Рецензии

«Феллини. 8 ½»: Знакомство с великим режиссером в Театре Вахтангова

В феврале на Новой сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Феллини. 8 ½» в постановке молодого режиссера Лейлы Абу-Аль-Кишек. Двухактная пьеса частично основана на биографии самого Федерико и на сюжете фильма «Восемь с половиной», но не следует за сценарием слово в слово. Наоборот: у постановки есть своя собственная форма, благодаря которой удается, наконец, побывать внутри главного фильма итальянского классика. И проводник в лице Владимира Вдовиченкова, который совместил черты вымышленного героя и переживания реального режиссера.

В центре сюжета – уставший от жизни, кино и самого себя режиссер Гвидо Ансельми. Он хочет снять свой самый главный фильм, но все идет не по плану: на отдыхе в санатории он зачем-то берется за сценарий, затем зовет к себе редактора, затем любовницу, затем жену… Не успевает оглянуться, как его уже окружили хищные репортеры, готовые разорвать за неудачную творческую попытку. Фильм повторяет его жизненные ошибки, правда теряется где-то по дороге между пробами и чужой постелью, а любовь оказывается самым непостижимым из всех искусств. А он-то, как и любой успешный режиссер, был уверен, что все искусства уже покорены.

Фото: Яна Овчинникова

Несмотря на то, что спектакль следует по сюжету за фильмом, он сильно меняет угол зрения для зрителя – и это его главное достоинство. По сути, это шанс оказаться внутри картины, а порой и внутри разума великого кинематографиста. Конечно, если человек не знаком с творчеством Федерико Феллини и его шедевром «Восемь с половиной», вникнуть будет сложнее. Зато обнуляются ожидания: это ведь нутро режиссерской жизни и творческих терзаний, в которое вдруг пускают без стука, настежь распахивая дверь. И как реагировать на увиденное и услышанное, решать будет сам зритель.

«Восемь с половиной» сложно переносить на сцену – и удивительно, что Лейле Абу-Аль-Кишек это удалось. По словам ее коллег, идею она вынашивала долго, почти 8 лет. Но нашла не только подходящую форму, но и понятный пластический язык, проработанный Евгенией Любашиной. Некоторые эпизоды вовсе напоминают цирковые номера (а Феллини был истовым поклонником цирка): мим играет на гармошке, периодически гаснет софит, сеньор Ансельми никак не может втиснуться в свой пиджак – то и дело промахивается и молча повторяет ритуал еще раз, другой, третий. Его пиджак появляется лишь на пять минут, но иллюстрирует состояние Гвидо от и до: это его жизнь, в которую он не помещается, потому что сшита она не по его меркам. Или он из нее уже вырос?

Фото: Яна Овчинникова

Этот физический дискомфорт Владимир Вдовиченков передает и залу. И вот уже личное становится общественным, и кажется, что вот-вот справа передадут микрофон, чтобы каждый зритель-критик задал режиссеру вопрос о его новом проекте. Вовлечение максимально, четвертой стены вообще нет, точнее амфитеатр с креслами и есть эта самая стена. Гвидо бы рад обратиться к кому-то по другую сторону, но там пусто. И приходится искать ответы внутри себя. Или – если все-таки попытаться быть честным с собой и близкими, – он найдет поддержку вовне. На это и надежда: любовь, которая еще теплится между Гвидо и его терпеливой женой Луизой (ее роль исполнила Анна Дубровская).

На самом деле, «Феллини. 8 ½» – очень красивая постановка: несмотря на цветовой минимализм, она кажется праздником, почти карнавалом ярких персонажей, которые то и дело вмешиваются в застопорившийся съемочный процесс. Трагикомичные эпизоды с пробами так и вовсе похожи на сон – намеренно чужеродные вставки с ощущением, будто подсматриваешь за частной жизнью через замочную скважину…

Костюмы художницы Дины Боровик выполнены в черном и белом цвете, не столько чтобы дать зрителю сосредоточиться на происходящем, сколько для сохранения кинематографичности. Да и в длительности – 2 часа 50 минут с одним антрактом, – спектакль не уступает фильму Феллини. И стоит он каждой своей секунды.

Фото: Яна Овчинникова

Если же говорить про звучание постановки, то оно максимально приближено к оригиналу. Конечно, музыку Нино Роты вы не услышите. Однако композитор Николай Шипулин сумел создать настолько органичное сопровождение для постановки, что в какой-то момент кажется, что весь зрительный зал – это часть фильма. Барабаны за сценой отбивают четкий маршевый ритм, а мелодия льется со всех сторон, заставляя ходить ходуном цирковую арену под названием «мир Гвидо Ансельми». Остается только надеяться, что за этим шумом он все-таки расслышит свой собственный голос.

Ближайшие показы спектакля состоятся 14 и 21 марта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

5 часов назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

7 часов назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

11 часов назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

12 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

17 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад