Шеф-повар престижного лондонского ресторана Энди Джонс (Стивен Грэм, номинированный за эту роль на премию BAFTA) заваливает санитарную проверку, из-за чего рейтинг заведения падает сразу на две звезды. В периодически оживающей телефонной трубке – праведный гнев супруги и растерянность маленького сына, рядом повара на взводе, а в зале несколько десятков гостей, в числе которых модный критик, инфлюенсеры и экс-коллега, явно заявившийся не просто так.

Энди сыпется по всем фронтам – он в заложниках у вредных привычек, одной ногой в долговой кабале, в бесконечном цейтноте и внутреннем раздрае. «Точка кипения» снята одним кадром, и это только подчеркивает, насколько накалена обстановка: камера следует не за ним одним, но действие в кадре никогда не затихает полностью – даже на пустынной улице, куда выходит покурить лодырь-уборщик. В первой половине плотность событий зашкаливает до головокружения: складывается ощущение, что на экране не игровое кино, а умело снятый док.

Если включить оригинальный звук, впечатление усиливается: мультикультурализм здесь проявляется во всей красе, а ясно различимые диалекты и акценты только провоцируют лишнюю неразбериху. Герои потакают своим слабостям и амбициям, нарушают свои же правила, исполняют прихоти одних, совершенно не думая о других, ругаются, читают нотации и выходят из себя. Видимость приличий сгорает в адском огне – до тех пор, пока не настает абсолютная тишина.

«Вкус жизни» (2020)

Тот самый случай, когда между блестящей карьерой и семьей еще остается выбор. Карстен (Николай Костер-Вальдау) и Мэгги (Катрин Розенталь) случайно познакомились на провальной вечеринке, приготовили несколько литров коктейля «виски сауэр» и разговорились о мечтах. Искра, свадьба, дети. Спустя десять лет мечта Карстена почти исполнилась – в их с Мэгги ресторане пообедал критик «Мишлен», но вот неудача, блюдо оказалось испорченным. Теперь героине срочно надо разыскать заезжего англичанина на темных улицах Копенгагена. А заодно разобраться в своих чувствах к супругу – посвящая все время ресторану, семье он уделял так мало внимания, что она завела интрижку на стороне.

«Вкус жизни» выстроен в формате флэшбеков: в финале они образуют гармонию четырех основных вкусов, но в самом процессе отсылают героев и зрителей то к горечи поражения, то к обсессивному перееданию. Это стильная нордическая драма, в которой еда и ее приготовление – всего лишь олицетворяющий мечту конструкт. Подставь любое другое увлечение – и все (кроме, пожалуй, гастрономических идиом) останется прежним. Впрочем, на аппетитность блюд это никак не влияет – в отличие от других картин про кулинарное искусство, на первый план здесь выходят эстетика и перфекционизм.

Никакой лихорадочной спешки – а как иначе, если на первых же минутах звучит медитативный кавер Feeling Good Нины Симон? Несмотря на наличие прямолинейных метафор вроде изгнания из райского сада и ядовитой зависимости (на этот раз – от чужого мнения), датская картина может приятно удивить: гастрономическими вкраплениями, операторской работой (сверхкрупные планы позволяют заглянуть в душу героев, а неоновые блики на лицах делают их отстраненными) и удивительной теплотой, с которой умеют снимать кино только на европейском севере.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

6 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

7 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

9 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

11 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

13 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

16 часов назад