В мае на российские экраны вышли сразу два фильма ужасов, в которых блогеры расплачиваются за свое тщеславие, – «Без фильтров» и «Остров иллюзий». Завязка картин банальна: девушки в поисках лайков попадают в хитроумную ловушку. А вот дальше начинаются сюрпризы. Авторы раз за разом обманывают зрительские ожидания, так что угадать финал совсем не просто. Рассказываем, чем еще хороши «Без фильтров» и «Остров иллюзий» и как они изображают блогеров.
Со второй половины 2010-х блогеры стали главной мишенью хорроров. «Дизлайк», «Эксперимент «За стеклом», «Убить за лайк», «Клаустрофобы: Квест в Москве», «Отрыв», «Регистратор», «Сисси», «Паранормальные явления. Дом призраков» (он же Deadstream) – во всех этих картинах интернет-звездам приходится несладко. Кто-то страдает из-за своего эгоизма, кто-то – из-за неуемного любопытства, а кто-то сам становится монстром.
Неудивительно, что блогеры и инфлюенсеры с их желанием щегольнуть своим эго оказались под прицелом. В христианской традиции гордыня – суть зла, главный грех, который провоцирует все остальные. Например, зависть, которая тоже нередко захлебывается в крови: вспомним «Неонового демона» Николаса Виндинга Рефна. В состязании по самолюбованию блогеры опередили моделей и поп-звезд, потому что вся жизнь для них – сцена. Обед, пробежка, закат, отпуск – самые банальные вещи фиксируются с маниакальной дотошностью и апломбом.
А главное, блогером может стать каждый. Большинство хорроров из списка выше как раз об этом: либо аутсайдер пытается пробиться в топы, либо очередной «миллионник» оказывается пустышкой и самозванцем – то есть обычным человеком. «Без фильтров» и «Остров иллюзий» заимствуют эти сценарии, предлагая два разных взгляда на феномен интернет-звезд. Оба фильма – о девушках-блогерах, которые используют свою красоту и обаяние как приманку для подписчиков. И там и там героини фейковые: они совсем не те, за кого себя выдают. И Джесс из картины «Без фильтров», и Мэдисон из «Острова иллюзий» зарабатывают притворством.
В обоих фильмах тщеславие и миловидная внешность становятся причиной проблем: блогерши оказываются в западне. Только в «Острове иллюзий» это западня физическая (необитаемый остров), а в «Без фильтров» – психологическая. Дело в том, что у Мэдисон из первой ленты совесть чиста: она не сделала ничего ужасного, и шантажировать ее нечем. А вот у Джесс из второй картины рыльце в пушку: ради славы она не постеснялась подставить другого человека. А значит, с ней можно поиграть.
Из-за чего весь сыр-бор? В «Острове иллюзий» блогерша Мэдисон (Эмили Теннант) прохлаждается в роскошном отеле в Таиланде, не забывая радовать подписчиков. На самом деле девушке скучно и одиноко: ее парень не смог приехать. Но встреча с харизматичной незнакомкой (Кассандра Нод) все меняет: дикие пляжи, живописные скалы, вечеринки – Таиланд открывается с иной стороны. Мэдисон так сближается с новой подругой, что без задних мыслей плывет с ней на необитаемый остров. Обратно вернется только одна из них.
«Без фильтров» – история блогерши-неудачницы Джесс, которая никак не может пробиться в топы. Хотя контент у нее что надо: девушка откликается на дикие объявления в интернете, в которых часто сквозит сексуальный подтекст, и тайком снимает, что происходит потом. Каждый раз Джесс выдумывает себе новую личность, чтобы ее не могли отследить. Главное правило блогерши – анонимность «клиентов». Но когда свежее видео вдруг выстреливает, она идет на сделку с совестью. Правда, встреча с очередным фриком заставляет ее пожалеть о нарушенной приватности.
Предугадать повороты сюжета в обоих фильмах непросто: авторы умело водят зрителя за нос. «Остров иллюзий» сначала напоминает триллер, потом обещает нам хоррор про выживание на диком острове, а в итоге оказывается историей маньячки, которая крадет цифровые личности популярных блогеров и живет за их счет. Мэдисон пропадает где-то на 20 минуте, и на первый план выходит зловещая незнакомка с родимым пятном на лице. Кассандра Нод идеальна в этой роли: в 1990-е она была бы звездой эротических триллеров.
«Без фильтров» и вовсе меняет жанры как перчатки: производственная комедия, абсурдный триллер, пародия на «50 оттенков серого», хоррор-ремейк «Игры» Дэвида Финчера – сценаристка и исполнительница главной роли Даниэль Баркер умеет удивлять. Благодаря ее харизме и самоиронии (Баркер вдохновлялась собственным опытом) история не распадается на части, а хоррор-эпизоды только выигрывают от соседства с абсурдными моментами.
«Остров иллюзий» и «Без фильтров» наглядно показывают, почему блогеры прижились в ужастиках. Наивность (Мэдисон) и корыстолюбие (Джесс) – те безотказные шестеренки, которые приводят в действие жанровый аттракцион. Работа блогера – быть на виду, но этого мало. Чтобы создать уникальный контент, приходится лезть куда не надо. Либо в смысле географии (привет тревел-блогерам), либо в смысле психологии (пока треш-стримерам). Ни то, ни другое невозможно без веры в собственную исключительность, которая в итоге перерастает в иллюзию неуязвимости. То, что нужно для хоррора. За такую самоуверенность придется платить, и донаты подписчиков тут не помогут.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…