«Американский психопат» — роман американского писателя Брета Истона Эллиса, в котором речь идет о богатом молодом банкире Патрике Бэйтмене — самопровозглашенном маньяке-убийце. Роман вышел в 1991 году и вызвал фурор детализированными описаниями сцен секса и насилия. 14 апреля 2000 года в США прошла премьера экранизации режиссера Мэри Хэррон с Кристианом Бэйлом в главной роли. С годами психологический триллер приобрел культовый статус.
Режиссер Мэри Хэррон утвердила Кристиана Бэйла на главную в 1997 году, хотя актеру пришлось еще долгих три года после этого бороться за свое участие в фильме. Как только к проекту подключилась компания Lionsgate, ее боссы захотели большую звезду и не были уверены, что на малоизвестного валлийца зритель побежит в кинотеатр. Да, Бэйл сыграл подростком в драме Стивена Спилберга «Империя солнца», но после этого в большие проекты не заглядывал. На главную роль прочили Леонардо ДиКаприо, который в тот год стал поп-идолом после «Титаника». Мэри Хэррон в свою очередь крутила у виска и настаивала, что участие ДиКаприо только навредит картине. Лео в роли кровожадного Бейтмана послужит дурным примером для юных фанатов, которые, кстати, из-за рейтинга картины даже не смогут на нее сходить. Среди других кандидатов был Юэн МакГрегор (сыграл молодого Оби Ван Кеноби, может завлечь аудиторию), но Бэйл лично упрашивал актера не участвовать в пробах и уступить ему. В итоге в Lionsgate согласились, но урезали бюджет с 10 млн долларов до семи. И попросили хотя бы на второстепенные роли взять мало-мальски известных актеров. К съемочной группе присоединились Джаред Лето, Уиллем Дефо, Риз Уизерспун, Джастин Теру и Хлоя Севиньи.
Проникнуть в голову психопата Бейтмена и понять, как его сыграть, Кристиану было нелегко. Хэррон позже вспоминала бесконечные телефонные разговоры с актером о том, как воплотить непростого персонажа на экране. Сошлись во мнении, что герой должен вести себя как марсианин, который постоянно следит за тем, что делают люди вокруг, и пытается соответствовать. Но финальный штрих Бэйл добавил после того, как увидел Тома Круза в «Вечернем шоу Дэвида Леттермана». Как ему показалось, в интервью у Круза были безумные глаза, он был очень наигранно дружелюбным и странно смеялся. Такое поведение вдохновило актера. Он также перенял несколько повадок и у Николаса Кейджа из фильма «Поцелуй вампира» (1988), где тот сыграл литературного агента, который сходит с ума. Кстати, кадр из этой картины позже превратиться в мем «You don’t say?».
У фильма были проблемы с дизайнерскими марками. Cerruti разрешил Бэйлу носить их костюмы, но не в момент, когда его персонаж кого-нибудь убивал. Rolex позволил всем кроме Бейтмана носить свои часы в кадре. Поэтому знаменитую строчку из книги «Не трогай Rolex» пришлось заменить на «Не трогай часы». Перед самым началом съемок из проекта вышли Calvin Klein, и нижнее белье для Бэйла писатель Эллис купил сам и лично привез на площадку. Comme des Garcons не разрешил использовать одну из своих сумок в сцене перевозки трупов, вместо него был использован аксессуар Жан-Поля Готье — тот был не против.
Бэйл, который теперь славится своими трансформациями (то сильно худеет, то толстеет для образа), начал маниакально готовиться к ролям именно с этого фильма. Здесь перед актером стояла серьезная задача — сделать себе тело олимпийца за полтора года. К нему приставили персонального тренера, который посадил Кристиана на жесткую диету и заставил заниматься в зале по 3 часа ежедневно. Также Бэйл исправил себе передние зубы для идеальной улыбки. И на этом не остановился. В самой первой сцене фильма главный герой проходит длинную косметическую рутину — эпизод стал не менее культовым, чем кровавые приключения. Кристиан купил все необходимые бьюти-продукты и соблюдал ритуал каждый день на протяжении всего периода съемок, пытаясь лучше понять сознание нарцисса-маньяка, которого изображал. Кстати, Марго Робби три года назад сделала пародию на эту сцену.
Как занимается сексом состоятельный психопат, который способен думать только о себе любимом? Конечно, он делает это перед зеркалом. И, конечно, какие бы женщины ни были в его постели, он смотрит при этом только на себя, восхищаясь своей «безупречной мужественностью». Именно так занимается сексом герой Кристиана Бэйла в этой истории. Однако знаменитая сцена с двумя проститутками более тщательно спланирована, чем вы думаете. Актер принес режиссеру Мэри Хэррон несколько кассет с фильмами для взрослых и подробно показал, как именно он хочет снять секс втроем. В ход пошли даже рисунки с позициями, которые, по его мнению, лучше всего подойдут. Кстати, феминистка Глория Стайнем была одной из ярых противниц как романа, так и фильма из-за наличия в них сцен изуверского насилия в отношении женщин. В 2000 году Стайнем вышла замуж за отца Кристиана Бэйла и стала его мачехой. Ирония судьбы!
Брету Истону Эллису в целом понравилась экранизация, но он был недоволен большим количеством закадрового текста. Он считает этот прием одним из самых спорных в кино: «Показывайте, а не рассказывайте. Закадровый комментарий — прием для ленивых, при злоупотреблении он превращает фильм в иллюстрированную аудиокнигу». Также писатель был не в восторге от танца, во время которого Кристиан в белом халате под песню группы Huey Lewis and The News расправляется с героем Джареда Лето. Сцена стала культовой (Хьюи Льюис ее даже спародировал), одной из самых эффектных и напряженных в фильме, но Эллис до сих пор кривится при просмотре. Всем не угодишь.
Главной претензией, которую предъявляли к фильму поклонники романа, было то, что Мэри Хэррон заставила сомневаться зрителей в том, что убийства Бэйтмана произошли на самом деле, а не оказались только фантазиями его больного разума — в романе этого не было. Ранее Дэвид Кроненберг был не прочь взяться за экранизацию, но если бы главную роль сыграл Брэд Питт, а в финальной сцене был бы музыкальный номер. Постановщик хотел, чтобы звучала песня Барри Манилоу Daybreak, а Бейтман танцевал бы в окружении убитых им людей на одной из крыш Всемирного торгового центра. «Хорошо, что такого не произошло», — позже заявит автор романа Эллис.
Читать также: Интервью с Мэри Хэррон: «Кое-что для «Американского психопата» я взяла из «Преступления и наказания»
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…