25 ноября 2021 года состоялся цифровой релиз монументального документального мини-сериала The Beatles: Get Back. Режиссер Питер Джексон почти на 8 часов погрузил нас в историю создания Let It Be, финального альбома легендарной группы, причем историю абсолютно правдивую. В отличие от аналогичной документальной ленты 1970 года, которую нещадно критиковали за необъективность.
Что ж, как в реальности обстояли дела битлов на закате 1960-х, мы, наконец, узнали. А как они могли бы обстоять, если дать волю фантазии и превратить Пола МакКартни, Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра в героев художественного фильма? Многие постановщики попробовали провернуть подобный фокус, но далеко не у всех эта шалость удалась. В нашей подборке – 7 удачных примеров того, как жизнь и творчество The Beatles переосмыслялись в классических и современных игровых картинах.
Пол, Джон, Джордж и Ринго в роли самих себя улепетывают от орды восторженных фанаток The Beatles и запрыгивают в поезд, который мчит их в Лондон. Там парням предстоит выступить на телешоу и встретиться с очередной армией оголтелых поклонниц, готовых душу продать за один-единственный волосок с их тщательно причесанных голов.
Мокьюментари Ричарда Лестера окатывает зрителя волной абсурда уже с первых минут, когда в одно купе с битлами попадает странный старик. На резонный вопрос, кем является их почтенный попутчик, МакКартни отвечает: это его дед. Другие участники группы сомневаются в достоверности этой информации, но отделаться от навязчивого спутника им не суждено – тот повсюду ходит за ними по пятам и вовлекает в массу комичных ситуаций.
«Вечер трудного дня» снимали за сущие копейки как промо-материал к третьему альбому The Beatles (A Hard Day’s Night). А он взял да и зажил собственной жизнью, причем превратился в произведение не менее культовое, чем сама пластинка. По сути, это уникальный слепок того периода, когда битлы уже стали объектом всеобщего преклонения, но еще не погрязли в междоусобных распрях и тягостных мыслях о неминуемом распаде группы. Поэтому здесь они напоминают не ослепительных рок-звезд, а школьников-хулиганов, сбежавших с уроков ради улетной каверзы. Такими их многие полюбили. И такими их хочется помнить.
Все мы знаем и нежно любим Роберта Земекиса за «Роман с камнем», «Назад в будущее», «Кто подставил кролика Роджера», «Форреста Гампа» и прочие проверенные временем шедевры. Однако в режиссуре он дебютировал с другим, незаслуженно забытым, но все равно прелестным фильмом. «Я хочу держать тебя за руку» (название вдохновлено хитом The Beatles) рассказывает не о самой ливерпульской четверке, а о битломании – помешательстве планетарного масштаба, которое к середине 1960-х захлестнуло и США.
В феврале 1964 года битлы собрались выступить на «Шоу Эда Салливана» в Нью-Йорке. И три девчонки из Нью-Джерси решили, что обязаны попасть на этот концерт. По разным, заметим, причинам. Кто-то мечтает нащелкать эксклюзивных кадров. Кто-то – признаться в любви Полу МакКартни. Кто-то – просто приятно провести время. Эти вполне понятные желания впутывают их в пучину потешных происшествий и забавных гэгов, хотя сами музыканты появляются на экране только в финале – на несколько незабываемых секунд.
Еще один режиссерский дебют – на сей раз Иэна Софтли, который позднее снимет знаменитую фантастическую драму «Планета Ка-Пэкс» и изобретательный хоррор «Ключ от всех дверей». Стивен Дорфф, всю жизнь мелькавший в непритязательных триллерах и боевиках, сыграл Стюарта Сатклиффа, «пятого битла», друга и духовного побратима Джона Леннона.
Сатклифф лабал на басу в 1960–1961 годах вместе с Ленноном, МакКартни и Харрисоном, но до Ринго Старра – за ударной установкой сидел Пит Бест. Леннона, кстати, играет британский артист Йэн Харт (и вновь дебют): 7 лет спустя он отправится в Хогвартс и нахлобучит тюрбан б-б-бедного, з-з-з-аикающегося профессора Квиррелла.
Судьба Сатклиффа была весьма трагична. Он больше увлекался живописью, чем рок-н-роллом, и после расставания с The Beatles переехал в Гамбург, где поступил в колледж искусств. Правда, добиться значительных успехов в художественной сфере Стю не довелось. В 1962-м жизнь 21-летнего парня оборвалась из-за внезапного кровоизлияния в мозг. Обо всем этом фильм Софтли и рассказывает в панибратской, разудалой манере – будто подвыпивший приятель в пабе травит тебе занятную байку. А что в ней истина, что выдумка – не так, в сущности, и важно.
8 декабря 1980 года возле элитного жилого комплекса «Дакота» в Нью-Йорке больной ублюдок Марк Дэвид Чэпмен выпустил в спину Джона Леннона 5 пуль и лишил нас одного из величайших гениев в истории рок-музыки. Чэпмену поставили диагноз «параноидальная шизофрения» и приговорили к пожизненному заключению. А спустя 26 лет после трагедии вышла драма «Глава 27», где убийцу сыграл неузнаваемый Джаред Лето, а роль Леннона исполнил актер по имени… Марк Чэпмен.
27-я глава – это отсутствующие страницы романа Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», от которого фанател первый Чэпмен. Он ассоциировал себя с главным героем, мятежным подростком Холденом Колфилдом, и считал, что убийство всемирно известной звезды поможет ему привлечь к книге дополнительное внимание.
Не сказать, что фильм Дж.П. Шефера (это его первая и последняя режиссерская работа) покоряет высоты невиданного доселе психологизма, но предысторию покушения он излагает вполне дотошно. Лето же утверждал, что роль Чэпмена стала для него сложнейшим вызовом в карьере, и даже по окончании съемок Марк продолжил преследовать его в ночных кошмарах.
Красочный мюзикл Джули Тэймор – исчерпывающее признание в любви творчеству The Beatles. Порой даже кажется, что режиссер недалеко ушла от тех самых одержимых фанаток, от которых музыканты панически сбегали в начале «Вечера трудного дня». Действие фильма происходит в 1960-х, и его концепция навеяна образами из битловских песен с разных альбомов (сами композиции, конечно, тоже звучат, почти три с половиной десятка).
Юный Джуд (Джим Стерджесс) отправляется из Англии в США на поиски отца. Там он знакомится с девушкой Люси (Эван Рэйчел Вуд) и ее братом Максом (Джо Андерсон), переезжает в Нью-Йорк, влюбляется, ходит на антивоенные демонстрации… Словом, в тех или иных вариациях делает все то же, что и сами битлы. Джудом (точнее, Джулом) МакКартни называл старшего сына Леннона Джулиана, в воспитании которого Джон практически не участвовал; ему Пол посвятил шлягер Hey Jude. Люси – героиня знаменитой песни Lucy in the Sky with Diamonds. Макс – студент-маньяк из менее известной Maxwell’s Silver Hammer.
В общем, что ни персонаж – то оммаж. Что ни сцена – то цитата. Тэймор искренне сотворила себе кумиров и воспела им оду на понятном каждому языке, за что ее, безусловно, нельзя осуждать. В финале любовь тоже торжествует – в форме очередного символического жеста. Джуд и Люси после разлуки встречаются на крыше, под облаками. Там, где The Beatles фактически прекратили свое существование: в январе 1969-го они отыграли последний концерт на крыше лондонского здания, в котором располагалась их компания Apple.
Картина Сэм Тейлор-Джонсон концентрируется на личности Джона Леннона (Аарон Тейлор-Джонсон) в относительно ранний период его карьеры и жизни. Еще до The Beatles, но уже с The Quarrymen, образованной в 1956 году группой, на одном из выступлений которой Леннон познакомился с МакКартни. Пол здесь тоже присутствует, а играет его артист с вечно юным лицом Томас Сэнгстер. Вы можете помнить его по «Игре престолов» или по «Ходу королевы», где даже с усами он выглядит максимум на 15.
Впрочем, создателей занимало не столько внешнее сходство вымышленных персонажей с реальными прототипами, сколько подоплека ленноновских творческих порывов. В частности, разлука с бросившей его матерью, после чего Джона взяли на воспитание дядя и тетя. Позднее нерадивая мамаша все же объявилась и сыграла в жизни сына судьбоносную роль, научив его играть на банджо и распахнув перед ним двери в мир музыки. Точно так же, честно и эмоционально, Тейлор-Джонсоны приглашают в мир Леннона тех, кто по каким-то причинам не погрузился в него раньше.
Герой замысловатой фантазии Дэнни Бойла по сценарию Ричарда Кертиса («Реальная любовь», «Рок-волна») – невезучий певец Джек в исполнении Химеша Пателя. Бренчит он себе на гитарке, мурлычет какие-то песенки, но признание широкой публики не снилось ему даже в самых радужных грезах. И вдруг однажды по всей Земле гаснет свет. А когда вспыхивает вновь, человечество забывает о существовании нескольких важнейших культурных явлений (вроде «Гарри Поттера») и более рядовых вещей (вроде сигарет).
Заодно никто не помнит и о том, что некогда была такая группа – The Beatles. А Джек помнит. Поэтому он вновь хватается за любимый инструмент и наяривает Let It Be, Yesterday, I Want To Hold Your Hand… Все битловские хиты, какие на ум приходят. Забавно наблюдать за реакцией людей на старые-новые великие песни, в которых поначалу никто не замечает чего-то сверхъестественного. Но после того, как маэстро Эд Ширан обращает на героя внимание и приглашает отправиться вместе с ним в турне, «гениальность» Джека уже не подлежит сомнению.
Иными словами, если бы The Beatles не было, их однозначно стоило бы придумать. Бойл с Кертисом попытались – и убедительно изобразили альтернативную вселенную, где случайный парень из толпы становится звездой мирового масштаба, а Джон Леннон без всякой музыки благополучно доживает до 78 лет и дает ему мудрые отеческие советы. Такой, например: счастье нужно защищать. От всего света. От самих себя. В конце концов, это и есть жизнь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…