Рассказываем о пятерке необычных мультфильмов. Выделяются они в первую очередь за счет деформированных элементов – чаще геометрических, вроде кругов и треугольников, но встречаются среди них и совсем необычные. «Смешариков» на этот раз трогать не будем, коснемся анимации для взрослых. За исключением одного занятного советского образца.
Начнем с проекта, во многом вдохновившего эту подборку: экранизации одноименной манги Дзюндзи Ито, широко признанного автора графических хорроров. В центре сюжета оказываются старшеклассники, живущие в небольшом прибрежном городе. В тихой, на первый взгляд, провинции происходят странные вещи: жители постепенно теряют рассудок, наблюдая, как привычные предметы закручиваются в причудливого вида спирали. Загадочные знаки притягивают людей с непреодолимой силой: одних они буквально гипнотизируют, заставляя проворачивать смертоносные трюки с собственным телом, других пугают до потери сознания.
«Спираль» – черно-белый аниме-хоррор без скримеров, но при этом с достаточно жесткими, зачастую физиологическими трансформациями. Люди здесь превращаются в морских и ползучих гадов, страдают от нашествия комаров, гибнут от огня и несчастных случаев. А главное – теряют человеческий облик не только в буквальном смысле. Все действие укладывается в четыре эпизода примерно по 25 минут, а происходящее все чаще переносится из старшей школы сначала в больницу, где оказывается половина жителей, а затем и на улицы разрушенного страшными тайфунами города. Отметим, что, помимо исключительного визуального опыта, «Спираль» предлагает и любопытную игру слов – в том числе на английском языке.
Советский боди-хоррор, который вызвал ночные кошмары у множества детей. В основу мультфильма легло одноименное произведение Вильгельма Гауфа, который, помимо прочего, плотно занимался вопросами философии и теологии. В сказках, вышедших из-под его пера, страданий плоти и духа тоже немало: «Маленький мук» и «Карлик Нос» тому прямое доказательство. Отечественные аниматоры от оригинальной концепции решили не отходить и с особым тщанием соорудили пугающий мир, в котором неестественные силуэты героев становились еще более устрашающими.
Самую жуткую мутацию, конечно, вызывает волшебный порошок в сочетании с заклинанием «Мутабор» (иронично, что 40 лет спустя слово приобрело другое значение, но сугубо негативной коннотации не лишилось). С их помощью злой волшебник превращает людей в животных, а животных в людей. Последние, впрочем, скорее застревают в промежуточном состоянии, теряя не только привычный облик, но заодно цвет (буквально) и саму жизнь. Что цепляет в «Халифе-аисте» сильнее всего? Сложно сказать. Но выбрать есть из чего: пронзительная музыка, голоса Смоктуновского и Чуриковой, невыносимо печальный финал (кстати, отличный от оригинала) и выразительная рисовка, где особый акцент сделан на глаза, зачастую выражающие ужас и беспомощность.
Фестивальная – картина побывала в конкурсах «Сандэнса» и «анимационных Канн» – психоделика, которую невозможно развидеть (если что, мы предупредили). Возможно, именно поэтому ее непросто найти в Сети – название «О» предполагает слишком широкое поле для результатов поискового запроса. Поэтому для самых пытливых оставим ссылку на режиссеров – Марио Радев и Кьяру Сгатти. У последней послужной список повнушительнее, зато первый продолжил эксперименты с необычными формами и в этом году выпустил короткий метр «S», амбициозно посвященный бесконечности.
Но вернемся к «О». Авторы позиционируют свою работу как своеобразный акт имитации. В первую очередь – природных циклов. Вот только происходят они в мире, основой которого стали звуковые вибрации. И это диктует фантастическое буйство разнообразных форм и текстур. Что немаловажно, все существа в кадре живые, и то, что авторы заставили задышать самые причудливые, уродливые и попросту невозможные организмы, говорит об их явном таланте.
Еще одна фестивальная анимация, которая оказывается гораздо ближе к зрителю, чем предыдущий проект. Действие разворачивается в недалеком будущем, где человечество строит на поверхности Луны искусственный рай. В форме гигантского квадрата. Соответственно, и попасть туда можно, только если человек обладает подобающей внешностью. Ради вечного счастья обитатели земли добровольно обрекают себя на муки: носят специальные аппараты, скорее напоминающие инструменты для пыток, и предают себя, отказываясь от всего, что принято считать неидеальным.
Созданный в жанре антиутопии мультфильм работает без слов: герои общаются разве что междометиями. Но тем доступнее оказывается его содержание, возможно, не самое новаторское, но однозначно внушающее реальные ценности. По стилистике лента напоминает аниме 1980-х и 1990-х, так что фанатам жанра стоит обратить на нее внимание. Производством, кстати, занимались студии Колумбии и Бразилии.
Культовая анимационная серия, посвященная приключениям мальчика Финна и его лучшего друга – пса Джейка, способного растягивать свое тело до практически любых размеров и форм. Они путешествуют по волшебной стране Ууу и спасают принцесс из лап ужасных монстров и злодеев. Хотя непривычно и причудливо в этом мире выглядят и другие герои, так что Джейк на их фоне не очень-то и выделяется. При этом внутри мира «Времени приключений», насквозь пропитанного влиянием современной поп-культуры, парадоксальным образом сохраняется ощущение правдоподобности происходящего. Даже несмотря на все безумства, которые там творятся.
Еще одна любопытная деталь: в отличие от аналогичных проектов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию, Финн взрослеет – если в начале франшизы ему 12, то в финальном сезоне он празднует 17-летие. Разумеется, такой подход кардинальным образом влияет и на сюжет, и на самого героя, постепенно теряющего детскую наивность. Хотя самых юных зрителей мы бы все же рекомендовали оградить от просмотра.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…