Боевые читальни, мужики с веслами и магические книги в глубинке.
Конец 1990-х. Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) должен срочно собрать $4 тыс., чтобы получить американскую визу и отправиться покорять Голливуд. Достать такую сумму в короткий срок непросто – последние годы неудачливый актер перебивается детскими утренниками (привет «Здоровому человеку» и танцам в костюме чебурека) и даже пробует построить карьеру в порноиндустрии (грандиозный эпизод, стилизованный под VHS). Казалось бы, все, «кина не будет», но тут подворачивается отличный шанс наладить жизнь: отец Вязинцева скончался при невыясненных обстоятельствах и оставил ему в наследство квартиру.
Жажда лучшей жизни перевешивает обиду на родителя, и Алексей отправляется в деревушку Широнино. На жилплощадь там быстро находится покупатель, а дальше начинается полный кавардак. Боевые читальни, мужики с веслами, бывшие сидельцы – Вязинцев попадает в причудливый мир, где каждый второй хочет его прикончить, а каждый первый имеет на него особые планы. Оказывается, на родине тоже есть чем заняться: самые разные люди, которых Алексей поначалу принимает за сектантов, охотятся на магические книги. Каждая наделяет читателя (или слушателя) особым даром. Всего 6 книг – Силы, Ярости, Памяти, Терпения, Власти и Радости. Но есть и седьмая – Смысла. Ее, правда, пока никто не нашел.
«Библиотекарю» неспроста присвоен рейтинг 18+. И псевдопорно имеет к этому самое последнее отношение. Первая серия начинается с брутальной боевой сцены, массовым побоищем заканчивается вторая, а полтора часа между ними герои то и дело ходят в крови – что Андрей Мерзликин, играющий отца главного героя, что сам Никита Ефремов. «За сутки – шесть трупов!» – возмущается он в какой-то момент. Таким незамысловатым, но выразительным образом обозначается жанр, хотя разноплановых эпизодов в сериале хватает. Вот городское фэнтези, вот сатира на СССР («Товарищи, у вас тут не совок, а средневековье!»), вот черная комедия, а вот почти исторический боевик. Без криминала, понятное дело, тоже не обходится, хотя реликты эпохи вроде черных риелторов используются скорее в качестве комедийной отдушины.
Сериал Игоря Твердохлебова («Мажор», «Триггер», «Территория») сложно охарактеризовать – проект настолько оригинальный, что аналогов просто не находится. На ум приходит разве что «13 клиническая», где авторы тоже развивали собственную вселенную, опираясь на наследие Союза (в основном эстетическое) и придумывая правила с нуля. Но у «Библиотекаря» есть первоисточник, к тому же проверенный временем. Другое дело, что парой предложений его не перескажешь – всю мощь соцреализма Вязинцев ощущает на своей шкуре.
Еще одна сложность напрямую связана с жанровыми рамками. И профессией героя – порой он намеренно кривляется, стараясь скрыть животный страх. Выглядит это иногда гротескно – при творящемся вокруг безумии нарушение тональности бросается в глаза. Как и возраст героев: Мерзликин в одной поре, что в 1976 году, что в 1999-м, а персонажу Ефремова по сюжету 27 лет, что подразумевает максимализм и импульсивность. При всем уважении наследник именитой фамилии выглядит постарше, но играет с большим рвением (уязвимость перерастает в решительность буквально на глазах), и в характер попадает.
Помогают ему и другие актеры – ансамбль в сериале собрался разношерстный. Почти каждый герой – характерный, с изюминкой, которая считывается при первом же появлении. Иерархия тоже прописана четко: старшие бьются со старшими (Евгения Дмитриева – волевой стержень – великолепна с первых секунд), младшие стараются не особенно задираться. К тому же предыстории героев органично вплетаются в общий сюжет – зрителю хочется поскорее все узнать, но его мягко притормаживают, вместо этого раздвигая границы нового мира.
Линии разделяются и снова сводятся воедино – апофеозом становится сцена с Книгой Памяти. Чем она закончится, очевидно с первой секунды, но пробирает все равно до мурашек. Так что человечность – или полное ее отсутствие – все равно оказывается движущей силой проекта. А боевые сцены, музыка и юмор просто обрамляют происходящее – и очень удачно.
Комментарии