Кино

От дворянки до тещи: Творческий путь Ларисы Гузеевой

Желание стать актрисой следовало за Ларисой Гузеевой с детства. Росла она в строгости, и до определенного момента ей приходилось сдерживать бушующую творческую натуру. Но в подростковом возрасте внутренняя бунтарка все-таки взяла свое – Лариса начала носить вызывающую одежду, пользоваться яркой косметикой, сквернословить и курить. Подобную непокорность артистка позже объясняла тем, что «всегда шла по краю бритвы».

«Многое запрещалось, многое скрывалось. До десятого класса мой отчим выставлял меня из комнаты, когда по телевизору показывали фильмы с поцелуями. Я была учительской дочкой и просто не имела права плохо себя вести. Поэтому школу я ненавидела и, как могла, сопротивлялась догмам», – призналась Гузеева.

Окончив школу, юная особа наконец освободилась от родительского гнета и уехала из родного дома ради своей мечты. Гузеева остановила выбор на Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Однако по прибытии девушка обнаружила себя в компании таких же очаровательных абитуриенток. Лариса поняла, что надо переходить к активным действиям. И… обрилась наголо. Ход конем сработал: она попала на курс Владимира Викторовича Петрова. Однокурсники считали девушку заносчивой и претенциозной, чего она, разумеется, никогда не скрывала.

«Я вообще была жутко высокомерной, считала, что меня достоин лишь Питер О’Тул, Лоуренс Оливье, или на худой конец Володя Высоцкий – ведь я была очень хорошенькой. Я умудрялась модно одеваться, во многом благодаря маминому портновскому таланту, отчасти тому, что уже на первом курсе я зарабатывала деньги в качестве модели», – поделилась актриса.

Лариса Гузеева и Никита Михалков на съемках фильма «Жестокий романс»

Гузеева впервые появилась на экране гораздо раньше, чем многие считают. Девушка на несколько секунд мелькнула в эпизоде телесериала 1979 года «Место встречи изменить нельзя», где она танцевала в объятиях сотрудника МУР Коли Тараскина. А уже в 1984-м случился «Жестокий романс», определяющий проект в карьере актрисы. Обстоятельства сложились для нее как нельзя лучше: за образом бунтующей и волевой красавицы Эльдар Рязанов разглядел необходимые романтичность, хрупкость и грусть. И Гузееву утвердили на роль Ларисы Огудаловой.

Успех «Жестокого романса» оказался невероятным достижением для 25-летней артистки. Она в мгновение ока стала знаменитой, удостоившись негласного титула всенародной любимицы. Купаясь в лучах популярности, девушка уже видела себя на советском киноолимпе. Предложений действительно было много – до конца 1980-х Гузеева снимется в 13 картинах, включая «Встретимся в метро», «Соперниц» и «Чужие здесь не ходят». Но все эти ленты не могли сравниться с ее судьбоносным сотрудничеством с Рязановым. Вдобавок немало фильмов ограничивались эпизодическим появлением артистки в кадре. Порой ярким, но все же мимолетным. 

«Все, что я имела, я зарабатывала профессией. Неважно, что большинство моих работ никто, кроме меня, не помнит – у меня была одна звездная роль, многие ли могут этим похвастать? Иногда я и сама по глупости отказывалась от хороших ролей», – заметила актриса.

Кадр из фильма «Соперница» (1985)

В 1990-е ситуация с творческой занятостью не то чтобы выровнялась. Гузеева удостоилась звания Заслуженной артистки Российской Федерации (за заслуги в области киноискусства), но ее роли по сути проходили мимо массового зрителя. Причем среди лент с ее участием были и юмористический скетч в комедии «Семь дней с русской красавицей» (полный метр «Маски-шоу»), и международная драма «Откровения незнакомцу» (единственный продюсерский проект Алексея Балабанова), и сомнительное «Жесткое время» про съемки исторического порно.

С наступлением нового тысячелетия крупных ролей у Гузеевой становилось все меньше. Слава «Жесткого романса» перестала быть для нее подспорьем, хоть и вызывала у публики приятные ностальгические чувства. Но в нулевые активно развивалось  телевидение, куда и устремилась Гузеева. В течение нескольких лет она беседовала с аудиторией на тему материнства в передаче «Я – мама», а в 2008 году в ее жизнь ворвалась культовая передача «Давай поженимся!». Гузеева заменила в качестве ведущей Дарью Волгу и благодаря своему красноречию и прямолинейности завоевала народную любовь во второй раз. За первый сезон передачи Лариса Андреевна получила статуэтку «ТЭФИ», которая закрепила за ней статус главной телесвахи страны.

В то же время карьера Гузеевой как актрисы продолжала замедляться. Приглашений даже на эпизодические роли было все меньше, да и сама артистка уже не грезила кинематографом, как в юности. Позже она признается, что «закрыла для себя эту историю, без всяких внутренних драм». По словам Гузеевой, у нее есть счастливая семья, живет она в достатке, поэтому в киносъемках не особо нуждается. Подходящих для себя ролей актриса не видела. И вдобавок осознала, что Лариса Огудалова будет преследовать ее всю жизнь.

«Я, наверное, внутренне не артистка. У меня нет такого, чтобы гореть кино, театром. До 40 лет это было, а когда ты старше — хочется такого предложения, чтобы потрясли твой разум и воображение. А иначе это просто заработок», – заявила Гузеева.

Так бы заслуженная артистка РФ и по сей день занималась исключительно созданием влюбленных пар на «Первом», если бы не внезапное предложение от продюсера Тимура Вайнштейна. Тот позвал Гузееву в комедию «Теща», основанную на классическом приеме обмена телами. Сперва Лариса Андреевна отнеслась к проекту скептически. Тем более что жанр комедии она не очень-то жаловала.

«Я их не люблю, не досмотрела до конца ни одну. И на предложение агента ответила: «Дальше даже можешь не продолжать, нет, нет и нет. Я не снимаюсь». Но он убедил меня встретиться с продюсером фильма, и тот нашел какие-то верные слова, так расположил к себе, что я согласилась», – объяснила артистка.

«Теща» получила средние оценки зрителей и прессы, но поклонники Гузеевой были рады вновь увидеть любимую звезду на широком экране. А сама она не планирует на этом останавливаться – сейчас актриса занята на съемках еще одной комедии «Детокс», где компанию ей составляют Ирина Розанова, Марина Петренко, Роман Мадянов и Юрий Чурсин. С новым юмористическим опытом Гузеевой мы сможем познакомиться уже в этом году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

3 часа назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

20 часов назад

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

22 часа назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

23 часа назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

1 день назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

2 дня назад