Гаснет свет, стихают голоса, и луч проектора, пронзив тьму зрительного зала, творит на экране настоящую магию… Так начинается встреча с большим кино с момента его рождения больше 120 лет назад. Однако очень скоро волнующий ритуал может кануть в Лету.
«Кинорепортер» разбирается с главной технологической новинкой кинотеатрального проката и выясняет, почему на смену проекторам в коммерческих залах могут прийти плоские панели, а само слово «кинопроекция» рискует стать анахронизмом.
В киноманской тусовке модно рассуждать об особой ауре изображения на большом светоотражающем полотне. И сермяжная правда в этом, безусловно, есть — в конце концов, не все же ходят в кино ради поцелуев на последнем ряду. Однако давайте на время оставим эмоциональные переживания и попробуем разобраться с технической стороной вопроса.
Начиная с братьев Люмьер и до нынешнего момента проекторы безраздельно царили в кинотеатрах по единственной причине — других способов показать зрителям большую красивую картинку попросту не было. Разумеется, из года в год аппаратура прогрессировала, а изображение на экранах становилось четче и реалистичнее. Но все это время прокатчикам приходилось прощать проекционной технике ее врожденные недостатки — например, слабый световой поток, заставляющий поддерживать в зале кромешную темноту или необходимость часто менять дорогие и взрывоопасные лампы.
Отказ от пленки и переход на цифровую проекцию сильно упростил работу с прогрессивными съемочными форматами, однако не секрет, что именно проблемы с недостаточной яркостью проекторов стали одной из главных причин быстрого упадка 3D. Не лучше у ламповой техники обстоит дело и с мощным трендом последнего времени — High Dynamic Range.
Суть формата HDR очень проста. Он требует, чтобы система, показывающая фильм, была способна отображать сцены по-настоящему ярко, при этом сохраняя глубокие тени радикально черными, и очень точно передавать тонкие промежуточные оттенки. То есть настоящая катастрофа и для домашних телевизоров, и для театральных проекторов.
На проблемах ТВ-панелей мы останавливаться не будем, а вот главная беда проекторов заключается в необходимости освещать огромный экран, грубо говоря, одной лампочкой с другого конца зала. Причем в случае HDR делать это так, чтобы сам экран светился как солнце, если наше светило появляется в кадре. Мало того, если режиссер сочтет нужным, то небо вокруг солнца должно оставаться абсолютно черным. Несмотря на то что весь зал, даже если он грамотно декорирован, отражает часть света обратно на экран и засвечивает темные элементы картинки.
Пытаясь найти выход из этого лабиринта, разработчики проекторов начали заменять лампы мощными лазерами, однако ящик Пандоры уже приоткрылся…
***
Первый звонок прозвенел на прошлогоднем CinemaCon, когда Samsung показала в работе 10-метровый светодиодный экран, предназначенный для замены проекторов в коммерческих кинозалах. На самом деле большими LED-панелями сегодня никого не удивишь: они широко используются и в рекламе, и в качестве видеодекораций на концертных площадках. Однако реклама чипсов на крыше — это одно дело, а изысканный шедевр экранного творчества — совсем другое.
Samsung Cinema Screen уникален тем, что и по разрешению (полноценное 4К), и по динамическому диапазону, и по цветопередаче полностью соответствует жестким требованиям DCI — основных мировых стандартов кинопроката. Ко всему прочему, яркость этого гигантского «телевизора» ровно в 10 раз больше стандартных проекционных значений. А значит, с показом контента в HDR у новой системы проблем тоже не предвидится.
Про безупречную четкость мелких деталей, способность работать на высоких кадровых частотах и прочие плюсы светодиодной картинки (не путать с жидкокристаллической!) можно и не упоминать. Стоит ли удивляться, что уже через четыре месяца революционный дисплей стал частью первого в мире беспроекторного кинотеатра — он был установлен в сеульском киноцентре Lotte Cinema World Tower. Затем последовали европейская премьера в Цюрихе и американская — в Лос-Анджелесе.
На данный момент LED-киноэкраны Samsung, получившие фирменное название Onyx, вовсю продолжают мировую экспансию: залы строятся или уже открыты в Гонконге, Таиланде, Индии, Мексике и Китае. А чтобы еще сильнее расширить потенциальный круг заказчиков, была разработана модель с увеличенным 14-метровым экраном. Правда, по масштабу его картинка все равно недотягивает до возможностей самых мощных проекторов, работающих с полотнами шириной до 30 метров, но для основной массы кинозалов это вполне подходящий вариант.
Прочувствовав успехи конкурента, Sony решила не терять времени и на CinemaCon 2018 анонсировала собственный вариант плоскопанельного киноэкрана, каждый пиксель которого также представляет собой миниатюрный трехцветный светодиодный модуль. Система получила название Crystal LED, и совсем недавно тоже получила заветный сертификат DCI.
***
Официально данные о стоимости «телевизора для кинотеатра» не озвучиваются, но в кулуарах называются суммы порядка $500–800 тыс. за систему под ключ, то есть за комплект экрана и многоканальной акустики с монтажом и настройкой. Кстати, установка колонок в беcпроекторном зале — процесс нетривиальный, поскольку разместить фронтальные каналы по старинке за экраном не получится: LED-панели звук не пропускают.
Учитывая, что самые крутые лазерные проекторы стоят порядка $150–300 тыс., развлечение зрителей небывало яркой и контрастной картинкой может заметно увеличить расходы кинопрокатчиков. Особенно если речь идет об уже построенном зале с установленной проекционной системой.
Однако для новых проектов, не отягощенных вложениями в «ламповую» технику, математика будет совсем другая. Во-первых, сэкономить удастся не только на проекторе, но и на экранном полотне, стоимость которого тоже может быть очень серьезной. Во-вторых, не придется примерно каждую тысячу часов менять дорогую лампу. Даже у «вечных» лазерных источников света ресурс в среднем втрое меньше, чем у светодиодов, способных работать до 100 тысяч (!) часов.
К тому же, если у вас нет проектора, вам не нужно оборудовать для него отдельное помещение. А значит, не меняя общей площади зала, в нем можно разместить 3–4 дополнительных ряда кресел, а это уже серьезный плюс к ежедневным доходам.
Наконец, если картинка в зале не тускнеет при включенном освещении, значит, в нем можно не только показывать кино, но и проводить конференции и семинары, причем в сопровождении крайне эффектного визуального ряда.
***
Нетрудно догадаться, что вышеописанные чудеса обрадуют техногиков, однако среди большинства киноманов реакция на появление в мультиплексах «телевизоров» наверняка будет прямо противоположной. Причина проста: после мягкого, не слишком контрастного и далеко не бритвенно-резкого изображения им предлагают яркий, сверкающий, но абсолютно чуждый по визуальной эстетике мир. Многие не глядя скажут: «Я дома от телевизионной картинки устал, то ли дело проекция — в ней чувствуется душа…»
При этом останется за скобками, что у подавляющего большинства дома имеется не слишком дорогой ЖК-телевизор, который к тому же грамотно не настраивал никто и никогда. То есть по-настоящему качественную картинку на плоской панели они даже не видели. Что же касается души, то не будем забывать, что в современных залах давно стоят цифровые проекторы, выдающие картинку, построенную микрозеркальной матрицей. То есть ни о какой пленочной сущности говорить, к сожалению, не приходится.
С другой стороны, за 120 лет неповторимая эстетика проекционной картинки действительно стала частью нашего кинокода. И режиссеры с операторами представляют еще не снятые фильмы именно такими, какими они потом появятся на белом полотне в темном зале…
Так что списывать проекторы в металлолом рано. Как это обычно бывает, новая технология пока требует больших денег и вызывает много споров. Но в том, что она уже стала частью нашего будущего, можно не сомневаться.
Комментарии