Валерия Гай Германика – кто она? Эпатажная выскочка или гениальный режиссер, имя которой останется в веках? Одни ее боготворят, другие критикуют. Одни мечтают с ней работать, другие бегут как от огня.
К 40 годам Валерия Гай Германика сняла 25 фильмов и массу клипов для российских музыкантов – их объединяет то, что она не боится высказывать в них то, что думает. И пусть многие не соглашаются с таким видением, но это ее правда: болезненная, жесткая, подчас неприятная, но суровая и бескомпромиссная. Она всегда делает то, что хочет, живет так, как хочет, и снимает о том, о чем хочет.
Музыка для Германики – важная составляющая творчества: она всегда тщательно подходит к выбору саундтреков для своих работ. И выбирает те композиции, которые максимально отражают смысл фильма. В ее картинах часто можно услышать русский рок: «Пикник», «Агата Кристи», «Тараканы!», Глеб Самойлов и The Matrixx, «Звери», «Блондинка Кью». Не чужды ей и рэп с поп-музыкой – КАЧ, Пахом, Pharaon, DJ Smash, Елка.
Валерия на протяжении всей своей кинокарьеры снимает видеоклипы для музыкальных групп, чаще всего для тех, кстати, кто потом звучит в ее фильмах и сериалах. В частности, она сделала клипы для Jack Action, Славы, Линды, «Ночных снайперов», «Обе Две», «Смысловых галлюцинаций». Для последних она еще и стихи написала к песне «Мысленный волк» – та занимает в творчестве группы особенное место.
Каждый видеоролик Германики – маленькое событие, потому что в них она не отступает от своих принципов и фирменного «киношного» стиля. Это маленькие и часто жесткие истории, без компромисса. Как, например, одна из ее последних работ для певицы То-Мы на песню «Мой космос». Многие встретили клип в штыки из-за содержания, которое на первый взгляд не соотносится с текстом и настроением самой песни.
Постановщица пробует себя и в музыке. В 2023 году она выпустила несколько синглов в разных жанрах, взяв лаконичный псевдоним Germanica. И сама сняла себе на них клипы.
Есть в ее фильмографии и сериальный рэп-мюзикл «Бонус» (2018). В нем молодой рэпер по кличке Бонус вынужденно отправляется в Москву со своим другом Гашиком (Артем Сучков), знакомится с дочкой богатого бизнесмена, переживает любовь, стычки с отцом девушки и вливается в столичную рэп-тусовку, в которой тоже все непросто.
Сделать из сценария рэп-мюзикл придумала сама Германика: снимать фильм о рэпере без рэпа было бы скучно. Поэтому картина перемежается музыкально-танцевальными вставками. Бюджета на это заложено не было, но режиссер все равно сделала так, как хотела. Благодаря ей в фильме появился шоковый Антон Адасинский в роли инфернального рассказчика (озвучен Владимиром Епифанцевым), время от времени вступающего в диалог с главным героем. А одним из художников картины стал Пахом – музыкант, художник и андеграундный актер, наиболее известный по роли Поехавшего в «Зеленом слонике».
«Бонус», конечно, получился на любителя и российским рэперам по душе не пришелся. Но то, что фильм не похож ни на одну другую российскую картину, – это факт.
Режиссер к касту подходит строго и порой удивляет своим выбором. Например, в «Обоюдном согласии» в одной из ведущих ролей появился Андрей Козлов – президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». Известный телеведущий до Германики в кино не снимался, да и после тоже. Он и сам удивился подобному предложению, но в роли следователя Нестеренко Германика видела только его. И надо сказать, справился с ней Козлов на ура, по его признанию, благодаря помощи режиссера и, главное, ее веры в него.
«Обоюдное согласие» – сериал об изнасиловании молодой женщины, в котором она обвиняет влиятельных жителей города. И о способах, порой недопустимых, к которым жертве приходится прибегать, чтобы доказать сам факт насилия и наказать тех, кто обычно уходит от правосудия, откупаясь деньгами или прикрываясь властью.
В сериале также снялись Светлана Иванова, Анна Снаткина, Тарас Кузьмин, Шамиль Хаматов и Глеб Бочков. И все как один заявляют, что работать с Германикой – что-то на грани фантастики: всего лишь одной колючей фразой она может направить в то русло, которое ей необходимо, и роли в ее фильмах не играешь, а проживаешь по-настоящему.
Если внимательно присмотреться к актерам, которые снимаются у Германики, можно заметить, как они мигрируют из одного проекта в другой. В 2008 году режиссер познакомилась с Агнией Кузнецовой, уже снявшейся на тот момент в балабановском «Грузе 200», и позвала ее на роль Жанны в картине «Все умрут, а я останусь».
Драма о трех девчонках-подростках, ученицах 9-го класса самой обычной московской школы, с нетерпением ждущих дискотеку и мучительно переживающих свое взросление, разломила зрителей на два лагеря. Тех, кто считал фильм лучшим, что было снято в том году, и тех, кто не принимал его совсем. Имя Германики загремело.
После «Все умрут, а я останусь» Агния Кузнецова сыграла в пронзительной короткометражке «Счастье другими словами» (2009) и полном метре «Да и да» (2014) и стала лучшей подругой Германики. «Да и да» – фильм о любви. При этом молодая учительница Саша (Агния Кузнецова) любит художника Антонина (Александр Горчилин), а он любит себя и ее любовь к нему. Поэтому отношения между ними складываются странные и болезненные.
Германика вместе с художниками (Сергей Пахомов, Владимир Ярин и Татьяна Долматовская) сделали мир картины таким, каким, по их мнению, его видит глаз настоящего художника. Для этого на съемках использовались разноцветные линзы и неожиданные ракурсы. Неподготовленному зрителю смотреть фильм тяжело не только из-за визуального ряда, но и потому, что он честен до зубовного скрежета.
В фильме звучит песня «Агаты Кристи» «Эпилог». По словам Германики, сцена сна Саши изначально была придумана как клип для группы, но та распалась, и материал в итоге стал частью «Да и да».
Лана Райдер, впервые появившаяся в сериале «Школа» (2010), который выходил на Первом канале и будоражил общественность вплоть до призывов его запретить, впоследствии приняла участие в «Кратком курсе счастливой жизни» (2011) и «Бонусе». Анна Шепелева и Валентина Лукащук из той же «Школы», где они сыграли главные роли (Оля Будилова и Аня Носова соответственно), не только засветились в других сериалах режиссера, но и в клипе The Matrixx на песню «Никто не выжил».
Еще в нескольких видеороликах Германики можно увидеть Александру Ребенок, сыгравшую в «Школе» учителя физики. Музыканты после съемок клипов также появляются в фильмах Валерии. Диана Арбенина, например, сейчас снимается в ее новом проекте, о котором мы расскажем чуть позже.
О работе с Валерией Гай Германикой можно услышать разное: что с ней тяжело, что она деспотичная, что эмоционально она выворачивает актеров наизнанку, или что, наоборот, с ней легко, сниматься у нее – счастье, что она – профессионал высокого уровня. Но большинство согласны с тем, что постановщица умеет расположить к себе, а ее съемочная площадка превращается в место, открытое для импровизаций.
В ее фильмографии есть только один фильм, снятый по сценарию от и до, – «Мысленный волк» (2019) с Юлией Высоцкой и Лизой Климовой. Картина рассказывает о двух женщинах, матери и дочери, изолированных от цивилизации в глухой деревне. Их отношения и так складываются довольно непросто, а тут еще они вспоминают про оборотня, который бродит по округе. И не сразу понятно: то ли это деревенская пугалка для приезжих, то ли реальная угроза, то ли что-то третье.
«Самая главная трудность в том, – рассказывала Германика о съемках, – что, когда ты снимаешь по его тексту, у тебя нет возможности для импровизации. Обычно в моих фильмах актеры говорят текст своими словами, а тут никак. Стоит вынуть одну фразу, и рушится весь смысл, весь контекст происходящего».
«Мысленный волк» – опять же фильм на любителя. Как, впрочем, и все, что делает Германика: ее либо любишь, либо ненавидишь. Третьего, чего-то среднего, не дано. Картина наполнена скрытыми смыслами, до которых нужно докапываться, скрытой мистикой, которая вроде как и не мистика, скрытыми христианскими мотивами. И в этом ее главная прелесть.
Свою карьеру Валерия начала с документалистики. Ее выпускной работой на курсах в школе Марии Разбежкиной стала короткометражка «Сестры». Не имея идей, о чем же снимать фильм, она просто записала видео беседы со своей старшей сестрой.
Женщина, всем своим видом говорящая, что алкоголь – это ее повседневность, заплетающимся от водки языком рассказывает, как не любит мать, и несколько раз повторяет фразу, что нужно оставаться собой. И сидят они на загвазданной кухне, в комнате спит такой же пьяный мужик, который время от времени заходит к ним, чтобы поругаться, и несколько мальчишек, вынужденных существовать в этом кошмаре, радостно улыбаются в камеру, всеми силами привлекая к себе внимание. Фильм получился таким откровенно жестким, что становится тошно, но рука почему-то не поднимается его выключить.
С технической точки зрения «Сестры» ничего собой не представляют – просто хоум-съемка, каких миллионы. Но после этой ленты Разбежкина сказала Германике продолжать. И та продолжила, сделав еще 6 фильмов – «Девочки» (2005), «Уехал» (2006), «Мальчики» (2006), «День рождения Инфанты» (2007), «Папа» (2021) и «Емельяненко» (2020–2023). Каждый из фильмов по-своему хорош, потому что правдив и не пытается спрятать даже самое неприглядное, плохое и пошлое. И что бы там кто ни говорил, в них узнаешь самого себя, свое окружение, какие-то ситуации, мысли, чувства. Даже если совсем не хочется этого узнавать.
«Девочки» – своего рода приквел к «Все умрут, а я останусь», рассказывающий о последних днях летних каникул трех подруг. Они пробуют травку, пьют дешевые алкококтейли из жестяных банок, прокалывают себе пупки и с ревом пытаются понять смысл жизни, попутно пиля вены заведомо тупым ножом. Именно в этом фильме Германика использовала съемки «дрожащей рукой», гиперреалистичное изображение и практически полное отсутствие декораций, что стало ее фирменной фишкой наряду с откровенностью диалогов, ненормативной лексикой и клиповыми приемами.
В «Мальчиках» идея та же, только, собственно, рассказ идет о мальчиках и выглядит пожестче. «День рождения Инфанты» снова о девочках, только постарше. Они выбрали вымышленную жизнь вместо реальности, ведь последняя скучна. Зрители на показах гневно уходили с середины фильма, называя его откровенной порнографией.
«Папа» – это своеобразное возвращение к «Сестрам», то есть к семье. Германика сняла своего 91-летнего на тот момент отчима, казалось бы, в простейшей ситуации: обсуждение покупки обуви для поездки в Италию и, собственно, поездка. Однако фильм оказывается глубже – он о пропасти между поколениями, о незаживающих душевных ранах, сколько бы времени ни прошло, и абсолютно разном восприятии одного и того же.
Последний документальный фильм Германики «Емельяненко», о котором в свое время много говорили, посмотреть не получится: до большого проката дело так и не дошло, онлайн его не найти, трейлера у него нет. Возникает резонный вопрос: существует ли фильм на самом деле? Или это какой-то странный пиар-ход, чтобы подогреть к себе интерес, как с той историей, когда на «Авито» появилось объявление, что картина продается в частную коллекцию за 50 млн рублей? Непонятно.
Валерия Гай Германика не собиралась становиться режиссером. Вообще-то она хотела работать с собаками и быть хэндлером – тем, кто готовит животных к выставкам и соревнованиям. Она окончила курсы при Российской кинологический федерации и училась в Институте зоотехнии и биологии Тимирязевской сельхозакадемии.
Поэтому не снять о собаках она просто не могла. Свою короткометражку «Фильм о любви, снятый собаками» она сделала по заказу Pedigree. И это самая светлая и добрая картина Валерии, настолько пропитанная любовью к этим животным, что ее чувствуешь физически. Невозможно не улыбаться в течение всех 6 минут, что она длится, глядя на собак, от лица которых и снят фильм.
Кстати, режиссер не раз говорила, что не может смотреть фильмы про собак, поскольку перестает верить, что в них все не взаправду.
Свои первые награды и признание Германика получила за «Девочек». На «Кинотавре» картина взяла приз как лучший короткометражный фильм. Тогда же «Девочки» победили на фестивале «Кинотеатр.док» и вошли в программу «Дня России» в Каннах. «Все умрут, а я останусь» незамеченным тоже не остался. На Каннском фестивале в 2008 году фильм завоевал сразу две награды – «Золотая камера – особый взгляд» и приз Regards Jeune.
«Да и да» принес Германике серебряного «Святого Георгия» как лучшему режиссеру на ММКФ-2014, приз Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ и приз газеты «Коммерсантъ Weekend». «Школу» и «Краткий курс счастливой жизни» отметили премией «Клуба телепрессы» с интересными формулировками: «За бесстрашие эксперимента» и «За нетипичный сериал о наших современниках в типичных обстоятельствах российской жизни».
Сейчас Валерия Гай Германика работает над вторым сезоном «Обоюдного согласия» с Глафирой Тархановой, Дианой Арбениной, Марией Кончаловской и Глебом Пускепалисом. На этот раз сериал затронет вопросы домашнего насилия при видимом внешнем благополучии. Также в планах историко-биографический сериал «Княгиня Ольга», однако о нем пока мало что известно.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…