Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Творец эпохи: Сергей Эйзенштейн в скандальных, загадочных и романтичных картинах

Творец эпохи: Сергей Эйзенштейн в скандальных, загадочных и романтичных картинах

22 января 2023 /
Творец эпохи: Сергей Эйзенштейн в скандальных, загадочных и романтичных картинах
Виталий Хаев в образе Сергея Эйзенштейна в сериале «Орлова и Александров» (2015)

К 125-летию со дня рождения выдающегося режиссера проследили эволюцию его образа на экране.

Фигуру Сергея Эйзенштейна, 125 лет со дня рождения которого отмечает мир, окружает множество мифов, а его высказывания, учение и события жизни до сих пор вызывают особый интерес. Потому и странно, что про культового режиссера, создававшего кинематограф, не набирается даже десятка фильмов. Мы собрали топ картин про Сергея Эйзенштейна и ждем новый переосмысленный байопик.

«Фильм! Фильм! Фильм!» (1968)

Знаменитый мультфильм Федора Хитрука, повлиявший на профессиональный путь многих современных кинематографистов, конечно же, не обошелся без ярких символов и аллюзий. Самой узнаваемой фигурой стал именно режиссер с растрепанными волосами, в котором безошибочно угадываются черты Сергея Эйзенштейна. Он носится по высоким кабинетам, утверждая бесконечные правки у начальства, держит в тонусе всю команду, примеряет на себя любые роли и буквально бегает по потолку, когда все идет не так.

«Эйзенштейн» (2000)

То, что канадский режиссер Ренни Бартлетт постепенно переключился с игрового кино на документалистику, подтверждает его подход к дебютному фильму. В 100 минутах романтизация коммунистических идей и привычный взгляд на российскую историю из-за рубежа, театральность и лозунги, отношения с властью и гастроли по Европе и обеим Америкам, гонения на авангардное искусство и полученное от власти прощение.

Драма, в которой регулярно звучит «Товарищ!», отражает как молодость и беспечность знаменитого постановщика, так и его новаторство и талант. А удачный кастинг (Саймон Макберни в главной роли) и вдумчивая демонстрация культовых кадров отлично дополняют грамотно подсвеченную фабулу, не переходя границ. Почти академическое изложение.

«Орлова и Александров» (2015)

«Мы авангард! Первооткрыватели жанра», громогласно заявляет Эйзенштейн. Но с ним явно не все согласны. «Монтаж аттракционов? А мне каждый раз по роже получать?» ворчит Иван Пырьев и мгновенно разрывает отношения с режиссером. А вот Григорий Александров останется, чтобы сражаться точнее, снимать кино.

Эта троица, а также десяток других известных постановщиков, артистов и функционеров главные герои сериала Виталия Москаленко «Орлова и Александров», где истории создания шедевров иногда подменяются анекдотами, а семейные дрязги выглядят серьезнее потрясений эпохи. Интонации Виталия Хаева поначалу звучат непривычно, но когда актер окончательно погружается во взбудораженное состояние своего героя, жесты и яростные лозунги входят в синергию. Вот он, клубок эмоций, для которого в любой комнате было слишком мало места.

«Эйзенштейн в Гуанахуато» (2015)

Картина о мексиканском периоде Эйзенштейна (Элмер Бэк), за которую Питера Гринуэя сильно раскритиковали в России и не очень сильно в США. «Эйзенштейн в Гуанахуато» доказывает, что взъерошенных кудрей и эксцентричных манер недостаточно, чтобы зритель поверил в происходящее. А уж если на пятой минуте главный герой снимает штаны и начинает разговаривать с собственным пенисом, то просмотр может на этом и оборваться.

Стереотипы (водка, Сибирь, ледорубы), фейки, агрессивный монтаж с претензией со скандалом Гринуэй справляется на отлично. С искусством кино не очень. 

«Последняя «Милая Болгария» (2021)

С картиной, вдохновленной автобиографической повестью Михаила Зощенко, Алексей Федорченко завоевал на 43-м ММКФ приз за лучшую режиссуру. 1943 год, в Алма-Ате, военной киностолице страны, обживается эвакуированная интеллигенция. Хотя детективная линия сюжета сосредоточена на таинственном исчезновении писателя, в кадре не обходится без магии кино.

И лично Эйзенштейна фрагменты его дневников также были использованы при работе над картиной. У маэстро здесь флер водевильной эксцентрики, правда, сразу узнаваемой. А еще имеется симпатичная рекурсия съемки съемок «Ивана Грозного», народный мексиканский театр и произвольный танец с саблями.

«Кровопийцы» (2021)

Еще один лауреат ММКФ 2021 года, заслуживший специальный приз жюри. Впрочем, сомневаться в победе германского фильма Юлиана Радльмайера, полного как форменного издевательства над кинематографом, так и безграничной любви к нему, не приходилось.

В центре сюжета прибывший в Европу под личиной русского барона Левушка (Александр Коберидзе). На родине он сыграл Льва Троцкого в картине Сергея Эйзенштейна «Октябрь» аккурат перед тем, как революционер впал в немилость. Карьера разрушена, пленки уничтожены, и теперь Левушка должен записать кинопробы, чтобы не ехать в Новый свет с пустыми руками. Судьбу самого Эйзенштейна картина раскрывает по касательной, но сцены с режиссером, поучающим своих коллег, просто очаровательны. А еще сыграны практически на чистом русском языке.

«Броненосец» (2023)

О молодости режиссера, его первых шагах в карьере и отношениях с великим и ужасным Всеволодом Мейерхольдом расскажет драмеди Ольги Бойко «Броненосец». Перед зрителями Эйзенштейн (Дмитрий Федоров) предстанет таким, каким он был в 23 года, еще не решившим, куда двигаться дальше.

Намеки на будущее творца, его наследие, дневники и архивные записи составляют причудливый жанр магического реализма. «Мы не уходим в документалистику, а выдумываем определенные элементы, поскольку данные по некоторым событиям найти невозможно. Мемуары размыты, многое в них он выдумал. Поэтому мы рассказываем о человеке без всякого пафоса и его словами в том числе», объясняют авторы проекта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: