Есть такой распространенный жанр – рекомендации Квентина Тарантино. Это когда его спрашивают о любимых фильмах за какой-то отчетный период, или определенного жанра, или просто какую-нибудь киношку на вечер просят посоветовать, а он всегда охотно отвечает. Подобного рода материалов с заголовками типа «Столько-то любимых фильмов Тарантино» в интернете пруд пруди.
Мы же в честь 60-летнего юбилея ненаглядного нашего Квентина, который он отметил 27 марта, решили пойти, так сказать, от противного. И прошерстили его интервью, подкасты с его участием, а также его книги, чтобы отыскать картины, которые он, напротив, не любит. А затем отобрали из них те, что, казалось бы, нравятся если не всем, то большинству. Поэтому приготовьтесь не соглашаться с великим.
Из всех деятелей французской новой волны Тарантино предпочитает Клода Шаброля, а вот творчество Франсуа Трюффо категорически не приветствует, за исключением пары вещей вроде «Истории Адели Г.». Более того, как-то раз он сравнил Трюффо с легендарным производителем уморительного киномусора Эдом Вудом, назвав лауреата Канн, Берлинале и «Оскара» «очень страстным, но неуклюжим любителем».
Предметно Квентин высказался о Трюффо в новеллизации своего фильма «Однажды в… Голливуде», где его соображения транслируются через Клиффа Бута (которого Брэд Питт сыграл). В книге лаконично описан опыт просмотра двух лент Трюффо – «400 ударов» и «Жюль и Джим». Оба совершенно Бута не зацепили и показались ему скучными. Насчет первого там говорится, что «он так и не понял, на кой черт этот пацан натворил половину того, что натворил». Второй же охарактеризован как невыносимо утомительный.
В наградном сезоне 2019 года среди конкурентов «Однажды в… Голливуде» была военная драма Сэма Мендеса про Первую мировую «1917», снятая якобы одним кадром. Собственно, в этом «якобы» и заключена одна из претензий, которые Тарантино предъявил к картине в ходе беседы с телеведущим Биллом Маром. Своим наметанным глазом он заприметил слишком много скрытых монтажных склеек, без которых, по его мнению, вполне можно было обойтись.
«Я не хочу сказать, что они плохо выполнили свою работу… Но раз уж собрался это делать, то делай нормально. Растяни дубль хотя бы на 15 минут!» – в фирменной экспрессивной манере озвучил пожелание режиссер.
Он тут же добавил, что изначально-то «1917» ему даже понравился. Но отношение его резко и бесповоротно изменил случайно брошенный комментарий друга, который сказал, что этот фильм похож на видеоигру. После чего Тарантино уже не мог воспринимать его иначе.
«Есть такая известная игра про нацистов и оборотней, Wolfenstein. Так вот, это как кино по Wolfenstein, только если бы это было действительно кино по Wolfenstein, оно бы понравилось мне куда больше».
Речь, строго говоря, не о самом «Дне сурка», а скорее о целой категории фильмов, популярных в 1980-х и 1990-х, в которых нередко снимался Билл Мюррей. Помимо «Дня сурка», это «Добровольцы поневоле» Айвена Райтмана и «Новая рождественская сказка» Ричарда Доннера. В книге «Спекуляции о кино» Тарантино о таких фильмах писал следующее:
«Комплексные персонажи не обязаны быть симпатичными. Интересные люди – не всегда приятные. Но в Голливуде 1980-х привлекательность была всем».
Короче говоря, Квентину очень не нравятся все эти душеспасительные истории, когда главный герой сначала весь такой бука, но потом осознает, в чем он не прав, и в последние 20 минут оперативно искупает грехи, перевоспитывается и становится примерным молодцом. Как полагает Тарантино, эта схема в корне порочна. И «День сурка» наиболее явно показывает почему:
«Мне всегда претила идея, что персонажу Мюррея необходимо искупление. Да, может, ему и удалось очаровать Энди МакДауэлл, но кто-то правда считает, будто менее саркастичный Мюррей – это лучший Мюррей?»
Не так давно Квентин Тарантино присоединился к движению против марвелизации Голливуда, возглавляемому Мартином Скорсезе, публично обвинив Marvel в убийстве кинозвезд. Точнее, в том, что из-за всех этих кинокомиксов исчезает само понятие «кинозвезда». Дескать, те же Крис Эванс, Роберт Дауни-младший и Крис Хемсворт в полном смысле слова звездами не являются, поскольку без своих персонажей они никто. Тогда как Капитан Америка, Железный человек и Тор и есть звезды.
Что же касается непосредственно марвеловских фильмов, тут Тарантино не столь категоричен: «Я не люблю их. Но и не ненавижу. Но не люблю».
Он признает, что уже слишком стар для них, и если бы они выходили, когда ему было в районе 20, то он бы визжал от восторга. Но тут же вносит важное уточнение: в те времена кинокомиксы не заполонили бы собой все пространство. А теперь их слишком много, и никуда от них не денешься – никакой тебе альтернативы.
Напоследок весьма примечательная цитата из далекого 1992 года, когда Квентин Тарантино только явил миру «Бешеных псов» и находился в самом начале долгого славного пути. Перед ним встала извечная дилемма: продолжать снимать кино как независимый автор или же позволить крупной студии взять себя под крыло. У обоих вариантов есть свои плюсы, минусы и подводные камни. Развивая эту мысль, Тарантино достаточно жестко прошелся сразу по нескольким своим коллегам и по индустрии вообще. Приводим его рассуждения целиком:
«Я не хочу бежать от студий как можно дальше, как не хочу и бегать за ними, потому что и то и другое содержит в себе серьезные риски. Не успеешь оглянуться, как ты уже Ричард Доннер. С другой стороны, если десять лет подряд снимать малобюджетное высокохудожественное кино, то велика вероятность превратиться в самодовольного засранца. Когда там у Николаса Роуга последний раз выходило что-то хорошее?
Я обычно ни к кому не придираюсь, но вот в Каннах посмотрел «Твин Пикс: Сквозь огонь», и Дэвид Линч, доложу я вам, в такого самодовольного засранца превратился, что у меня нет желания следующий его фильм смотреть. А ведь я любил Дэвида Линча. Гас Ван Сент, по-моему, после «Моего личного штата Айдахо» стал пародией на самого себя. Все эти ребята добились признания благодаря своей причудливости, а теперь, когда им предоставили возможность делать, что они хотят, они занимаются исключительно демонстрацией своей причудливости».
Вышесказанное позволяет взглянуть на фильмографию Квентина Тарантино и на него самого слегка по-новому. Как видим, уже тогда он не признавал авторитетов и смело низвергал иконы (вспомним, ко всему прочему, скандальную пресс-конференцию в Москве с дерзким выпадом в адрес покойного Брюса Ли). И в этом же небольшом монологе раскрываются два его главных страха: с одной стороны, забронзоветь, с другой – погрязнуть в мейнстриме. Что многое, если подумать, объясняет.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…