Элитный снайпер Ливай (Майлз Теллер) четыре года назад вышел в отставку, но профессиональных навыков не растерял. Поэтому загадочная мадам с модной прической (Сигурни Уивер), явно из высокопоставленных кругов, без задней мысли поручает мужчине архиважный квест. Ему нужно сидеть в наблюдательном пункте близ ущелья, где клубится подозрительный дым, и следить, чтобы никто оттуда на волю не вырвался. Ливай располагается там с относительными удобствами, стишки пописывает да самогончик потягивает. А на противоположной стороне ущелья в аналогичном пункте несет службу Драса (Аня Тейлор-Джой), которая однажды решает выйти с Ливаем на связь. Хотя любые контакты между снайперами строжайше запрещены.
Что получится, если скрестить боевик категории Б, где непременно должны фигурировать честные вояки и подлые корпорации, с мелодрамой о влюбленных сердцах, что тянутся друг к другу, не ведая преград? Получится фильм «Ущелье», ставший крупнейшей премьерой в истории Apple TV+ («Одинокие волки» с Питтом и Клуни жалобно взвыли). А все благодаря идеальному таймингу: релиз состоялся 14 февраля, на радость парочкам, которые подыскивали что-то романтичное, но не слишком затертое, для вечернего киносеанса. Этому запросу «Ущелье» отвечает на все сто – как универсальная картина для нее и для него, где и нежные признания льются, и выстрелы грохочут, а дуэт Теллера и Тейлор-Джой с огоньком разыгрывает лав-стори в экстремальных условиях.
Причем чем меньше вы об этих условиях знаете – тем лучше для вас. Даже трейлер не включайте, при всей его деликатности. К просмотру следует приступать с тех же позиций, с каких бравые снайперы подошли к выполнению таинственной миссии. Какие-то работодатели велели стеречь какую-то дырку в земле, чтобы чего-нибудь эдакого не приключилось, – приблизительно так звучит описание квеста. Натурально поди туда, не знаю куда. Связи с внешним миром нет, других людей в округе не наблюдается, в какой стране эта округа расположена – тоже секрет. Чего удивляться, что предшественник Ливая распускает инфернальные слухи: в ущелье, дескать, вход в преисподнюю кроется, а им поручено адские врата охранять. Забавно, что это предположение оказывается любопытнее разгадки, которую сценарист Зак Дин («Война будущего») и режиссер Скотт Дерриксон («Синистер», «Черный телефон») не стали приберегать для финала, а выдали в середине.
Там все более-менее предсказуемо, в лучших (худших?) традициях упомянутых боевиков сомнительной свежести. Так что и с сюжетной, и с романтической точки зрения «Ущелье» предпочтительнее выглядит в первый час: это практически немое кино, где герои общаются посредством надписей на табличках, а из расщелины лезут несусветные твари. Чье происхождение пока неясно. Есть лишь угроза и цель: немедленно обезвредить. В памяти всплывает, в частности, недурной экшен «Атлантида» с Рэем Стивенсоном, где пара смотрителей маяка защищала остров от подводной нечисти. Но те мужики друг друга не переваривали, а здесь пронзительные взгляды Майлза с Аней такие искры высекают, что впору вешать знак «огнеопасно». На протяжении второго часа «Ущелья» эта связь крепнет, а фильм, раскрывая карты по части задумки, одновременно на максимум выкручивает зрелищность, превращаясь в бронебойный survival-аттракцион под отменную как обычно музыку Аттикуса Росса и Трента Резнора.
В эти моменты «Ущелье» куда ярче и отчетливее воскрешает видеоигровые вайбы, чем недавний сериал «Секретный уровень», играми напрямую, казалось бы, порожденный. В числе источников вдохновения Дерриксон упоминал Until Dawn и Silent Hill, а еще острее чувствуется влияние Elden Ring – когда Ливай с Драсой старательно отбиваются от пауков с черепушками и кого-то вроде зомби-леших. Местная фауна предлагает довольно ограниченный ассортимент монстров, но те, что есть, вышли на славу. Заметно, что лором занимались не просто неравнодушные энтузиасты, а неравнодушные энтузиасты с солидными производственными мощностями, позволяющими воплотить замысел так, чтоб это не казалось дешевым трэшем. Положим, трэшем «Ущелье» все равно временами попахивает. Но трэшем безобидным и даже благим.
Сама концепция двух наблюдательных пунктов по обе стороны ущелья очевидная, но красивая метафора политического раскола мира на противоборствующие блоки, условно западный и условно восточный, привыкшие конфликтовать. Фильм Дерриксона же к обратному призывает: не только жить дружно, но и прилагать совместные усилия для эффективной борьбы с общим врагом. Которым может быть, скажем, международный терроризм, или экономический кризис, или пандемия COVID-19. Или, как в нашем случае, древовидные мутанты. Ливай и Драса всю дорогу прикрывают друг друга, а под конец вместе бросают вызов негодяйской системе, желавшей защитить с их помощью свои грязные тайны. Вот примерно так и нужно действовать в непонятных ситуациях – прислушиваться к тому, что сердечко нашептывает, и сражаться за все хорошее против всего плохого с близким человеком на пару. Не доверяя зловредным корпорациям и загадочным теткам с модной прической.
Несмотря на то, что Брюс Ли лишь недолго пребывал в статусе звезды фильмов о кунг-фу, он оказал огромное влияние на…
Сдается, что Юра Борисов – новое «наше все» российского кинематографа. Еще до его фееричного успеха с «Анорой», роль в которой…
8 и 9 марта в МХТ имени Чехова пройдет премьера новой постановки Аллы Сигаловой. Спектакль «8 разгневанных женщин» основан на…
4 и 5 марта на Основной сцене Театра имени Вахтангова пройдет премьера спектакля «Идиот». За инсценировку отвечал Владислав Наставшев, в…
«Бассейн» Писатель загорает на вилле в Сен-Тропе с дамой сердца, как вдруг в их отпуск врываются гости – ее бывший…
1961 год на дворе. Кудрявый 20-летний молодчик автостопом едет в Нью-Йорк. Бродит по улицам с грязным рюкзаком за плечами и…