Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Как «Маленькая Вера» стала символом перестройки и почему дело тут вовсе не в сексе

Как «Маленькая Вера» стала символом перестройки и почему дело тут вовсе не в сексе

12 ноября 2023 /
Как «Маленькая Вера» стала символом перестройки и почему дело тут вовсе не в сексе

К 60-летию Натальи Негоды рассказываем об эпохальной драме, которая определила и опередила свое время.

«Маленькую Веру» в 1988 году посмотрели почти 55 млн зрителей. Многие рвались на нее только ради того, чтобы увидеть на экране эротику. Из-за одной-единственной сцены, снятой с небывалой ранее откровенностью, пошел слух, что этот фильм – чуть ли не порно. «КиноРепортер» рассказывает историю первого перестроечного фильма, который взбудоражил всю страну, и объясняет, почему дело тут вовсе не в сексе.

Первоначальный сценарий «Маленькой Веры» был дипломной работой 22-летней выпускницы ВГИКа Марии Хмелик. Юная москвичка, дочь главного редактора детского киножурнала «Ералаш» и одного из руководителей Киностудии им. Горького Александра Хмелика, написала эту историю под впечатлением от летней поездки к родителям мужа на Азовское море. Получился конфликт поколений и социальных слоев на фоне правдиво описанного провинциального позднесоветского быта.

Сценарий прогнозируемо отправили на полку. Мария махнула на него рукой и уже работала секретарем в районном суде, когда ее текст обнародовали в одном киноальманахе. Публикация вызвала бурное обсуждение, а «Московская правда» и вовсе назвала ее произведением, порочащим советскую молодежь.

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

За Хмелик вступился ее учитель, драматург Евгений Габрилович:

«Мы привыкли к такому киноискусству, где даже отрицательные, тревожные стороны жизни обильно политы сладким сиропом. А какова жизнь юношества не придуманная, а действительная? Только в последнее время стали появляться кинопроизведения, которые пытаются пробиться к этому малоисследованному предмету».

Марию попросили доработать текст, и та добавила сюжетные линии по мотивам увиденного за время работы в суде. И хотя это тоже был совсем не «сироп», после этого на съемки дали добро. Режиссером, который захотел взяться за этот фильм, оказался супруг сценаристки, тоже выпускник ВГИКа, Василий Пичул.

Действие будущей картины развивалось вокруг обычной провинциальной семьи. Отец – водитель «КамАЗа», который после работы не забывает, помимо получки, принести в дом и банку спирта. Мать – шумная домохозяйка с перманентом на голове, у которой любая еда на столе выглядит неаппетитно, зато «в огороде овощи свои». Родители то и дело орут на младшую дочь Веру, только что окончившую школу. Им кажется, что девчонке в этой жизни ничего не надо, кроме танцев, вина в подворотне и болтовни с подружками о всякой ерунде. А вскоре Вера знакомится с молодым ловеласом «из другого мира», сыном военного Сергеем…

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

Большие артисты сниматься в фильме дебютанта не торопились. Пичул предложил роль матери Людмиле Зайцевой.

«Скажу честно, когда прочитала сценарий, я ощутила неприязнь. Я знала, что режиссер – дебютант в игровом кино, как и автор сценария. И подумала, вот в кино пришли молодые, ничего еще не испытавшие в жизни, но решившие очернить простых, нормальных рабочих людей. Тем самым обратить на себя внимание. И решила не участвовать в фильме», – вспоминала актриса.

Но режиссер осыпал ее комплиментами, привел в пример образ ее Шуры в драме «Здравствуй и прощай» – и Зайцева согласилась.

Отца Веры должен был играть Автандил Махарадзе, но актер отказался по состоянию здоровья, и Пичул пригласил Юрия Назарова. Для непьющего интеллигентного человека, игравшего офицеров, роль Николая Семеновича стала настоящим испытанием. А вот с молодыми актерами проблем не было – Александр Негреба сразу согласился на роль брата Веры, а Андрей Фомин – на роль ее ухажера.

Что же касается Андрея Соколова, то он был рад уже тому, что проведет лето на море:

«Это было как раз после первого курса в Щукинском училище, мои сокурсники учебное здание мыли, красили, наводили порядок, а я уехал на съемки в Жданов. Пальмы, море, белый пароход, рябина на коньяке. Съемки для меня шли уже постольку поскольку».

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

Пичул хотел, чтобы Веру сыграла Яна Поплавская. Актриса прочитала сценарий, и роль ей очень понравилась, но она побоялась «опорочить» образ Красной Шапочки. Ее опасения подтвердил и худсовет. Тогда роль предложили Ирине Апексимовой, которая уже была утверждена в фильм «Башня» Виктора Трегубовича. Ирина сомневалась, и тогда ее наставник Олег Табаков порекомендовал выбрать драму уже известного на тот момент режиссера. Зато его дочь Александра Табакова сыграла подругу героини вместо Алики Смеховой, которая предпочла к морю поехать не на съемки, а в отпуск.

Друзья посоветовали Василию посмотреть актрису московского ТЮЗа Наталью Негоду, которая как раз снялась в фильме Юрия Кары «Завтра была война» в пронзительной роли девятиклассницы Зины и подавала большие надежды. Но при первой встрече Наталья принялась капризничать – ее не впечатлила «история какой-то дуры по имени Вера». Пичул тоже был от нее не в восторге: «Я посмотрел и пришел в ужас. То есть я увидел замечательную грудь, а все, что она делала, мне дико не понравилось». На кандидатуре Негоды в итоге настояла Татьяна Лиознова, курировавшая проект.

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

Снимали «Маленькую Веру» в Жданове (ныне Мариуполь) – родном городе режиссера, том самом, что и вдохновил его жену на сценарий. Перед съемками его родители пригласили весь актерский состав к себе домой, и не знавший, о чем будет фильм, отец Пичула сказал: «Вась, главное, чтобы в кино наша русская песня прозвучала: «Гляжу в озера синие…»

Главной локацией была арендованная квартира в обычной хрущевке на окраине города, а реквизит набирали по соседям. Выбор именно этого места определила проходящая вдоль детской площадки железная дорога, казавшаяся членам съемочной группы из Москвы настоящей дикостью. Равно как и то, что порядок на местных дискотеках обеспечивала милиция с овчарками.

Но в том, что это было не зря, вскоре убедились. Драку стенка на стенку на дискотеке снимали с местными ребятами, которых в какой-то момент стал раздражать Андрей Соколов. Уж больно вызывающе выглядел и вел себя. После пары стычек актер для своей безопасности где-то достал себе нож, с которым его благополучно «приняли» милиционеры.

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

А вот экранная поножовщина едва не закончилась настоящей трагедией. Снимать собирались с бутафорским ножом, а Соколова на всякий случай обмотали толстым слоем картона. Но тут возмутился Назаров: «Ребята, нож один раз провалится, другой раз – нет. Я в человека бить не буду, я буду бить мимо». И так хорошо ударил этим ножом в стену, что тот сломался.

Легендарная же постельная сцена стала для артистов полной неожиданностью – в сценарии ее вообще не было. Пичул решил добавить ее, чтобы «устроить в фильме взрыв». Негоду пришлось уговаривать, и она согласилась при условии, что на площадке не будет никого, кроме оператора и его ассистента. Наталья и Андрей во время этого эпизода очень нервничали, но сцену все-таки сняли.
Из-за нее фильм до сих пор называют «первой советской киноэротикой». Хотя откровенность картины гораздо важнее демонстрации подробностей интимной жизни молодежи. Жесткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка впервые контрастировала с ретушированной действительностью в кинематографе эпохи застоя.

Фильм произвел настоящий фурор, собрав у киноэкранов 55 миллионов зрителей, и стал отражением перестройки, символом разочарованной и измученной страны.

«Этот фильм – исповедь. Он о нас с вами. О том, как общество смогло допустить, чтобы бездуховность расцвела таким махровым цветом, чтобы происходило омертвление нравственных категорий. Мне нравится позиция режиссера, она не разрушительная. Воедино здесь соединяются любовь и сострадание. Мне очень грустно, что многие этого не понимают», – признавалась Людмила Зайцева, едва не отказавшаяся от роли.

Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)

Драму продали в 12 стран мира, она собрала внушительную кассу и получила специальный приз в Монреале, призы за женскую роль в Чикаго и на фестивале молодых актеров в Женеве, премию «Феликс» и награду Европейской киноакадемии за сценарий, главный приз на фестивале дебютов в Анже, а также приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском фестивале.

Исполнители главных ролей все же стали секс-символами.

«Странное было ощущение, если честно. Для меня тогда было не совсем понятно, что значит секс-символ, – ассоциировалось с каким-то оплодотворителем безумным. Но если говорить о том, что это прообраз мужественности, некой мужской силы и мощи, то я обеими руками «за», – рассказывал Андрей Соколов в интервью «КиноРепортеру».

Раскованность Натальи Негоды в свою очередь поддержал американский журнал Playboy: актриса стала первой русской звездой его обложки. На волне успеха она переехала в США, пыталась сниматься в Голливуде и даже была соведущей оскаровской церемонии. Сейчас живет в России и очень редко появляется на экране.

Василий Пичул (умер в 2015 году в возрасте 54 лет) снял еще несколько фильмов – «В городе Сочи темные ночи», «Мечты идиота», «Небо в алмазах» и др., – но история большой любви маленькой Веры осталась его самой значительной работой. Определившей (и даже опередившей) свое время и повлиявшей на десятки снятых после нее картин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: