Кино – вещь универсальная. В зависимости от идеи фильмы можно снимать как с минимальным бюджетом, так и с многомиллионными вложениями. И порой крупная сумма может уйти не только на гонорары режиссерам и актерам, но и на съемки одного-единственного эпизода. «КиноРепортер» рассказывает о самых дорогих сценах в истории кино, в которых нашлось место военным баталиям, безумным погоням и пустым улицам некогда живого мегаполиса.
Легендарный пеплум Уильяма Уайлера, удостоенный рекордных 11 «Оскаров» и до сих пор поражающий масштабами производства. К съемкам эпической картины команда готовилась 5 лет, за это время подготовив 300 декораций, девять звуковых павильонов и тысячи статистов. Более того, на итальянской студии Cinecitta создатели воздвигли крупнейшую на тот момент площадку. Строительная бригада из 750 рабочих, в свою очередь, построила гигантскую арену, предназначенную для того, чтобы запечатлеть гонку между Иудой Бен-Гуром (Чарлтон Хестон) и Мессалой (Стивен Бойд).
Сцену снимали в течение 10 недель, она обошлась Metro-Goldwyn-Mayer в $4 млн. По современному курсу это $44 млн, то есть студия отдала около $4,8 млн за каждую минуту отснятого материала. Однако MGM хотела именно этого – привлечь зрителей в кинотеатры беспрецедентным на тот момент подходом. И это сработало. По сей день «Бен-Гур» остается одним из самых кассовых фильмов всех времен (при бюджете $15 млн лента заработала в прокате $164 млн). Разумеется, с поправкой на инфляцию.
В 1967 году Сергей Бондарчук выпустил эпичное полотно «Война и мир», поразившее размахом и новаторскими решениями не только советских зрителей, но и всю мировую аудиторию. Картина считается одной из самых дорогостоящих в истории кинематографа. Бюджет «Войны и мира» оценивается в $100 млн (так утверждается в материале The New York Times от 19 января 1968 года), что сегодня эквивалентно $700-800 млн.
Ключевой сценой оказалось Бородинское сражение, при воссоздании которого Бондарчуку пришлось положиться на практические методы. Получившийся эпизод битвы длится час и включает в себя обилие пиротехники (23 тонны взрывчатки, 40 тысяч литров керосина, 1500 снарядов и так далее), реквизита, костюмов и массовки (около 15 тысяч экранных солдат). Конкретную сумму, выделенную на съемки, никогда не называли, но эксперты подсчитали, что эти 60 минут в перерасчете обошлись авторам в $100 млн.
Если вы вдруг не знали, то у культового боевика «Скорость» (1994) спустя несколько лет вышло продолжение. Оно получилось, по меньшей мере, разочаровывающим. Во-первых, в сиквеле не появился герой Киану Ривза. А во-вторых, автобус со взрывчаткой сменили на круизный лайнер. Но в историю продолжение все же вошло благодаря сцене, где корабль несется в сторону пляжа и после врезается в городок на острове Сен-Мартен. На тот момент компьютерные эффекты стоили чрезвычайно дорого. Как отметил художник-постановщик Джозеф Немек III, если бы они снимали все с CGI, то это обошлось бы им в $500 млн.
Именно поэтому специалист обратился к практическим эффектам – он руководил строительством 300-тонной копии корабля, маневрирующей по 305-метровой колее, уходящей на 18 метров в глубину океана. Воссоздали лайнер не полностью, а только две его трети, в то время как оставшуюся часть все же доделали в цифровом формате (за графику отвечала Industrial Light and Magic Джорджа Лукаса). Пятиминутная сцена обошлась в $25 млн, что, в свою очередь, почти соответствовало всему бюджету предшественника ($30 млн).
Военная драма Стивена Спилберга начинается со сцены высадки американских солдат в Нормандии, которая проходила в рамках крупнейшей десантной операции в истории. В качестве «точки входа» режиссер выбрал прибытие войск на «Омаха-Бич»: зрители на протяжении 25 минут наблюдают за тем, как капитан Миллер (Том Хэнкс) и его сослуживцы пытаются буквально выбраться из ада, двигаясь перебежками по пропитанному кровью песку и уклоняясь от взрывов и пуль.
Спилберг снимал высадку в течение четырех недель на восточном побережье Ирландии и привлек для участия в масштабном эпизоде около 750 человек. Как позже признался постановщик, многие кадры получились ненамеренно, даже случайно. Однако подобные творческие сюрпризы пошли сцене только на пользу, поскольку режиссер и сам стремился к хаотичности и непредсказуемости действия. Съемка сцены обошлась авторам в $12 млн.
Дэвид Эймс (Том Круз) едет на винтажном Ferrrari по нью-йоркским улицам и добирается до Таймс-сквер. Однако привычной для этой локации суеты герой не находит. И правда – Таймс-сквер, которую ежедневно посещают около 300-400 тысяч человек, оказывается совершенно безлюдной. Причем компьютерная графика здесь ни при чем.
Вместо этого режиссер Кэмерон Кроу заключил договор с властями Нью-Йорка о перекрытии территории с 5 до 8 утра в воскресенье, 12 ноября 2000 года. По словам режиссера, они с оператором и Крузом провели несколько репетиций, прежде чем взяться за съемки атмосферной сцены. Результатом оказался впечатляющий эпизод с не менее впечатляющим бюджетом – более $1 млн за 30 секунд отснятого материала.
Успех оригинальной «Матрицы» способствовал не только дальнейшему развитию франшизы, но и логичному увеличению вложенных денег. Если бюджет первой картины составлял $63 млн, то на вторую часть Warner Bros. уже выделила, по разным данным, от $127 до 150 млн. Но даже несмотря на такой карт-бланш, Вачовски использовали деньги с умом, комбинируя графику и реальные кадры. Для съемок знаменитой сцены погони создатели построили на заброшенной военно-морской базе в Калифорнии автостраду протяжностью 2,5 км.
Итог – 20 минут умопомрачительного аттракциона, который вошел в историю как одна из самых запоминающихся сцен в истории кино. Только вот ее полную стоимость создатели не раскрыли. Известно лишь, что строительство фейковой автострады обошлось в $2,5 млн. Добавим к этому обучение специалистов, работу с каскадерами, множество транспортных средств и, конечно же, CGI. И выходит, что немалая часть 150-миллионного бюджета ушла только на съемки одной этой сцены.
Нью-Йорк – возможно, самый разрушаемый город на киноэкранах. Для съемок «Я – легенда» понадобилась его постапокалиптическая версия, чтобы герой Уилла Смита вместе с аудиторией по-настоящему ощутили отчаяние одиночества. Правда, в отличие от «Ванильного неба», где аналогично показали пустующие улицы Нью-Йорка, в фантастическом боевике самой дорогой сценой оказалось разрушение Бруклинского моста.
Для того чтобы запечатлеть удар ракеты, использовалась графика, но и без нее авторы снимали эвакуацию людей в течение шести ночей: более 1000 статистов, 14 различных правительственных агентств, обширная осветительная установка и команда из 250 человек. В результате непродолжительный эпизод обошелся студии в $5 млн.
Куда бы ни пошел Джеймс Бонд, за ним всюду тянется след из хаоса и разрушений. Особенно в тех случаях, где задействованы любимые агентом 007 дорогие автомобили. Своей разрушительной по стоимости кульминации серия фильмов достигла с выходом «Спектра», бюджет которого составил от $245 до 300 млн. И немалая часть этих средств ушла на сцену с погоней в Риме.
Точнее, на уничтожение Aston Martin DB10, модели, разработанной специально для фильма. Из десяти созданных машин семь ушли в утиль: как позже пошутил главный координатор трюков Гэри Пауэлл, Рим стоил съемочной группе «миллионы фунтов стерлингов». Точная сумма составила $32 млн.
В первой части «королевского» материала, посвященного артистам, прослывшим великими хоррор-энтузиастами, мы уже вспомнили старшее поколение легенд жанра. Полный вперед! Ведь…
18 июня частный аукционный дом Julien’s Auctions представит для продажи более 450 лотов из собственного архива Дэвида Линча, включая личные…
В прокат выходит ромком с прямолинейным названием «Джейн Остин испортила мне жизнь» – фестивальная картина (ее премьера состоялась в Торонто),…
Нэчжа и Ао Бин утратили свои телесные оболочки вследствие удара по ним молнией, но Тайи Чжэньчжэнь уже делает им новые…
После анонса второстепенного каста HBO наконец-то объявил имена исполнителей главных ролей в сериале по «Гарри Поттеру». Троица получилась следующей: Доминик…
2 июня в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоится закрытие фестиваля Российской национальной театральной премии «Золотая маска».…