Программист из США Хэнк Роджерс фанатеет от игр и хочет сделать на них бизнес. На выставке в Лас-Вегасе он влюбляется в головоломку из СССР. Парень чувствует ее потенциал, но с правами все сложно: изобретатели находятся за железным занавесом. Он покупает лицензию на распространение «Тетриса» в Японии у посредников, но вскоре выясняется, что те темнят. Роджерс понимает: единственная возможность легально издать игру – встретиться с ее создателем Алексеем Пажитновым. А для этого нужно попасть в Москву и получить добро у несговорчивой советской бюрократии.
Активность стриминга Apple TV+ набирает обороты. Только в этом году при его участии выйдут новый фильм Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны», который повезут в Канны, и эпическая драма Ридли Скотта «Наполеон» с Хоакином Фениксом в главной роли. «Тетрис» – не такой масштабный и дорогой, но тоже по-своему амбициозный проект: история невероятных приключений американца в перестроечной России, которые помогли советской игре покорить мир. Однако реальные события здесь трансформировались почти в комиксную, нарочито нереалистичную историю, подобно самой игре «Тетрис». Всерьез воспринимать изображенное в ленте противоборство сверхдержав не получается – да и не нужно.
Несмотря на богатую фактуру и разбросанные по миру локации, «Тетрис» – это бюрократический квест, приключения пиджаков в кабинетах. Вот бойкий Роджерс в офисе игрового гиганта Nintendo в Токио. Вот он летит в Лондон в редакцию к прижимистому медиамагнату Роберту Максвеллу. Вот отправляется в Союз искать загадочное предприятие ЭЛОРГ и его руководителей. Авторы явно решили сэкономить: никаких панорам и пролетов камеры над городами.
Зато в кабинетах кипят такие страсти, что не оторваться. Избавившись от всего лишнего, режиссер Джон С. Бейрд («Грязь») превращает спор о правах и бумажках в поход за золотым руном. Роджерс честно заплатил, чтобы издавать «Тетрис» в Японии, но его обманули. Теперь он должен отправиться в опасное путешествие в далекую страну, где никому нельзя доверять. Вместо поля боя – темные кабинеты, вместо чудовищ – бюрократы и КГБ, вместо оружия – пресловутая американская предприимчивость и справедливые рыночные условия. Краски намеренно сгущены, но такова созданная в фильме мифология.
Как того требует миф, СССР у Бейрда – дикий край. Мрачный, серый, с исключительно брутальной архитектурой и ракетами на Красной площади. Здесь на каждом углу стукачи, симпатичные девушки подосланы КГБ, а партийные функционеры избивают подчиненных прямо в кабинетах. Смотреть на это забавно. Вряд ли Бейрд всерьез хотел шокировать зрителя: просто в хорошей игре, как и в сказке, должны быть проклятые земли и страшный злодей. В «Тетрисе» (а он – та же сказка) это член ЦК из отдела внешней торговли Валентин Трифонов в исполнении Игоря Грабузова. Потрясающего характерного артиста, которому на роду написано играть подонков и скользких типов. В паре с ним – белокурая голубоглазая работница спецслужб (Софья Лебедева), которая искренне верит, что трудится на благо родины.
Но главные герои этой истории – целеустремленный Роджерс (Тэрон Эджертон) и хмурый советский гений Алексей Пажитнов (Никита Ефремов). Эджертон, как и в «Черной птице», пытается пробить своим обаянием тоталитарный режим: только там была тюрьма, а здесь – Советский Союз. Его Роджерс – продажник-авантюрист, которому выпал уникальный шанс, и он готов на все для достижения заветной цели. Пажитнов – полная противоположность американцу: строгий, молчаливый, запуганный. Кому-то игра Ефремова покажется невыразительной, но в мире, где лишние слова и эмоции – роскошь, именно так и должен выглядеть человек, задушенный системой.
При ощутимой экономии средств и предсказуемости некоторых сюжетных линий смотреть «Тетрис» – одно удовольствие. Каким-то образом фильм про беготню по кабинетам превращается в оду увлечениям, которые меняют мир. Наверное, потому, что так и выглядит реальность: взрослые люди с семьями и детьми в свободное от работы время пытаются воплотить мечту в жизнь. Путь тернист – кто-то вечно отстает от богатых конкурентов, а кто-то не может реализовать свой потенциал на родине. Но азарт оказывается сильнее, и увлеченные игрой мальчишки, сами того не замечая, ломают железный занавес. Хочется верить, что и в наше непростое время «Тетрис» найдет дорогу к зрителю.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…