Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Почему мы любим Любовь Орлову

Почему мы любим Любовь Орлову

11 февраля 2022 /
Почему мы любим Любовь Орлову
Фото: Мартов И./ТАСС

К 120-летию со дня рождения легендарной актрисы «КиноРепортер» рассказывает о радостях и невзгодах, которые ей довелось пережить.

Любовь Орлова, со дня рождения которой 11 февраля 2022 года исполняется 120 лет, окружена множеством мифов. Сама актриса предпочитала не распространяться о детских и юношеских годах, скрывая дворянское происхождение. Всевозможные слухи ходили об ее отношениях с мужем Григорием Александровым. Да и сам постановщик любил приукрасить – за хвастовство его часто высмеивали коллеги. Так или иначе, блистательная актриса запомнилась публике на много лет вперед, хотя работ в ее фильмографии было всего 17, а карьеру она начала на четвертом десятке.

Пробивной характер

Любовь Орлова. Кадр из фильма «Цирк»
Кадр из фильма «Цирк», 1936

Именно стойкость помогла Любови Орловой пережить материальные трудности и построить удачную карьеру. Будущая актриса происходила из дворянской семьи: по материнской линии она состояла в дальнем родстве с Львом Толстым, а в детские годы ей напророчил славу сам Федор Шаляпин, подметивший естественный артистизм девочки. Родители Орловой, впрочем, настаивали на том, чтобы их дочь получила музыкальное образование.

Но девушка решила не концентрироваться на чем-то одном. Она училась в Московской консерватории по классу фортепиано, на хореографическом отделении Московского театрального техникума, который ныне носит название ГИТИС, а также брала уроки актерского мастерства.

Актриса Любовь Орлова и режиссер Григорий Александров
Любовь Орлова поздравляет Григория Александрова с юбилеем, 1973

Именно эта многозадачность, помноженная на талант и упорство, в итоге привела к тому, что Орлова стала звездой жанра музыкальной комедии, до того времени не слишком популярного на территории СССР. Но до вершин карьеры было еще далеко, а пока девушка старалась обеспечивать себя и своих родных. Она развозила молоко, порядком испортив руки, подрабатывала преподавателем музыки и тапером в кинотеатрах, где всего через несколько лет будут показывать кино с ее участием.

Настойчивость, по слухам, помогла Любови Орловой получить и главную роль в «Веселых ребятах» (1934). До этого она снималась в эпизодах и уже блистала на театральных подмостках в качестве солистки, но о чем-то более серьезном на тот момент помышлять не могла. Ситуацию изменило знакомство с Григорием Александровым: по одной версии, он, придя на спектакль, с первого взгляда понял, что нашел героиню для своего фильма. Но есть и другое возможное развитие событий: Григорьев, недавно вернувшийся из Штатов, будущую звезду проигнорировал, а потому ей самой пришлось добиваться новой встречи. После чего ее судьба все-таки была решена.

Умение держать себя

Любовь Орлова. Фильм «Весна»
Кадр из фильма «Весна», 1947

Безупречный образ, который копировали миллионы женщин по всему Советскому Союзу (и не только), подчеркнутая элегантность, умение выглядеть «по-голливудски» – Любовь Орлова держала себя в ежовых рукавицах, чтобы восхищать публику. Она никогда не говорила лишнего, казалась недостижимой и явно была чем-то большим, чем секс-символ.

Коллеги, правда, могли отпустить в адрес артистки колкую ремарку, а близкие позднее вспоминали о манерах Любови Орловой, выставляя ее не в лучшем виде. Но в те годы она была звездой, которой потворствовали и которую не трогали. Ореол неприкасаемости стал рушиться только после смерти Иосифа Сталина (март 1953-го), с максимальной теплотой отзывавшегося об актрисе и ее работах.

Русская Дитрих

Любовь Орлова. Кадр из фильма «Цирк»
Кадр из фильма «Цирк», 1936

К развитию карьеры Любовь Орлову подтолкнула личная катастрофа – арест первого мужа, чиновника Андрея Берзина. Непростое материальное положение и необходимость съехать из просторной квартиры в центре города заставили актрису искать возможность обеспечить себя самостоятельно. Она выбилась в солистки Музыкального театра В.И. Немировича-Данченко (дебют в оперетте Оффенбаха «Перикола»), а затем случился многолетний плодотворный союз с Александровым.

Тот создал новую кинозвезду по образу и подобию Марлен Дитрих, с которой был знаком лично. Белокурые волосы, очевидные отсылки к картинам с голливудской дивой, недоступные широкой публике… Особенно отчетливо сходство заметно в фильме «Цирк», где актриса предстала в образе американской гимнастки Мэрион Диксон.

При этом парадоксально, что героини Орловой стали настоящим олицетворением советской женщины – оптимистичной и обаятельной, непосредственной, но не глупой, с энтузиазмом шагающей в светлое будущее и ведущей за собой всех остальных. Позже лентам Александрова и его музе доставалось за излишнюю идеологическую направленность, но в 1930–1940-х годах они воспринимались зрителями на отлично.

Вклад в культуру

Кадр из фильма «Волга-Волга»
Кадр из фильма «Волга-Волга», 1938

Невероятно популярным после «Веселых ребят» стал и сам жанр музыкальной комедии, который по другую сторону океана вовсю эксплуатировали Чарли Чаплин и Бастер Китон. Посмотрев этот фильм Александрова, Чаплин позднее скажет, что режиссер открыл для Америки новую Россию. Многие считают, что в этом есть личная заслуга Орловой: она сама пела, танцевала и исполняла опасные трюки, из-за чего иногда попадала в больницу. Так было, например, после съемок эпизода, когда ее Анюта заскакивала на спину огромному быку. Говорить о «Цирке» (1936), одно название которого обязывало, и вовсе не приходится.

С не меньшей ответственностью актриса относилась и к другим ролям: для кинокомедии «Волга-Волга» (1938) она ходила с почтовой сумкой по квартирам, а перед съемками «Светлого пути» (1940) три месяца проработала в Московском НИИ текстильной промышленности.

Милосердие

Когда началась Великая Отечественная война, Любовь Орлова хлопотала за коллег. По воспоминаниям актрисы Елены Тяпкиной, звезда лично ходила к начальнику вокзала, чтобы помочь выехать из Москвы тем, кто тщетно пытался достать билет. В эвакуации Орлова и Александров снимали кино, призванное «пробудить патриотизм и воспитать ненависть к врагу». «Боевой киносборник №4» (1941) был выпущен на экраны, а вот драма «Одна семья» (1943), снятая на возглавляемой Александровым киностудии в Баку, отправилась на полку. Цензоры посчитали, что картина слабо освещала борьбу советского народа с фашистскими оккупантами.

Кроме того, Орлова выступала с концертами практически на всех фронтах, а после войны снялась в антиамериканском фильме «Встреча на Эльбе» (1949). На этот раз в ленте мужа она сыграла не главную роль, за которую все равно была удостоена Сталинской премии первой степени. Ранее аналогичную награду она получала за роли Марион Диксон в «Цирке» и Стрелки в «Волге-Волге».

Вообще количество наград, завоеванных актрисой, поражает: у нее была и медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», и специальный приз Венецианского фестиваля за лучшую женскую роль в фильме «Весна» (1947), который она разделила с Ингрид Бергман.

Идеальная жена

Любовь Орлова и Григорий Александров, ММКФ 1967
Любовь Орлова и Григорий Александров на ММКФ, 1967

Григорий Александров и Любовь Орлова всю жизнь обращались друг к другу на «вы», спали в раздельных спальнях и не имели детей. Все это порождало самые разнообразные слухи об их отношениях, но очевидно одно: звезды были счастливы вместе. Несмотря на славу и огромное количество поклонников по обе стороны океана – Александрова, который встретил Орлову, будучи женатым человеком, связывали отношения с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, а самой Любови Петровне приписывали роман со Сталиным.

Последним человеком, который видел Любовь Орлову живой, был ее муж. Он успел приехать в больницу за несколько минут до ее смерти от рака поджелудочной железы. На похоронах режиссер не дал согласия открыть гроб, уважая желание покойной супруги остаться в глазах поклонников молодой и красивой. Ведь она даже с экранов исчезла, предпочтя работу в театре, чтобы спрятать признаки старения, скрыть которые не могли ни многочасовые занятия у балетного станка, ни дорогие кремы.

Кадр из сериала «Орлова и Александров». Олеся Судзиловская
Олеся Судзиловская в роли Любови Орловой в сериале «Орлова и Александров», 2015

Существует популярное мнение, что детей Любовь Орлова не хотела иметь именно по этой причине: боялась потерять красоту и выпасть из обоймы. Потеря зрительского внимания была для нее подобна смерти, при этом пострадать могла и карьера мужа. В одном из поздних интервью Григорий Александров обмолвился, что поначалу иметь детей его жена не хотела, а потом уже не могла. Создатели игрового сериала «Орлова и Александров», где звезду советского экрана сыграла Олеся Судзиловская, раскрыли эту тему, рассказав об абортах звезды.

Наследие

Григорий Александров, Любовь Орлова, Анастасия Вертинская
Мария-Грация Бучалла, Джорджия Молл, Анастасия Вертинская, Любовь Орлова и Григорий Александров в посольстве Италии в Москве, 1966

При жизни Любовь Орлова была настолько скрытной, что многие подробности ее биографии проясняются только сейчас. В частности, благодаря документам и архивам. Огромную коллекцию предметов, связанных с актрисой и ее вторым мужем, несколько лет назад выкупил адвокат Александр Добровинский (ему же принадлежит и дача супругов во Внуково), чтобы сделать публичным достоянием.

Юрист задумал создание «Внуковского архива» из ранее неизданных писем, фотографий и дневников самой известной пары Советского Союза. Четыре года назад вышел первый том, посвященный началу творческого пути Любови Орловой и Григория Александрова и проливающий свет на новые детали их отношений, жизни и карьеры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: