Англичанин Нил (Тим Рот), его сестра Элис (Шарлотта Генсбур) и двое ее детей отправляются на отдых в Акапулько. Солнце, море, белый песок – все по классике. Однажды в эту идиллию нервной трелью врывается телефонный звонок. Сестра берет трубку и узнает, что мать при смерти. Семейство спешно собирается и выезжает в аэропорт. Но вот незадача – Нил забыл в отеле паспорт. Остальные вынуждены лететь без него. Вскоре выясняется, что никакого паспорта Нил не забывал. Просто решил воздвигнуть между собой и трагедией стену – высокую, до бирюзового мексиканского неба.
Драма Мишеля Франко «Закат», которая 5 мая вышла на сервисе Premier, начинается с контрастов. Блаженные крики чаек за кадром мигом создают расслабленное отпускное настроение. В кадре же задыхаются рыбы, безжалостно выдернутые из привычной среды обитания, и печальный Тим Рот отрешенно таращится в пустоту. После того как Нил с Элис расстаются, мужчина гуляет по Акапулько, торчит в пляжном ресторанчике, хлещет пиво и знакомится с симпатичной мексиканкой. Проводит с ней ночь. Затем – еще одну. И еще. Сестра донимает звонками. Поначалу он вроде пытается ее утешить. Но вскоре перестает обращать внимание на поток голосовых сообщений.
Проще всего сказать, что этот Нил – тот еще гад и невоспитанный тип. Слыханное ли дело – бросить близкого человека в трудную минуту. И вдобавок как ни в чем ни бывало закрутить необязательный курортный романчик. Но режиссер Франко, постоянный гость ведущих европейских фестивалей, неоднократный призер Канн и Венеции, деликатно советует воздержаться от поспешных суждений. Поэтому и за Нилом он часто наблюдает издалека, на общих планах, словно в ожидании: какой еще фортель тот выкинет? Какой ложью парирует очередную истерику Элис? И самое главное, зачем ему все это надо?
Смотреть этот фильм – все равно что любоваться тем, как морские волны ласкают берег тихим летним вечером. Казалось бы, ничего особенного не происходит. Нил вновь и вновь совершает одни и те же действия, быстро превращающиеся в рутину. И это погружает в подобие умиротворения – даже при драматичной завязке. Но чуть подует ветер, и былого спокойствия уже нет и в помине. Холодает. Сгущаются тучи. Там и до шторма рукой подать. На палящем солнце, один и тот же кадр с которым повторяется здесь несколько раз, возникают мрачные пятна. А в жизни Нила открываются новые, отнюдь не умиротворяющие детали, что заставляет резко менять свои взгляды на происходящее.
«Закат» идет менее полутора часов. За это время герой Тима Рота успевает превратиться из откровенного мерзавца в зазнавшегося баловня судьбы, затем – в проклятого страдальца и, наконец, просто в человека, бредущего в никуда по тесным улочкам в окружении жизнерадостных подвыпивших мексиканцев, которым нет до него ни малейшего дела. Как, возможно, и кому-либо другому в целом мире: ведь мы рождаемся, живем и умираем в одиночестве. Всегда грустно, когда мечты о долгой счастливой жизни сталкиваются с беспощадным фактом короткой печальной смерти. Но если отчаянный побег от реальности способен хоть на мгновение даровать утешение – почему бы его не совершить?
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…