Кино

«Темные очки» Дарио Ардженто: Старомодный триллер о маньяках и собаках

В вечном городе Риме опять что-то неладно. Психопат на белом фургоне повадился жестоко убивать представительниц древнейшей профессии. Однажды его внимание привлекает элитная проститутка Диана (Иления Пасторелли). Маньяк преследует ее на упомянутом фургоне, та пытается улизнуть и попадает в аварию. В результате чего теряет зрение. В машине, с которой столкнулся ее автомобиль, без жертв тоже не обошлось. Мужчина погибает. Женщина впадает в кому. Выживает лишь их 10-летний сын Чин. Он решает пожить у Дианы, а заодно помочь ей адаптироваться к новой реальности. Но покой им только снится, ибо зловещий душегуб не дремлет.

Жанр джалло, визионерских эротических триллеров, именно с Дарио Ардженто ассоциируется в первую очередь. В 1970-х он сделал писком моды вульгарные и кровавые истории о красивых девушках, которых тиранят приставучие маньяки в кожаных перчатках. «Птица с хрустальным оперением», «Кошка о девяти хвостах», «Суспирия» в своей нише стали такой же неоспоримой классикой, что и шедевры Федерико Феллини с Микеланджело Антониони. Со временем, правда, Ардженто подустал, да и чувство вкуса начало ему изменять. После «Дракулы 3D» (2012) он на 10 лет ушел в тень, а теперь вернулся с новым фильмом, который по горячим следам премьеры на Берлинале не отпинал только ленивый. Но так ли плохи «Темные очки», как многие полагают?

Поначалу картина кажется наглядной иллюстрацией известной фразы Жан-Люка Годара, которую тот произнес в ответ на обвинения «Безумного Пьеро» в ультранасилии: «Это не кровь, это просто красное». В «Темных очках» «просто красное» мелькает на каждом шагу – помада, маникюр, детали одежды героини резко выделяются на фоне идеально подстриженных зеленых лужаек, принося в тихий упорядоченный мирок нечто пугающе иррациональное. Олицетворением этой иррациональности и оказывается таинственный убийца, стараниями которого «просто красное» натурально льется ручьями.

То есть Ардженто банально решил тряхнуть стариной и сделать то, что ему удается лучше всего: поведать о красотке в беде. Что ж, артистка Пасторелли – действительно красотка. В облегающих топиках, до неприличия коротких юбчонках и стильных очках выглядит она эффектно. Да и бед на ее долю немало выпадает. Маньяк за углом притаился, мальчишка внимания требует, слепота проклятая досаждает. Хоть и не мешает выполнять профессиональные, так сказать, обязанности. Ну а что, надо же за квартиру чем-то платить. И за «просто красное» вино.

Короче, Диана по мере сил старается поддерживать прежний ритм жизни, точно ничего особенного с ней не произошло. Вот и Ардженто пытается снимать так, как снимал полвека назад, будто не подозревая, что все эти мрачные фигуры в капюшонах, окровавленные трупы в кустах и громкие вопли напуганных барышень безнадежно устарели.

И справедливости ради в подобной наивности нет ничего дурного. Вон Дэвид Кроненберг тоже снял вполне типичный для себя боди-хоррор, «Преступления будущего» называется, и все довольны вроде, никто гнилыми помидорами в маэстро не швыряется. Бедолаге Ардженто же прохода не дают. И актеры у него, видите ли, как на детском утреннике играют. И логика на обе ноги хромает. И действие тянется вяло, будто жвачка, утратившая вкус еще в прошлом столетии.

Аргументы, конечно, железобетонные. Не поспоришь. Отметим к тому же, что персонажи просто нечеловечески глупят – например, спасаясь от маньяка в мрачном лесу, зачем-то орут один громче другого. А лицо самого маньяка по столь же неясным причинам Дарио показывает в середине фильма, еще и смакует его на крупном плане, да инфернальную улыбочку в качестве приправы добавляет. Рассуждая логически, кино из рук вон плохое, и тратить на его просмотр полтора часа жизни – себя не уважать. Лучше в тренажерный зал сходить. Или на рыбалку съездить.

Но давайте не будем слишком суровы к почтенному ветерану, который на старости лет побаловал себя таким вот незамысловатым этюдом. В его представлении явно выглядящим высокохудожественным произведением. Ведь джалло всегда был откровенно бульварным жанром, и ждать от него сюжетных изысков по меньшей мере безрассудно. Да и поставлены «Темные очки» весьма искусно. Тревожно вибрирующая музыка Арно Реботини заставляет с нежностью вспомнить Джона Карпентера, а отдельные эпизоды по градусу безумия многим современным хоррорам фору дадут. Чего стоит хотя бы собачка, решившая полакомиться человечинкой. Или неожиданная, без шуток потрясная сцена нападения на Диану с Чином водяных змей.

В общем, «Очки» лишний раз доказывают, что даже несусветный бред в исполнении неординарного постановщика куда приятнее, чем старательно сделанное кино бесталанного режиссера. Чудачества эксцентричного гения, пусть и ставшего бледной копией себя образца 1970-х, ценятся дороже профессионального, но холодного ремесленничества. Иными словами, лучше посмотреть что-нибудь вроде «Прощай, речь» того же Годара, ничего не понять и призвать на голову автора всевозможные проклятия, чем тратить долгие вечера на складные, адекватные, при этом убийственно скучные драмы, которые в промышленных количествах ежегодно поставляются на ведущие европейские фестивали.

А для фильмов наподобие «Темных очков» в 1950-х даже термин специальный ввели – midnight movies. Полуночное кино, стало быть. Когда сначала по телевизору, а затем и в кинотеатрах, в неудобное для нормальных людей время, крутили всякий эксплотейшн, низкобюджетные ужастики, радикальные жанровые эксперименты. И что бы вы думали: прошли годы, и масса таких лент – «Крот», «Розовые фламинго», «Шоу ужасов Рокки Хоррора» – вполне себе культовыми стали. Поэтому к опусам Дарио Ардженто, даже если ему втемяшится еще через десяток лет выпустить «Темные очки 2 в 3D», снисходительными надо быть. Никто не знает, какая судьба им уготована.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

20 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад