Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Свои и чужие: 10 лучших истернов

Свои и чужие: 10 лучших истернов

12 мая 2024 /
Свои и чужие: 10 лучших истернов
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фото: Фотохроника ТАСС

Советские и российские фильмы, снятые в эстетике вестернов, но на отечественном материале, – от «Неуловимых мстителей» до «Красного призрака».

Сразу оговоримся: истерны – это совсем не то же самое, что красные вестерны. Последними киноведы именуют приключенческие ленты про Дикий Запад, которые снимали в Восточной Европе. Сюда можно отнести, например, «Вооружен и очень опасен» (1977) или «Человека с бульвара Капуцинов» (1987).

В истернах вместо ковбоев и индейцев при той же жанровой стилистике выступают красные и белые (или басмачи), советские солдаты (или партизаны) и немецкие, чекисты и бандиты… На днях «КиноРепортер» погрузился в истоки жанра, рассказав, как он развивался на протяжении прошлого и нынешнего веков. А теперь мы предлагаем вашему вниманию 10 отечественных истернов, которые смотрятся не менее увлекательно, чем фильмы Серджио Леоне и Джона Форда. 

«Неуловимые мстители» (1966)

Приключенческий фильм Эдмонда Кеосаяна, снятый на «Мосфильме» по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», рассказывает о подвигах четырех юных друзей – Даньки, Ксанки, Яшки-цыгана и Валерки, – самоотверженно сражающихся с белыми и бандитами в годы Гражданской войны.

Если разобраться, сюжетно «Неуловимые мстители» наследуют не столько классическим вестернам, сколько как раз «индейским фильмам», которые активно снимались кинематографистами ФРГ и Югославии с начала 1960-х и были безумно популярны в СССР. А все потому, что в них чаще всего индейцы показывались борющимися с угнетателями, и Неуловимые больше походят именно на индейцев.

Впрочем, атаман Бурнаш вполне мог вдохновляться бандитом Кальверой из «Великолепной семерки», снятой за 6 лет до фильма Кеосаяна. А сцена со стрельбой по бутылкам и кружкам пьяными бандитами в кабаке – классический эпизод в салуне, кочевавший от вестерна к вестерну.

«Белое солнце пустыни» (1969)

Снятый совместно «Мосфильмом» и «Ленфильмом» культовый фильм Владимира Мотыля, главный герой которого – красноармеец Федор Сухов – вместе с юным красноармейцем Петрухой и местным жителем Саидом где-то на берегу Каспийского моря в 1920-е спасает целый гарем бандита Абдуллы.

Проект фильма, получившего в итоге название «Белое солнце пустыни», родился на волне бешеной популярности «Неуловимых мстителей», и, хотя истерн как жанр существовал в СССР неофициально, советское кино не могло ориентироваться на эстетику капиталистического и идеологически чуждого Голливуда, – вполне сознательно делался с оглядкой на вестерны.

То, как Сухов заручается поддержкой Саида (своего рода индейца из вестернов) и таможенника Верещагина, а потом отбивается от банды Черного Абдуллы, напоминает все ту же «Великолепную семерку».

«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)

Шедевр Никиты Михалкова (трудно поверить, что это дебют!), снятый по мотивам его же и Эдуарда Володарского повести «Красное золото». Это история о том, как уже после окончания Гражданской войны в некоем городке на юге нашей страны группа чекистов охотится за похищенным бандитами золотом, которое они готовили к отправке в помощь голодающим Поволжья.

Фильм вдохновлялся картинами Серджио Леоне с Клинтом Иствудом в главной роли и, в частности, вестерном «За пригоршню долларов» (1964). У атамана банды, бывшего есаула Брылова, сыгранного самим Михалковым, даже шляпа вполне ковбойская. А уж сцена налета на поезд – мотив бесчисленного количества вестернов, начиная с «Большого ограбления поезда» (1903).

Впрочем, фильм все равно получился новаторским – во многом благодаря вынужденному (не хватало цветной пленки) комбинированию цветных и монохромных сцен. А музыка Эдуарда Артемьева, написанная для картины, вполне конгениальна творениям Эннио Морриконе, которые были созданы для Леоне.

«Пропавшая экспедиция» (1975)

Приключенческая лента, снятая Вениамином Дорманом, рассказывает, как понятно из названия, об экспедиции в 1918 году видного профессора геологии Смелкова к сибирской реке Артыбаш на поиски золота, в котором крайне нуждается зарождающаяся Советская Россия.

«Пропавшая экспедиция», как и вышедшее годом позже ее прямое продолжение «Золотая речка», более всего походит на вестерны, повествующие о золотой лихорадке, которая пришлась на вторую половину XIX века и, в частности, сделала именем нарицательным северо-американский регион Клондайк.

Любопытно, что бывший царский офицер Кирилл Зимин, сыгранный Александром Кайдановским, выглядит практически копией бывшего ротмистра Лемке – его героя в «Свой среди чужих, чужой среди своих», снятом за год до «Пропавшей экспедиции». И даже тема золота та же.

«Тачанка с юга» (1977)

Фильм Евгения Шерстобитова по одноименной повести Александра Варшавера снят на Киностудии им. Довженко. «Тачанка с юга» – название секретной операции чекистов, борющихся в начале 1920-х с заполонившими юг Украины бандами.

Главные герои картины – чекист Бардин и его подопечный, подросток Саша – выдают себя за посланников барона Врангеля, чтобы проникнуть в самую опасную банду в округе, которую возглавляет бывший царский офицер Аркадьев.

Сюжетно это шпионская или полицейская история с операцией под прикрытием, однако в эстетике вестерна – с погонями на лошадях, перестрелками и достаточно узнаваемыми персонажами по обе стороны. Та самая тачанка из названия – по сути, дилижанс, который не раз становился в вестернах целью налета.

«Шестой» (1981)

На удивление малоизвестный, но от того не менее прекрасный фильм Самвела Гаспарова. По сюжету, в некий провинциальный городок после окончания Гражданской приехал новый начальник милиции Глодов. До него их было уже 5, и все были убиты бандой Вахрамеева. Глодов решает во что бы то ни стало уничтожить банду и придумывает хитрый план – выманить бандитов, скормив им историю о перевозке ценного груза. В итоге поезд становится ловушкой, в которой банду поджидали шестеро друзей – сам Глодов, парикмахер Павлик, врач Александр, пастух Охрима, цирковой борец Никита и молодой милиционер Лушков.

Еще до сцен с осадой и перестрелками в поезде, которые начинаются ближе к концу, фильм демонстрирует массу стилизаций под вестерны вообще и отдельные его ленты в частности. Так, эпизод, в котором Глодов собирает разномастную и очень яркую команду друзей, – чистейшая отсылка все к той же «Великолепной семерке». Только вместо Юла Бриннера тут Сергей Никоненко – эдакий новый шериф в городе.

«Непобедимый» (1983)

Приключенческая лента Юрия Борецкого посвящена памяти создателя самбо Анатолия Харлампиева (главному герою даже достались его инициалы), хотя ни к биографии Харлампиева, ни к реальной истории зарождения этого вида борьбы прямого отношения не имеет.

По сюжету, придуманному Павлом Лунгиным, бывший красноармеец Андрей Хромов разрабатывает новый вид борьбы – «самооборона без оружия». Именно он приводит Хромова в 1920-х в Туркестан, где он изучает приемы местной народной борьбы кураш. Но в тех местах неспокойно, так что исследовательская миссия не раз грозит кончиться трагически.

По жанру фильм походит на некий гибрид кунг-фу-боевиков в духе ранних работ Джеки Чана и вестернов. Примерно такими же мэшапами были некоторые картины Чака Норриса, в которых в ковбойскую эстетику привносилось карате. Таковым был, например, «Одинокий волк МакКуэйд», снятый почти одновременно с «Непобедимым». Кстати, Андрей Ростоцкий, сыгравший Хромова, был прекрасным каскадером, так что все в кадре делал сам, как и лучшие представители жанра.

«Зеленый фургон» (1983)

Двухсерийная телевизионная лента снята Александром Павловским  по мотивам одноименной повести Александра Козачинского. Здесь, как и во всех представленных выше фильмах, действие происходит после революции. Главный герой этой приключенческой ленты с элементами вестерна и мюзикла – бывший гимназист, сын профессора, восторженный, наивный, но не глупый молодой человек Володя Патрикеев назначен начальником одесского уездного отделения милиции. Парень мечтает раскрывать громкие дела, чтобы походить на своего кумира Шерлока Холмса, а ему достаются все больше спекулянты да конокрады. И все же он получает своего Мориарти – преступного авторитета, который скрывается под кличкой Червень.

И снова одна из самых популярных ковбойских историй – про нового шерифа в городе и бандитов, которых надо оттуда вытравить. Все это отчасти оттеняет романтический образ Володи, сыгранного вечным мальчиком Дмитрием Харатьяном, и им же исполненные песни за кадром, написанные Максимом Дунаевским. 

«Холодное лето 53-го» (1987)

Детективная драма Александра Прошкина стала последней ролью великого Анатолия Папанова, который умер прямо на съемках, из-за чего озвучивал его уже Игорь Ефимов. В отличие от всех прочих истернов выше, здесь, как следует из названия, действие переносит нас в 1953-й, когда вслед за смертью Сталина была объявлена самая большая амнистия в истории СССР, из-за чего страну наводнили «откинувшиеся» опасные преступники.

Герои фильма – политические заключенные на поселении в Сибири – «английский шпион», бывший главный инженер Николай Павлович Старобогатов, которого все зовут Копалычем, и «изменник Родины» бывший разведчик капитан Сергей Басаргин, которого все зовут Лузга, оказываются единственными, кто может, рискуя жизнью, спасти местных жителей от бандитов.

Душераздирающе сыгранный дуэт Валерия Приемыхова и Анатолия Папанова – по сути своей старатели в вестерне про все того же нового шерифа в городе, который в этот раз откровенно струсил и не оставил им выбора, когда надо было спасать ни в чем не повинных мирных жителей. Эстетика ковбойских лент прекрасно вписалась в быт сибирской глубинки и растворилась в нем, почти неузнаваемая.

«Красный призрак» (2020)

Военная драма Андрея Богатырева – единственный фильм в подборке, где эстетика вестерна привнесена в историю времен Великой Отечественной. «Красный призрак» – притча-истерн об одиноком мстителе, байки о котором передаются из уст в уста, наполняясь все новыми, подчас фантастическими деталями.

Декабрь 1941 года. Немецкие войска продолжают наступать. Они встречают яростное сопротивление советских войск и партизанов, однако ничто не заставляет их усомниться в скорой победе. Тем более под Вязьмой, где войска Красной армии были взяты в котел. И все же есть одно, что наводит на них ужас – рассказы об одиноком снайпере, который убивает всех, кого встретит. Его никто никогда не видел, а те, кто видел, уже никому не расскажут. Его невозможно убить. Он Красный призрак.

Богатыреву удалось снять фильм на такую важную тему, как Великая Отечественная, в крайне необычном и ярком стиле. По интонации его можно сравнить с «Бесславными ублюдками» Квентина Тарантино, который также черпал свое вдохновение из классических вестернов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: