Кино

«Громовержцы*»: Соевому зрителю – соевые «Мстители»

Злобная мутная тетка, глава не менее злобной и не менее мутной конторы, а также начальница ЦРУ по совместительству, заманивает нескольких своих подрядчиков в секретный бункер, чтобы от них по-тихому избавиться. Ничего личного, просто внезапно проверка нагрянула, и нужно замести следы противозаконной деятельности. Подрядчики, однако, из подстроенной западни умудряются выбраться, пускай и не без потерь в лице камео Ольги Куриленко. А еще в том же бункере обнаруживается какой-то парень, похожий одновременно на Антона Шагина и Тома Холланда, с провалами в памяти и, как далее выяснится, с могучими суперспособностями.

Про новых «Громовержцев*» (признаны «Новыми Мстителями») в западной прессе сложился консенсус, что, мол, вот оно. Наконец-то. Нормальное кино от Marvel. Не такое, как все те, которые в последние несколько лет выходили и неизменно разочаровывали, а другое совсем. Бодрое, веселое, но при этом как бы со смыслом. Прямо как в старые добрые. И вроде бы коммерческие показатели тоже оптимизм внушают: на второй уик-энд касса просела всего-то на 55%, а не на 78%, как у «Капитана Марвел 2» в свое время. Впрочем, общих сборов пока все равно маловато, чтобы хотя бы бюджет отбить. Ну да ладно. Зато и зрители как будто бы довольны. Не визжат от восторга неистово, но как минимум повально не плюются, уже прогресс.

Правда ли «Громовержцы*» так хороши, как о них говорят? Конечно же, нет. Лучше, чем упомянутая «Капитан Марвел 2» (так себе достижение), но вообще – плюс-минус такой же филлерный проходняк, как и все остальное, что выходило после «Мстителей: Финал». Откуда же взялся шквал профессиональных панегириков и положительных отзывов от рядовых зрителей? Вероятно, из стремления выдать желаемое за действительное, которое иногда возникает как ответная реакция на несоответствие действительного желаемому, вызывающее состояние фрустрации. Такой способ борьбы с жестокой реальностью. Не самый, между прочим, плохой. По крайней мере, безвредный относительно.

В этой жестокой реальности пик популярности крупнобюджетных кинокомиксов, пришедшийся на вторую половину прошлого десятилетия, безвозвратно ушел. Фильмы про то, как атлетически сложенные красивые люди в разноцветных нарядах, облегающих их рельефную мускулатуру, друг дружку мутузят на фоне дорогих спецэффектов, больше не срубают гарантированно по миллиарду долларов несколько раз в год. По множеству причин. А корпорации, на которых держится американская киноиндустрия, никуда не делись. И пока никак не могут придумать, на чем же теперь гарантированно срубать по миллиарду долларов несколько раз в год. Никуда не делись и профильные медиа, обслуживающие киноиндустрию и, соответственно, указанные корпорации. Ну и широкая аудитория, прикормленная и выдрессированная корпорациями и профильными медиа, тоже не делась никуда.

И вот прикормленной и выдрессированной широкой аудитории, пребывающей во фрустрации, вместо тех «Мстителей», которых она когда-то возлюбила, скармливают суррогат. В составе – ингредиенты, идентичные натуральным. Все вроде бы почти то же самое, включая название. Только вместо Наташи Романовой – ее эрзац. И вместо Капитана Америки – эрзац. Даже два эрзаца, причем один из них еще и ходячий устаревший стереотип о русских, заодно отвечающий за юмор. Плюс кореш Капитана Америки. Плюс какая-то девица, умеющая исчезать и использующая эту свою суперсилу по максимуму: вы даже не заметите, что она есть в фильме. Плюс парень, похожий на Антона Шагина, совмещающий позиции эрзац-злодея (на полставки) и эрзац-Халка.

Понятно, что эти персонажи второго-третьего планов, зачем-то выдвинутые на первый план, не способны излучать такую же неимоверную крутизну, какую десять лет назад излучали одним своим видом Тони Старк, Тор, Наташа Романова и Стив Роджерс. Они способны исключительно ныть о том, какие они бедные-несчастные и глубоко травмированные. Чем, собственно, и занимаются на протяжении существенной части двухчасового хронометража. Это, с одной стороны, жалко и ущербно. Потому что какие же они тогда супергерои, если постоянно ноют. Но с другой стороны, это удачно резонирует с упадническими настроениями, царящими среди определенной части общества. Той части, представители которой любят ныть о том, какие они бедные-несчастные и глубоко травмированные.

Им-то «Громовержцы*» точно должны зайти как к себе в горизонтальный сейф-спейс. Так здесь все этично, по-осознанному устроено. Такие все милые эмпатичные котики, даром что на первый взгляд колючие ворчуны. Проблемы решают путем обсуждения (без всякого осуждения) словами через рот. И злодея, который никакой не злодей, разумеется, а тоже бедный-несчастный и глубоко травмированный, побеждают психотерапией и обнимашками. Ну не милота? Милота. Обезжиренная, на соевом молоке. И что-то особо никто не жалуется, что раньше в марвеловских кинокомиксах за те же деньги были гораздо красочнее и нажористее побоища.

Классика капитализма актуальной формации: если хотите впарить продукт заведомо низшего качества по той же цене, чтобы потребитель еще и спасибо сказал, просто объявите, что в производстве отныне используется не более дешевое, а более экологичное сырье, и не ради экономии на затратах, а ради соответствия прогрессивным стандартам и во имя социальной справедливости. Как видим, это работает. Потребитель, похоже, либо впрямь уверовал, что «Новые Мстители» не унылее старых, а этичнее, либо, убедившись, что бывает и сильно хуже, смирился и рад предлагаемому суррогату.

Есть, однако, в «Громовержцах*» и чуть менее очевидная, но все же достаточно четко проговариваемая вторая мораль. Которая остроумно дополняет основную, заключающуюся в том, что любой злодей в глубине души – всего лишь глубоко травмированный человек, нуждающийся в терапии и обнимашках. Дополняет и вместе с тем опровергает, наглядно демонстрируя, что героями или злодеями люди нередко становятся по воле изворотливых, лишенных принципов и нравственных ориентиров политиков, аффилированных с влиятельными коммерческими структурами. Обманываться, тем не менее, не стоит: притворное самообличение – не что иное, как еще один прием, к которому прибегает капитализм актуальной формации для достижения сугубо корыстных целей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Театре наций шведскую пьесу «Фрекен Жюли» поставил режиссер из ЮАР

В Театре наций спектакль впервые поставил режиссер из ЮАР. На родине Джеймс Нобо руководит сразу тремя театрами, а его работы…

15 часов назад

Страсти по Ремарку в «Модерне»

Когда у новой премьеры «Модерна» еще не было названия, но уже была первая фотография, даже беглый взгляд на нее обещал…

15 часов назад

Сергей Безруков вновь перевоплотился во Владимира Высоцкого

Сергей Безруков присоединился к команде проекта «Высоцкий. Высота». Это уникальное музыкально-цифровое шоу на стыке искусства и технологий, посвященное легендарному артисту,…

16 часов назад

«Дружба» с Полом Раддом: Злободневная драмеди о токсичном бромансе

У невротичного маркетолога Крэйга (Тим Робинсон) не особенно примечательная и скорее невеселая жизнь. На работе он не чувствует себя своим…

19 часов назад

Полезай в робота, Нео: Фильмы, отдающие дань культовым аниме

Если вам кажется, что только аниме отсылает к кинематографу, – что, разумеется, происходит в промышленных масштабах, – а случаев обратного…

2 дня назад

«Легенды наших предков» теперь можно не только увидеть, но и прочитать

Бум новеллизаций в нашей стране продолжается: в ближайшее время свет увидит книга по мотивам семейного фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших…

2 дня назад