Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от способа вещания уже не зависит – в прошлом десятилетии из эфира в онлайн массово переехали сериалы, теперь на стриминги мигрируют и разные другие форматы. Причем сразу двумя параллельными путями. «КиноРепортер» решил построить «дорожную карту» этих перемещений, отметив тем самым Всемирный день телевидения.
Первый путь продвижения ТВ в интернет-массы – напрямик. Когда телевизионный контент дублируется на тех или иных платформах, чтобы можно было не вылавливать любимую передачу в расписании, а смотреть все выпуски запоем без рекламных пауз.
Второй же – гораздо более извилистый. Когда контент изначально производится не для телезрителя, а для несколько иной аудитории. В том числе для тех, кто телевизор принципиально не смотрит. Что, само собой, подразумевает особый подход к производству, mutatis mutandis.
Речь о программах, которые выходят эксклюзивно в интернете, о веб-шоу. Таковые редко появляются в платных сервисах (по крайней мере, пока), зато стремительно оккупируют сервисы бесплатные. Главным образом – «Одноклассники», «VK видео» и RuTube. Ну и YouTube, конечно, но… Остановимся на первых трех. И рассмотрим повнимательнее, какие же оригинальные веб-шоу там сейчас можно встретить.
Начнем с «Одноклассников» – главной социальной сети для бумеров и пролетариата. Кто не знает, это уже два года как не просто сайт, где люди идут на обман, чтобы набрать «классы». И не просто кладезь картинок, которые бабушки рассылают своим родственникам. Но и что-то типа большого виртуального клуба по интересам. Даже слоган у них появился: «Мои увлечения – это ОК». И соответствующий раздел, чтобы хвастаться своими хобби.
Под это дело целое флагманское шоу забабахали под названием «ОКнутые люди». Концепция примерно как в «Минуте славы» – приходят в студию люди («окнутые», что бы это ни значило) и демонстрируют свои умения. Кто танцует, кто поет, кто самурайским мечом продукты на лету одним ударом разрубает, кто футбольным мячиком жонглирует.
Кроме того, присутствует в шоу соревновательный элемент: разные звезды, от шефа Константина Ивлева до фигуристки Евгении Медведевой, разделенные на тандемы, под руководством ведущего Сергея Бурунова по очереди должны угадывать, каким же необыкновенным талантом очередной участник их поразит.
Вокруг той же темы – хобби во всех возможных проявлениях – крутятся и остальные эксклюзивные веб-программы «Одноклассников». Так, комедийный актер Дмитрий Колчин ведет шоу «На рыбалку с женой», в котором супружеские пары состязаются в рыбной ловле.
Еще один бывший кавээнщик Вадим Галыгин травит анекдотики с гостями, представителями богемы, в «Анекдот Шоу». Чем не хобби? Собираются в кружок и давай друг дружку веселить – полный хохотач. А Регина Тодоренко учит, как сделать новую сумочку (блузку, сарафан, кимоно) своими руками в шоу «Рукодельницы». Ну и так далее в том же духе: рецепты изысканных блюд, упражнения для профилактики инфаркта.
Встречается, впрочем, порой и кое-что из ряда вон. Так, шоу «Живые вещи» – буколика в чистом виде: девушка бродит по лесу, ковыряет ножиком деревья, играется с собачкой, готовит чипсы из лишайника. Все это без слов, под расслабляющую музыку и с завораживающе красивым визуальным рядом. Кроме шуток, операторская работа на высоте невероятной – прямо Эммануэль Любецки (первый в истории оператор, получивший три «Оскара» подряд, – КР).
Или пожилая психологиня Елена Новоселова (проекты с говорящими названиями «Почему он меня бросил?» и «Почему уходят мужчины?» канала «Домашний») в шоу «Психология кино» разбирает признанные шедевры кинематографа (преимущественно советские) с точки зрения, собственно, психологии.
Оказывается, Тося из комедии «Девчата» – та еще манипуляторша, одержимая жаждой власти над людьми. А взаимодействие героев «Иронии судьбы» соответствует модели, описанной в 1968 году Стивеном Карпманом (американский психотерапевт, крупнейший теоретик и практик Транзактного анализа, – КР). Она так и называется: треугольник Карпмана. Очень поучительно.
В «VK видео» аудитория уже иная, менее однородная и более продвинутая (условно). Вот и ассортимент шоу там заметно шире. Однако какие-то общие черты все же можно выделить. Во-первых, это наличие ненормативной лексики в неоправданно больших объемах. Видимо, потому что можно, и потому что немалую часть зрителей составляют школьники, которые считают, что ругаться плохими словами круто.
Во-вторых, подавляющее большинство шоу для «VK видео» делает одна и та же контора – Medium Quality. И независимо от жанра и концепции сводятся они все к тому, что какое-то число произвольно взятых индивидов, включая Гарика Харламова и Азамата Мусагалиева, в течение некоторого времени сидят в креслах, много шутят, задорно матерясь, и сами же над своими шутками неистово хохочут.
Поэтому выделить во всем этом кажущемся изобилии что-то действительно незаурядное достаточно сложно. Но можно! Например, «Натальная карта» – абсолютный хит с десятками миллионов просмотров у каждого выпуска.
Суть в следующем. Берется раскрученная личность (Тимати, тот же Бурунов, Клава Кока) и помещается по центру большого стола. С одной стороны от него располагается эффектная брюнетка – участница многочисленных комедийных проектов ТНТ Олеся Иванченко, изображающая тут астрологиню. Опираясь на астрологические данные, она рассказывает про это медийное лицо все-все-все плюс-минус два часа.
Получается детализированный психологический портрет, изобилующий терминами вроде «асцендент в Козероге» (не спрашивайте) и прочей чушью, но довольно яркий и в высшей степени лестный. Гость, в свою очередь, это все выслушивает, поддакивая: да, мол, именно такой я замечательный.
По другую сторону от героя располагается еще один комик с ТНТ Дмитрий Журавлев, чья задача убеждать гостя, что все это полная ересь, разбавляя поток астрологического бреда едкими остротами. Какой в этом смысл? Ровным счетом никакого. Но мозг приятно разжижает. Главное – не злоупотребить.
Из категории чуть менее стыдного – «Грязные мысли». Это продукт уже творческого объединения «КликКлак», которое специализируется на подражании тем самым «Чудакам» (Jackass). Во главу угла ребята ставят, если можно так выразиться, визуальный юмор. То есть у них в шоу все подвергают себя тем или иным физическим испытаниям, болезненным или просто мерзким. «Грязные мысли», позиционируемые как «первый медийный интеллектуальный чемпионат», – не исключение.
Правила элементарные: две команды по три человека, облаченные в белое (это важно), отвечают на вопросы Александра Пушного (тоже весь в белом, но это уже не важно). Кто ответит неправильно, на того выливают целое ведро некой жидкой субстанции кислотного цвета. Кто ответит правильно – остается в белом. Какая команда в итоге окажется чище, та и проходит в следующий этап, и так до финала. Не бог весть какое интеллектуальное развлечение. Но минимум по 5 млн просмотров выпуски набирают.
Есть в «VK видео» и проекты посерьезнее. В их числе – «Сессия», где Дмитрий Дибров (разодетый почему-то как злодей из второсортной фантастики) изображает психотерапевта, принимая у себя «пациентов» – преимущественно поп-артистов. Они ложатся на удобную кушетку и изливают ему душу, тогда как настоящий психотерапевт за кадром периодически это все комментирует и выносит в конце свое заключение. Цель – понять, как психологические проблемы и травмы артистов отражаются на их деятельности.
Придет, скажем, на прием к Диброву скандальная певица Миа Бойка. Дибров ее расспрашивает обо всем: о тяжелом детстве, об отношениях с родителями и между делом зачитывает выдержки из песен: «Я на лайте, чисто на смузи. Сорок восемь пропущенных от мамы, но она, как обычно, не в курсе».
Миа подробно расписывает, какая она несчастная. Психотерапевт поясняет, что это из-за «культового воспитания», которое привело к изменениям в системе мышления и сформировало зависимость от оценки окружающих. И по окончании сеанса выносит вердикт: «Так, мол, и так, это у нее эксцентричное расстройство личности. А песенки она свои бездарные сочиняет, чтобы решить внутренний конфликт между инфантильностью и зрелостью». О как!
Вообще, конфликт между инфантильностью и зрелостью – это как раз то, что происходит, когда телевизионная культура пытается влиться в интернет-культуру, и наоборот. Та же Бойка когда-то снискала успех у подростков в «ТикТоке» благодаря шлягерам «Эмэмдэнс», «Мама не в курсе», «Пикачу».
Потом ей, видимо, надоело быть кумиром школьников, и она, радикально сменив имидж, а заодно и репертуар на народно-патриотический («Березы», «Богатырская»), подалась на ТВ, засветившись в ряде шоу на Первом, НТВ и ТНТ. Одним из результатов этого резкого поворота, собственно, и стал тот громкий скандал, спровоцировавший гонения на квадроберов: слишком уж резкий переход от инфантильности к зрелости получился как для самой Бойки, так и для ее поклонников.
Ну а матерящиеся на потеху публике Пушной и Харламов (для понимания – одна из его веб-программ носит заголовок «Ошуительное хоу») – это показательные примеры того, как стареющие представители теряющей позиции телевизионной культуры натужно пытаются молодиться. Но получается очередная вариация мема со Стивом Бушеми (How do you do fellow kids?). То есть весьма нелепо.
С другой стороны, такой подход – когда ТВ-профессионалы приходят в интернет и принимаются творить примерно то же самое, но с упором на агрессивный эпатаж – вполне работает. Судя по количеству просмотров, по крайней мере.
В RuTube все гораздо приличнее и при этом существенно разнообразнее, чем в «Одноклассниках». Присутствует четкое разделение контента по целевым аудиториям: для мужчин – про рыбалку и спорт (бои без правил, армрестлинг), для женщин – про готовку, конструирование нарядов и тайны звезд, для всей семьи – что-нибудь просветительское, научно-популярное, а то и несущее социальную нагрузку.
К последней категории относится проект «Маленькие герои», посвященный детям, которые либо подвиг какой совершили (спасли кого-то от неминуемой гибели, допустим), либо просто молодцы. Экоактивизмом занимаются, больных зверушек выхаживают, бионические протезы мастерят.
Ведущая Лилия Абрамова с ними знакомится, ретранслирует их истории и за то, что они такие умнички, дарит им подарок. Что-нибудь, о чем ребенок всегда мечтал. Но не слишком дорогое или сложное: полет на вертолете, микроскоп, билеты на хоккей. Такой вот у проекта нехитрый, но правильный посыл: спешите, дети, творить добро, и воздастся вам. Очень мило!
Другая познавательная передача – «Наука для всех», в которой ученый-физик Алексей Федоров и его соведущий (во 2-м сезоне Роман Каграманов) делают эту самую физику понятнее. Для чего приглашается еще один ученый, светоч в своей узкой области, который должен растолковать сложную тему отдельно взятому человеку, от научных дисциплин максимально далекому (как правило, это успешный блогер).
Синхротроны, лазеры, влияние климатических изменений на эволюцию человека и все в таком роде. Гость эту тему должен законспектировать, усвоить и сделать доклад. Как результат – имеем одного слегка поумневшего блогера. Социальная нагрузка – налицо.
Еще одно презанятное упражнение для ума – игровое шоу «Дар убеждения». Это что-то среднее между «Кто хочет стать миллионером?» и «Мафией». В студию приходит звездный гость, ведущий Виктор Васильев задает ему вопрос, на который есть 4 варианта ответа.
Эти варианты озвучивают с подробными обоснованиями еще 4 участника (более-менее рядовые граждане). Их задача – убедить звездного гостя в том, что именно их вариант верный. Тот же, в свою очередь, должен определить, кто из них лжет, а кто говорит правду. Таким образом, подразумевается, что ключ к победе – не эрудиция, а умение разбираться в людях и безошибочно распознавать, когда тебя вводят в заблуждение.
Тем не менее, несмотря на по-настоящему широкий выбор и вполне удовлетворительное качество, просмотры оригинальных шоу RuTube не исчисляются миллионами, в лучшем случае – сотнями тысяч. Главная причина, возможно, в самой платформе, не пользующейся большой любовью и популярностью. У нее нет ни базы лояльных пользователей, ни четкого позиционирования, но что-то отдаленно похожее на стратегию как будто проглядывается.
Именно RuTube словно пытается стать альтернативой обычному телевидению: здесь и официальные прямые эфиры федеральных каналов в отдельной вкладке, и архивы выпусков телепрограмм, и новости, и собственные оригинальные шоу, которые вполне могли бы занять уютное место в сетках каналов второго-третьего эшелонов.
Другое дело, что, согласно статистике, а точнее – совместному исследованию центра «Платформа» и НМГ, россияне в подавляющем большинстве (92%) все еще предпочитают потреблять телеконтент именно через телевизор. Даже в возрастной группе от 18 до 24 лет таких 82%. Тогда как на онлайн-платформах ТВ-шоу смотрят лишь 30% граждан. Следовательно, о том, чтобы интернет мог составить телевидению конкуренцию в этой области, речи пока не идет. Речь скорее идет о том, что интернет вовсе не вытесняет и не заменяет собой телевидение, как все еще принято думать, а в определенном смысле сам становится телевидением.
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…
Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…
Спустя год после трагического инцидента со своим молодым человеком поп-звезда Скай Райли пытается вернуться к музыкальному творчеству. Певица меняет имидж,…