Бунт дальнобойщиков, цыганское приворотное зелье и трагическая история волонтерства.
55 лет назад в американский прокат вышла легендарная «Желтая субмарина», в основу которой легло творчество группы The Beatles. Свой культовый статус лента обрела далеко не сразу, но необычное смешение музыки, анимации и кино в будущем оказало заметное влияние как на поп-культуру и изобразительное искусство, так и на индустрию в целом. В честь круглой даты «КиноРепортер» вспомнил другие известные (и не очень) картины, вдохновленные песнями.
«Ресторан Элис» (1969)
Музыкант Арло Гатри прежде всего известен по двум вещам. Первая – один из его синглов называют официальной фолк-песней штата Массачусетс. Вторая – Гатри записал трек Alice’s Restaurant Massacree, который длится целых 18 минут. По сути, певец выпустил продолжительный сатирический монолог, направленный против войны во Вьетнаме. Само название отсылает слушателей к одному из заведений ресторатора Элис Брок, подруги Арло. 18-минутной сатиры Гатри показалось мало, и он дал добро на съемки фильма по мотивам этой песни. За картину взялся режиссер «Сотворившей чудо» и «Бонни и Клайда» Артур Пенн.
Актера на главную роль долго искать не пришлось – на предложение согласился, собственно, Гатри, сыгравший в «Ресторане Элис» самого себя. Как отмечал исполнитель, в песне он задокументировал реальные события, однако для усиления драматической составляющей фильма создателям все же потребовалось разбавить сюжет вымышленными деталями. Лента получила благосклонные отзывы – журналисты называли «Ресторан Элис» абсурдистской, но умелой критикой американского истеблишмента той эпохи. А Пенн даже удостоился режиссерской номинации на «Оскара».
«Конвой» (1978)
Поклонники вестернов не понаслышке знакомы с творчеством Сэма Пекинпа, преобразившего жанр в своих лентах. Если до этого в кино опирались на чересчур романтизированный образ Джона Уэйна, то после релиза «Дикой банды» и «Баллады о Кэйбле Хоге» фильмы про ковбоев начали носить более приземленный и реалистичный характер. Режиссера даже обвиняли в «разрушении мифов старого Запада». Но у Пекинпы не все шло так гладко – в 1970-х несколько его картин собрали маленькую кассу, и постановщику остро требовался блокбастер. Им стал боевик «Конвой» с Крисом Кристофферсоном в главной роли.
Вдохновением для Пекинпы послужил одноименный кантри-трек, выпущенный C. W. McCall за три года до премьеры ленты. Сюжет песни вращается вокруг группы дальнобойщиков, поднявших бунт после введения противоречивых правил в отношении водителей грузовиков. Авторы адаптировали музыкальную историю для полного метра, оставив в повествовании главного героя по прозвищу Резиновый утенок. Оба «Конвоя» в итоге стали хитами. А сам исполнитель трека специально для «экранизации» перезаписал песню, чтобы она лучше соответствовала тональности кинопроизведения.
«Попутчик» (1986)
Для западной аудитории «Попутчик» с Рутгером Хауэром был довольно средним экшен-триллером на вечер. Чего нельзя сказать об отечественном рынке, где фильм неожиданно оказался хитом видеокассетного бума. В центре сюжета – убийца-автостопщик Райдер: он путешествует по стране в поисках новых жертв. В один из таких дней Райдера соглашается подвезти главный герой картины Джим Холси, который даже не подозревает, в какой опасной игре он увяз.
Сценарий «Попутчика» написал начинающий автор Эрик Ред, мечтавший попасть в большое кино. Он снял пару коротких метров, но оба проекта не привлекли желаемое внимание продюсеров. Тогда во время одной из поездок Реду в голову пришла необычная идея – развить идею своего фильма из песни Riders on the Storm группы The Doors. Особенно молодого сценариста вдохновил отрывок из второго куплета, в котором поется про «убийцу на дороге» (существует версия, что рокеры пели о реальном человеке – массовом убийце Билли Куке). Подрабатывая таксистом, Ред набирал фактуру для фильма, и через несколько месяцев ему удалось завершить сценарий «Попутчика». Рукопись понравилась одному из голливудских продюсеров, и он согласился запустить ленту в производство.
«Любовный напиток №9» (1992)
Безымянный мужчина никак не может обрести истинную любовь. Отчаявшись, несчастный обращается к услугам цыганки. Та, в свою очередь, прибегает к хиромантии и выясняет, что ее клиенту нужно специальное приворотное зелье, оказывающееся мощным афродизиаком. Напиток помогает мужчине – он буквально влюбляется во все, что видит. Это сюжет сингла Love Potion No. 9, который группа The Clovers выпустила в середине прошлого века. Сейчас история кажется довольно клишированной, но в начале девяностых, с возрождением тренда на романтические кинопроекты, она стала основой для непритязательной комедии «Любовный напиток №9».
По сюжету, одинокий биохимик Пол влюблен в свою коллегу Дайан, но успехов не видно даже на горизонте. Друзья решают помочь бедолаге и отводят его к цыганке, которая вручает парню любовное зелье. Правда, в ленте протагонист получает напиток с иным порядковым номером, восемь, в то время как девятый, наоборот, оказывается противоядием. Посыл читается сразу – вам не нужны никакие зелья, поскольку все необходимое у вас уже есть. «Любовный напиток №9» получился проходной комедией, но ее стоит посмотреть хотя бы ради милой Сандры Буллок, для которой лента стала одним из первых появлений на широком экране.
«Лев на ветру» (2015)
Киноадаптации музыкальных хитов присутствовали не только в творчестве американских постановщиков – азиатские кинематографисты тоже вдохновлялись песнями известных исполнителей. Так, в конце 1980-х японский артист Масаси Сада выпустил трек Kaze ni Tatsu Lion, в основу которого легли трогательные письма. Их написал своей девушке японский врач, отправившийся в Кению для помощи местным жителям. Поначалу волонтер охотно взялся за новую работу, однако чем дольше он там находился, тем чаще сталкивался с ужасной реальностью. Сохранять надежду в подобных условиях врачу становилось все сложнее.
Песня так бы и осталась песней, если бы на нее не обратил внимание актер Такао Осава. Он настолько воодушевился синглом и его историей, что всячески ратовал за ее адаптацию либо в виде романа, либо в качестве полнометражного фильма. Энтузиазм артиста разделил Такаси Миике, режиссер культового триллера «Один пропущенный звонок» и ремейка самурайской классики «13 убийц». Роль врача-волонтера досталась Осаве. Правда, фильм «Лев на ветру» не снискал большой славы ни на родине, ни за рубежом. У Миике получилась сентиментальная драма с предсказуемой развязкой, пусть и правильным посылом – даже если мир пронизан «дорогами из шипов», нельзя сходить с этого пути, поскольку надежда рано или поздно все равно одержит победу.
Комментарии